![]()
Начало поражения обновленцев было положено в Москве В 2022 году в связи со столетием начала кампании по изъятию церковных ценностей «Журнал Московской Патриархии» много писал о тех событиях. В 1922 году в разгар этой кампании возникло движение обновленцев, ставшее одновременно печальной и героической страницей в истории Русской Церкви. Сто лет назад, весной 1923 года, в Москве прошел раскольничий собор, на котором была сделана попытка отменить институт патриаршества и лишить Предстоятеля Русской Церкви патриаршего сана и монашеского достоинства. О причинах возникновения обновленцев, о том, как готовился этот «собор» и как он стал началом краха обновленческого движения, как Патриарх Тихон вместе со своей паствой сумел противостоять разрушительной силе раскола, рассказывает священник Сергий Иванов, кандидат богословия, научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. PDF-версия.
16 мая 2023 г. 10:30
Митрополит Гурий (Егоров) – защитник веры и исповедник xx века В послереволюционные советские годы гонений на Церковь такие пастыри, как митрополит Гурий, спасали Русскую Православную Церковь от уничтожения, а ее паству от рассеяния. Иеромонах Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, прошел через тюремные застенки и ссылку, после освобождения из Беломорско-Балтийского лагеря уехал в Ташкент и там со своими духовными чадами организовал тайную общину. После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, готовил к открытию Троице-Сергиеву лавру и возвращение Церкви мощей преподобного Сергия Радонежского. Более шести лет возглавлял Ташкентскую кафедру, служил в Саратовской епархии, обустраивал храмы и монастыри на Украине и в Белоруссии, возглавлял Ленинградскую кафедру и окончил служение в Крыму, упокоившись в 1965 году. PDF-версия.
27 апреля 2023 г. 14:30
Игумен Филипп (Перцев): «Каждый день их был полностью посвящен Богу» Тридцать лет назад, 18 апреля 1993 года, на Пасху в Оптиной пустыни были убиты трое насельников обители — иеромонах Василий (Росляков) и иноки Ферапонт (Пушкарев) и Трофим (Татарников). Эта трагедия стала потрясением для всей страны, где только началось возрождение церковной жизни. Восемнадцатого апреля в Оптиной пустыни особо торжественный день, который собирает множество людей почтить память убиенных братий. Над местом их погребения на монастырском кладбище установлена часовня. О том, какими были эти монахи, чем они запомнились братии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал игумен Филипп (Перцев). PDF-версия.
18 апреля 2023 г. 15:00
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Иерей Александр Цыганов От тяжелых ранений, полученных при исполнении пастырского долга в зоне СВО, 21 ноября 2022 года скончался военный священник 76-й десантно-штурмовой дивизии Воздушно-десантных войск, клирик храма благоверного князя Александра Невского г. Пскова иерей Александр Цыганов.
13 февраля 2023 г. 15:00
В армии священник нужен больше, чем автомат Многие, кто знал протоиерея Михаила Васильева, погибшего 6 ноября 2022 года в зоне специальной военной операции на Украине при исполнении пастырского долга, отмечают его невероятную энергию. Для военных священников он был «духовным локомотивом», который очень многие вопросы и проблемы тянул на себе, пытаясь решить самостоятельно. И это ему часто удавалось, прежде всего за счет своего авторитета как среди духовенства, так и среди военных. А уважение людей с погонами он заработал, пройдя через горячие точки в Косове, Боснии, Чечне, Сирии, Абхазии, Киргизии и Донбассе, — везде, где сражались русские воины, с ними был отец Михаил. Он был настоятелем нескольких приходов, за свою жизнь восстановил и построил четыре храма и воспитал многих священников, окормляющих десантников. PDF-версия.
26 января 2023 г. 14:00
Путешествие к будущему веку Двадцать пять лет назад 2 октября 1998 года отошел ко Господу архимандрит Георгий (Тертышников). Он был не только опытным пастырем, талантливым проповедником и публицистом, но и выдающимся церковным историком и ученым-богословом. Плодом научной деятельности доцента Московской духовной академии архимандрита Георгия стали более двухсот публикаций. Им были подготовлены материалы к канонизации Радонежских святых: родителей преподобного Сергия Радонежского преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, старца Варнавы Гефсиманского... Но особое место в его богословских трудах отведено святителю Феофану Затворнику, имя которого архимандрит Георгий открыл всему миру. PDF-версия.
23 января 2023 г. 14:00
Будет на сем месте благодать Божия В этом году исполняется 600 лет со дня явления на Сахотском болоте неподалеку от Ростова Великого чудотворного Иисусова креста (ныне именуемого Годеновским). В августе прошлого года на заседании Священного Синода (журнал № 77) по ходатайству епископа Переславского и Угличского Феоктиста день явления чудотворного Креста — 29 мая (11 июня по новому стилю) был внесен в месяцеслов Русской Православной Церкви как день празднования этого события. Когда сегодня оказываешься в Годенове и видишь, сколько паломников приезжает каждый день поклониться Кресту, удивляешься, что всего тридцать лет назад эта реликвия находилась практически в забвении и даже могла навсегда исчезнуть. PDF-версия.
17 января 2023 г. 15:00
Служил добросовестно и честно В месяцеслов Русской Православной Церкви в августе этого года были добавлены имена трех новых святых. Согласно постановлению Синода от 25 августа 2022 года (журнал № 76), имена троих священнослужителей (Григория Златорунского, Михаила Союзова и Димитрия Семенова) внесены в список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. О священномучениках Григории Златорунском и Димитрии Семенове, принявших мученическую смерть за веру Христову в 1918 году, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель Комиссии по канонизации святых Ставропольской епархии священник Евгений Шишкин (о священноисповеднике Михаиле Союзове читайте в номере 10 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год). PDF-версия.
25 ноября 2022 г. 17:30
«Возгревай во мне дар священства» Григорий Васильевич Златорунский родился 4 января 1877 года в станице Михайловской Кубанской области в семье псаломщика. С малых лет он рос глубоко верующим христианином. В 1894 году, после окончания Екатеринодарского духовного училища, Григорий был назначен на должность псаломщика в Рождество-Богородицкой церкви села Новобурукшунского Александровского уезда Ставропольской губернии. В начале 1896 года вступил в брак с девицей Татианой Евфимовной, а 21 июня того же года рукоположен во диакона. В браке у отца Григория родились три дочери: Мария (21 сентября 1897 года), Людмила (16 сентября 1899 года) и Клавдия (25 марта 1904 года). PDF-версия.
21 ноября 2022 г. 15:00
|
![]()
ЖМП № 8 август 2021 /
20 сентября 2021 г. 19:00
Кавказский скиталецИЕРОМОНАХ СТЕФАН (ИГНАТЕНКО) — МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ПОДВИЖНИК ПЯТИГОРСКОЙ ЕПАРХИИ Молитвенное почитание новомучеников, изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, помогает понять глубинную драму отечественной истории через личный опыт святых XX века. Это были подлинные герои, великаны духа, молитвам которых мы обязаны сохранению нравственности и патриотизма. Сегодня мы хотим рассказать об одном из наиболее почитаемых духовников Северного Кавказа, кисловодском старце иеросхимонахе Стефане (Игнатенко). PDF-версия. Монах Глубокой пустыньки Иеросхимонах Стефан (в миру Дмитрий Игнатенко) родился в 1886 году в селе Вознесенское Благодарненского уезда Ставропольской губернии в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко. Уже в школьные годы определился выбор его жизненного пути: монашество. В 1898 году, после смерти матери, подросток отправляется с паломниками на Афон. Но юному послушнику не суждено было остаться на Святой Горе. Не выдержав непривычных климатических условий, он тяжело заболел малярийной лихорадкой и по совету старцев был вынужден вернуться на родину1. Возвращение Дмитрия совпало с подготовкой создания на Кавказе подворья Иоанно-Богословской Афонской пустыни, и 11 декабря 1904 года состоялось торжественное освящение храма в честь Успения Пресвятой Богородицы в новой обители на склоне горы Бештау. В 1908 году Дмитрий Иванович Игнатенко поступил послушником во Второ-Афонский Бештаугорский Успенский мужской монастырь. Его духовным руководителем и настоятелем стал иеросхимонах Герасим (Попов). В 1914 году, в 10-летнюю годовщину основания обители, состоялся монашеский постриг Дмитрия с именем Стефан в честь преподобномученика Стефана Нового2. Жизненный уклад отца Стефана неизменно следовал монастырскому распорядку. Во время пребывания в обители был заложен глубокий и прочный фундамент духовной жизни старца. Он исполнял разнообразные монастырские послушания: шил одежды и облачения, выпекал просфоры, работал на огородах и виноградниках, заведовал церковноприходской школой для бедноты, служил в домовом храме. В 1916 году иеродиакон Стефан был рукоположен епископом Владикавказским Антонином (Грановским) во иеромонахи и служил на пятигорском подворье монастыря. По сохранившимся воспоминаниям, отец Стефан имел великий дар рассуждения: он мог убедить пришедшего к нему ученого-вольнодумца, фанатичного сектанта или вовсе неграмотного крестьянина в истинности веры Христовой. При этом кроткого, молчаливого монаха отличали простота и истинная скромность, он никогда не настаивал на своем мнении. Часто во Второ-Афонский монастырь исповедаться и причаститься приходили пустынники, предпочитавшие уединенную молитвенную жизнь. Многие из них скрывались в глухих уголках Псху и Цебельды, в высокогорных областях Абхазии. Их рассказы увлекали отца Стефана. Его душа тяготела к глубокому уединению и молитвенной тишине. Он отпрашивался у настоятеля и, получив благословение, подолгу жил с отшельниками в горных пустыньках3. Потрясения и скорби революции и последовавшего за ней обновленческого раскола отец Стефан переживал тяжело. В 1920-е годы единственным твердым оплотом Православия в окрестностях Кавказских Минеральных Вод, неколебимо державшим светильник истинной веры, оставался Второ-Афонский Успенский монастырь на Бештау. Но 12 июля 1927 года закрыли и его, а братия ушла в горы. Тайный православный скит спрятался в густых рощах хребта Псху близ района Цебельды. Разбросанные по лесу хижины-кельи были сколочены из местных деревьев. В одной из них устроили храм, крышу которого венчал деревянный крест. Монахам удавалось поддерживать монастырский распорядок и богослужебный строй. Духовником братии стал отец Пимен (Гавриленко, в будущем схиархимандрит Пимен, духовник и старец Псково-Печерского монастыря). Естественной преградой, останавливавшей любопытных, был глубокий овраг, разрезавший склон в полусотне саженей от поселения. По дну пробил дорогу ручей, и монахи спускались за водой по веревке. Пустынь так и называлась — Глубокая4. Наставник юного Левы Мормыля Отряд Народного комиссариата внутренних дел добрался до тайного поселения 29 апреля 1930 года. Монахов выгнали из келий и повели в Сухум. Стефану Игнатенко 6 мая предъявили обвинение по статье 58/21 Уголовного кодекса Грузии (религиозная пропаганда). На допросе иеромонах Стефан держался спокойно, с достоинством и смирением отвечал на вопросы. Так же твердо держался на допросе и его келейник Серафим Фетисов5. Этап, в который попал отец Стефан, направили в Тифлис. Батюшку поместили на три года в исправдом6. Из прибывших монахов власти образовали трудовую колонию — Совхоз № 1 Закавказского государственного политического управления Грузии. В мае 1932 года подошел срок освобождения отца Стефана и его собратьев. Однако на волю отпустили лишь совсем старых и немощных. Остальным добавили еще по три года заключения, обвинив в религиозной пропаганде, которой узники якобы занимались посредством переписки с оставшимися на воле знакомыми7. Один из влиятельных чекистов (впоследствии заместитель наркома внутренних дел Грузии) Борис Колонтаров после бесед с отцом Стефаном расположился к нему. Борис Николаевич и его жена Вера Ильинична (в девичестве Ермакова, дочь бывшего вице-губернатора Тифлиса) оказались верующими людьми. Супруги внесли крупный залог и освободили иеромонаха Стефана (Игнатенко). Некоторое время батюшка находился на даче Колонтаровых под видом сторожа. Затем его переправили к двум монахиням в тифлисский пригород Дидубе8. В Грузии отец Стефан пробыл до 1937 года, а затем приехал в станицу Архонскую под Владикавказом. Приютили батюшку духовные чада, среди которых была семья будущего главного регента Троице-Сергиевой лавры архимандрита Матфея (Мормыля). Двенадцатилетний Лев Мормыль был приглашен отцом Стефаном пономарить во время богослужений. Отец Матфей вспоминал, что иеромонаха Стефана все любили, он создавал вокруг себя мир Христов.9 Возможно, именно дружба со старцем вдохновила юного Льва Мормыля на пастырское и монашеское служение. Изменение взаимоотношений Церкви и государства в послевоенные годы стало знаком победы Церкви, победы духовно противостоявших безбожному насилию новомучеников. Русская Церковь выстояла, и современники тех событий видели в этом торжестве наглядное воплощение евангельского обетования: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). В эти годы снова открываются храмы, на свободу выходят арестованные священнослужители. После войны иеромонах Стефан (Игнатенко) скитался по Кавказу. При этом он всегда находил возможность помогать странникам, семьям репрессированных священников, отдавая нуждающимся последний кусок хлеба. В 1949 году архиепископ Антоний (Романовский) принял отца Стефана в клир Ставропольской епархии10. Сам прошедший лагеря и ссылку, владыка старался всячески оградить иеромонаха Стефана от внимания властей, направляя его на дальние приходы. Постоянного места служения у старца не было, он считался прикомандированным священником. В 1950 году архиерей пожаловал отцу Стефану золотой наперсный крест. В конце концов отца Стефана определили в кисловодский Пантелеимоновский храм11. Бывало, он приходил к ранней Литургии, и его просили исповедовать паству. Старец кротко вставал к аналою и исповедовал до конца поздней Литургии. Чин исповеди проводил полностью, внимательно выслушивая каждого12. В 1960-е годы в Пантелеимоновском храме вместе с иеромонахом Стефаном служил отец Александр Докукин (будущий митрополит Ставропольский и Владикавказский). Он часто обращался к нему за советом, глубоко почитая батюшку как кротчайшего духовно опытного старца. Скончался схимником 9 апреля 1965 года горисполком Кисловодского Совета депутатов решил снести здание Пантелеимоновской церкви. Храм закрыли, а затем взорвали. В последующие годы отец Стефан возносил молитвы к Богу в своем маленьком домике, постоянно принимая людей, идущих к нему за духовной поддержкой и наставлением. Также он продолжил нести послушание духовника Кавминводского благочиния, регулярно исповедуя священников. В 1968 году архимандрит Матфей (Мормыль) прилетел в Кавминводы и заехал к отцу Стефану узнать о его здоровье и дальнейших планах. Старец молвил: «Пора в схиму» и попросил оставить его монашеское имя. В день памяти первомученика Стефана, 15 августа 1968 года, отец Матфей постриг своего наставника в великую схиму. Собственную кончину старец предвидел и подготовил духовных чад к расставанию13. Иеросхимонах Стефан (Игнатенко) почил о Господе 13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня. Похоронен подвижник веры на Седлогорском кладбище Кисловодска. Над его могилой устроена надгробная часовня, в которой не смолкает заупокойная молитва. Люди идут сюда со своими нуждами и скорбями и получают утешение и укрепление. В Комиссию по канонизации Пятигорской и Черкесской епархии приходят письма с рассказами о молитвенной помощи отца Стефана как при жизни, так и по его блаженной кончине: случаях чудесных исцелений, неожиданного освобождения из мест заключения, рождения долгожданных детей. Исповедник и подвижник веры иеросхимонах Стефан (Игнатенко) и по сей день не оставляет своих духовных чад. В Пятигорской и Черкесской епархии продолжается большая работа по сбору архивных материалов в отношении иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), готовятся материалы к его канонизации. К сожалению, в Государственном архиве Ставропольского края, Архивной службе Республики Северная Осетия — Алания, Центральном архиве и региональном подразделении Федеральной службы безопасности по Ставропольскому краю, а также в Грузии документальных свидетельств об иеросхимонахе Стефане обнаружить пока не удалось. Память иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) свято чтут многие православные люди, а также насельники возрожденного Успенского Второ-Афонского мужского монастыря. В церковно-историческом музее «Святыни земли родной» кисловодского Никольского собора бережно хранятся принадлежавшие старцу вещи: стихарь, камилавка, епитрахиль, поручи, Служебник, железные кружечки, которые он дарил своим духовным детям. Ежегодно в день памяти блаженной кончины подвижника благочестия иеросхимонаха Стефана (Игнатенко), 13 февраля, на месте его погребения совершаются соборные панихиды. Совершая это поминовение, как говорит архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, мы исполняем дело, заповеданное апостолом Павлом: Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). 1 Архив Ставропольской епархии. 2 Жизнеописание иеросхимонаха Стефана (Игнатенко) / сост. Г. П. Чинякова. М., 2002. 3 Чинякова Г. П. Кавказское созвездие: Жизнеописания подвижников Северного Кавказа ХХ века. СПб., 2008. 4 Сергия (Клименко), мон. Минувшее развертывает свиток... Самара, 2008. 5 МГБ Грузии. АУ. Ф. 6. № 30430. Т. 2. Дело № 9888 ОГПУ. 6 Там же. Выписка из Протокола № 29 судебного заседания коллегии Гр. ГПУ от 24 сентября 1930 г. С. 651. 7 Там же. С. 338. 8 Воспоминания Ивана Михайловича Тарасова, послушника отца Стефана. 1995. (Архив авт.). 9 Воспоминания архимандрита Матфея (Мормыля). 1998 год. 10 Архив Ставропольской епархии. Послужной список Д. И. Игнатенко (Стефана). 1949 год. 11 Там же. 1953 год. 12 Воспоминания протоиерея Филиппа Устименко. 1998 год. 13 Воспоминания игумена Космы (Алехина).
20 сентября 2021 г. 19:00
Ключевые слова:
иеромонах Стефан (Игнатенко), духовничество, Афон, исповедничество, канонизация, монастырь, монашество, новомученики, Абхазия, Бештау, Владикавказ, паломничество, пастырство, пустынник, пустынька, революция 1917 года, раскол, схима, Кисловодск, Северный Кавказ
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|