Юридические аспекты деятельности образовательных организаций

ЖМП № 9 сентябрь 2012 / 18 сентября 2012 г.

http://e-vestnik.ru/analytics/obrazovanie_yuridicheskie_aspekty_5696/

Образовательные организации подразделяются в зависимости от учредителя на государственные, муниципальные и частные (негосударственные).

Деятельность негосударственных образовательных организаций регулируется Законом РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1, Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 года № 7-ФЗ, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ и др.

Ст. 5 Закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" устанавливает, что в Российской Федерации религиозное образование несовершеннолетнего обучающегося возможно при наличии согласия как самого ребенка, так и его законных представителей, родителей или опекунов.

Согласно ст. 12 Закона "Об образовании", образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций (п. 1 ст. 11.1 Закона "Об образовании"). Тем самым законодательно определяется основная цель образовательных организаций: она заключается не в извлечении прибыли, а в осуществлении образовательного процесса.

Закон обязывает учредителя обеспечивать функционирование учрежденной им образовательной организации, в том числе осуществлять ее финансирование. Школа также может осуществлять свою деятельность на пожертвования, на гранты. Не исключен вариант оплаты обучения ребенка родителями.

Требования к уставу образовательной организации закреплены в ст. 13 Закона "Об образовании", согласно которой в уставе в обязательном порядке указываются наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; учредитель; организационно-правовая форма образовательного учреждения; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ и т.д. Устав в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, разрабатывается и принимается образовательным учреждением и утверждается его учредителем.

В соответствии со ст. 33.1 Закона "Об образовании" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности. Порядок получения лицензии на право ведения образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 16.03.2011 года № 174. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области образования. При решении вопроса о выдаче лицензии проверяется наличие у соискателя условий осуществления образовательной деятельности (зданий и помещений, учебно-методической документации и литературы, необходимого числа педагогических работников нужной квалификации и т.д.)

Получение государственной аккредитации необходимо для подтверждения права учебного заведения на выдачу диплома государственного образца. Государственная аккредитация образовательного учреждения проводится аккредитационным органом — Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим полномочия в области образования, в соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным постановлением правительства РФ от 21.03.2011 года № 184.

При осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников учебного заведения по образовательным программам Федерального государственного образовательного стандарта или федеральным государственным требованиям, а также экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Ст. 36 Закона "Об образовании" определяет, что руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем. Согласно п. 2 ст. 36, правомочия попечительского совета и схема внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения.

28 ноября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил Положение о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Указанное Положение дает определение православной образовательной организации: это образовательная организация, реализующая в структуре основных образовательных программ программы православного компонента на основании действующего конфессионального представления и включенная в реестр православных образовательных организаций.

Учредителями конфессиональной школы могут быть как религиозные организации (согласно пп. 3 п. 1 ст. 11 Закона "Об образовании"), так и другие юридические и физические лица.

Статус православной школы обязательно должен быть закреплен в уставе образовательного учреждения. В уставе должно быть указано, что школа реализует программы религиозного образования. Также должен быть отражен уклад школы: чтение молитв, посещение богослужений, соотнесение каникул с праздниками Рождества и Пасхи, объявление выходными двунадесятых праздников. У школы должен быть такой участник образовательного процесса, как духовный попечитель. Могут устанавливаться дополнительные требования к поведению учеников.

Как любое образовательное учреждение, православная школа обязана реализовывать Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), а как православная школа — и Стандарт православного компонента общего образования1.

Стандарт православного компонента общего образования разработан таким образом, что позволяет включать в общеобразовательную программу вероучительные дисциплины и пр., не нарушая норм аудиторной нагрузки.

Для перехода на программы Стандарта православного компонента для школ предусмотрен промежуточный период.

В рамках Синодального отдела религиозного образования и катехизации создана аттестационная комиссия, которой поручен конкретный вид деятельности — аттестация православных общеобразовательных организаций и контроль в будущем над их деятельностью (в части реализации программ православного компонента общего образования).

Специалисты комиссии приезжают в школы, знакомятся с образовательным процессом, документами и программами обучения, посещают уроки. На основании изучения правоустанавливающих документов, а также рабочих программ вероучительных дисциплин комиссия делает вывод о соответствии или несоответствии содержания вероучительных дисциплин Стандарту православного компонента общего образования.

При успешном прохождении аттестации школе выдается документ — конфессиональное представление Русской Православной Церкви на определенный срок. Школа вносится в реестр православных образовательных организаций, размещенный на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Образовательными организациями являются не только школы, гимназии и др., но и приюты. Бытует мнение, что под образовательным приютом понимается только то учреждение, где есть школа. Я считаю такую точку зрения ошибочной.

Ст. 12 Закона "Об образовании" определяет образовательное учреждение как учреждение, "осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников". Употреблением союза "или" законодатель совершенно определенно относит организации, обеспечивающие только содержание и воспитание обучающихся (воспитанников), к образовательным. Кроме того, в ч. 4 этой же ст. 12 Закона "Об образовании" наряду с общеобразовательными выделен отдельный тип образовательных организаций — "учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей)". постановлением правительства РФ от 1 июля 1995 года № 676 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым к образовательным относятся как учреждения, где дети только проживают, так и те, где дети также и обучаются (п. 17, п. 18 и др.).

Таким образом, образовательным является и тот приют, куда дети помещаются для проживания и воспитания, передаются под надзор на основании направления органов опеки. Приют является законным представителем детей, защищает их права.

Наряду с образовательными существуют и социальные приюты для детей. Это иные организации, создаваемые в системе социальных служб органов социальной защиты населения. В указанных приютах также могут проживать дети, но временно: на период реабилитации, до решения вопроса о целесообразности их возвращения в семью или в образовательное учреждение для детей-сирот. Эти учреждения могут реализовывать краткосрочные воспитательные программы и программы реабилитационного характера. Основной задачей социального приюта, в отличие от образовательного, является не обеспечение проживания и воспитания детей, а оказание экстренной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социальных приютов регулируется Примерным положением о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года № 896. Православные социальные приюты для детей относятся к сфере компетенции Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Православные образовательные учреждения для детей-сирот (включая те из них, где дети только проживают) должны будут, как и другие православные образовательные организации, проходить конфессиональную аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.

Юлия Негус,

юрисконсульт Синодального отдела религиозного образования и катехизации

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил 27 июля 2011 года Стандарт православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений РФ (журнал № 76). Текст см. на сайте www.otdelro.ru

См. также:

Правовые формы православного образования

Комментарий к Положению "О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви"

Положение о религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви

Изменения в законе об образовании вступают в силу

Религиозная культура в школе: воспитание свободной личности в традициях семьи и народа


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011