Слышал звон. Знаю, где он. Как и где правильно приобретать церковные колокола

ЖМП № 1 январь 2013 / 3 августа 2012 г.

http://e-vestnik.ru/analytics/slyshal_zvon._znayu_5400/

Дмитрий Анохин

Словно осязаемый ангельский глас, хороший колокол веками будет созывать православных на молитву, настраивая их на сокровенный разговор с Господом. Ну а не очень хороший, увы, может превратиться в раздражающий слух аксессуар. Нынешний российский рынок колокольного литья представляет потребителю широкий выбор: количество стабильно работающих предприятий достигает десятка. Что нужно знать об их продукции, чтобы не ошибиться?

Цена вопроса

Чем крупнее колокол, тем меньше приведенная (в пересчете на килограмм массы) его цена. Это общее правило, которого придерживаются сегодня все производители. Грубая оценка колокольного литья ныне — в среднем одна тысяча рублей за килограмм.

"Мне и самому стыдно продавать сравнительно небольшой колокол по цене собранного в Китае домашнего кинотеатра, — признается директор ЗАО "Товарищество Пятков и К о". Николай Пятков. — Но в нашем производстве две трети в конечной стоимости продукта — металл, а на его цену мы повлиять никак не можем. Притом что с медью у нас на Урале проблем нет (плавильные заводики располагаются едва ли не в каждой деревне), всё олово в России импортное. Завозят его нам коммерсанты из Перу, Бразилии, Таиланда, Китая. Остальная треть — электроэнергия, зарплата, расходные материалы, стоимость внешнего оформления колокола. Меня часто спрашивают: в чем секрет вашего мастерства? Я в ответ улыбаюсь: безупречная металлургия! Вы, возможно, слышали, как некоторые производители любят подчеркивать: "Мы моделируем звучание наших колоколов на компьютере". Подобные формулировки — лукавый рекламный трюк. Главное — соблюсти профиль колокола и классическую технологическую дисциплину, и результат обеспечен. И еще: важно профильное образование, производственный опыт и знание русской колокольной культуры".

В отличие от западноевропейской традиции, ориентированной на музыкальное восприятие, главное в нашем церковном звоне — ритмическая картина, созидаемая ансамблем из трех групп колоколов: зазвонными (самыми высокими), подзвонными (звучащими ниже подзвонных, в среднем регистре) и благовестниками (самыми крупными и низкими колоколами, отбивающими сильные доли от такта к такту). Не случайно один из четырех основных видов церковного звона — самый богатый и разнообразный — зовется у нас трезвоном. Но, конечно, отсюда не вытекает, что высотой (или, на языке музыкантов, нотой) звучания колокола можно пренебрегать. Наоборот, если звон в православном богослужении дистанцирован от музыки в ее светском понимании, чистота и благозвучность каждого колокола приобретают особый вес.

Эти параметры заранее рассчитываются литейщиками, а в процессе и по окончании отливки контролируются акустическими методами. Более того, каждый звонарь вам подтвердит: хороший колокол выдает не один тон, а целый аккорд, к тому же видоизменяющийся с течением времени в процессе затухания звуковых волн. И опытные мастера церковного звона иногда используют эту сложную спектральную динамику для формирования особенно красивых и необычных созвучий.

Чистота и частота

Однако бывает и так, что в требуемую частоту литейщики вроде бы попали, но колокол «не поет»: или затухает слишком быстро, или вместо звона исторгает гул. А еще известен феномен «кастрюльного» звона — как будто топором бьют по рельсу.

"Иногда это свидетельствует о дефектах литья или о несимметричном распределении массы колокола. Но чаще подобные недостатки получаются из-за ошибок в профиле, — говорит старший звонарь Московского Свято-Данилова ставропигиального монастыря иеродиакон Роман (Огрызков). — Представления о наилучшей геометрии колокола (или, как говорят литейщики, о его профиле) от века к веку менялись. Сейчас наиболее распространен профиль, данные о котором в позапрошлом столетии впервые опубликовал знаменитый колокольный мастер Николай Оловянишников. На некоторых производствах экспериментируют с другими профилями, но принципиально важно соблюдать их расчетные геометрические параметры, иначе колокол окажется неблагозвучным".

Еще один важнейший параметр для качества звучания конкретного колокола — состав металла, из которого его отлили. В классической колокольной бронзе на четыре массовые доли меди приходится одна доля олова. Считается, что с ростом процентной доли олова колокол "поет" красивее. Но за это преимущество приходится дорого платить: чем меньше меди, тем меньше прочность сплава.

"В целом на российских производствах отливаются неплохие колокола, — считает отец Роман (Огрызков). — Случаи откровенного брака довольно редки. Наоборот, возникает такое экзотическое явление, как колокольный контрафакт: известны случаи подделки изделий под продукцию воронежского завода “Вера” и тутаевского предприятия “ИТАЛМАС” (Ярославская область). Другое дело, что, наработав определенный опыт, отрасль колокольного литья в России сейчас замедлилась в своем развитии. Чтобы идти дальше, нужен качественный скачок. Обращение к опыту просвещенного зарубежья не спасет: традиции колокольного звона у нас специфические, да и колокола мы отливаем несколько иные. Собственные же научные исследования необходимо финансировать, но пока предприятиям, похоже, не до того. Вот и получается, что ученые занимаются изучением теории и практики колокольного звона энтузиазма ради (в частности, в нашем монастыре этой тематике посвящено несколько важных работ), но отдача от такой деятельности куда меньше, чем хотелось бы".

Чем заполнить пустую колокольню или звонницу

Если речь идет о заказе готовых наборов колоколов, лучше его, конечно же, приобретать на одном предприятии. Как его выбрать?  "Сейчас в России четыре явных лидера отрасли: московский завод “ЛИТЭКС”, воронежская “Вера”, Товарищество “Пятков и Ко” из Каменск-Уральского и “ИТАЛМАС”, — продолжает иеродиакон Роман (Огрызков). — Обратившись к одному из них, вы уже не ошибетесь. Другое дело, что технологии у них разнятся, оттого и результаты получаются различные". 

"Важнейший фактор при выборе производителя — пространственное окружение храма. Если церковь стоит на деревенском пригорке — дело одно, если в пяти метрах от нее детский сад — совсем другое. Требуемый звукоряд вы и в самом деле можете заказать на разных предприятиях. Но по энергии звучания их колокола будут различаться. На тутаевском “ИТАЛМАСе” — единственном заводе, где используют старинный метод кручения в глине — колокола отливают с тонкой стенкой, в нескольких десятках метров их звук уже гаснет. Продукция “ЛИТЭКСа”, напротив, отличается сравнительно толстыми стенками, ее звучание мощное. “Вера” по громкости занимает промежуточное положение, — уточняет председатель Общества церковных звонарей старший звонарь соборов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Коновалов. — Именно поэтому, когда меня спрашивают, какие колокола лучше брать, я всегда интересуюсь: а для чего их приобретают, в каких конкретно условиях они будут эксплуатироваться. Ведь пианино вы не покупаете на вес!"

Не советуют ветераны отрасли злоупотреблять с заказным (то есть дополнительно изготавливаемым) декором колокола в виде икон. Соответствующую услугу с существенной (а при серьезном заказе — даже 100-процентной) скидкой предоставляют все без исключения предприятия.

"Но любой дополнительный вес по сравнению с идеальным профилем ухудшает звучание, — напоминает директор Московского колокольного центра Виктор Шариков. — Чтобы избежать лишних проблем, советую делать с заказным декором один-два самых больших благовестника, а остальные колокола подбирать из стандартных".

Опыт незаменим, или О вкусах спорят

В тех же случаях, когда речь идет о пополнении или воссоздании исторического набора колоколов, на первый план выходит точное попадание основного тона в требуемую звуковую частоту. Здесь, какие бы гарантии качества ни сулили вам на производстве, заказчику не обойтись без звонаря или человека с музыкальным слухом. В любом случае как при заказе, так и при приемке готовой работы не стоит полагаться на "авось" и отказываться от содействия знатока. Но как его найти? Конечно, хорошо, если опытный (и к тому же в полном смысле слова профессиональный, а не закончивший скороспелые курсы "взлет-посадка") звонарь под рукой. А если такого специалиста нет, а тянуть с покупкой колоколов нельзя? 

Вынуждены предупредить читателей: восприятие колокольного звона — дело вкуса. Единодушия и единомыслия во взглядах на качество тех или иных колоколов у людей, вовлеченных в производство и эксплуатацию этих изделий, ждать не приходится. И это еще мягко сказано. При подготовке этого материала автор (сам, к слову, звонарь с десятилетним стажем) столкнулся с массой полярных суждений по самым различным аспектам церковного звона, не говоря уж об оценках того или иного производителя. И одной субъективностью восприятия этот разнобой в оценках никак не объяснить.

"Да, есть такой неприятный момент, — соглашается главный инженер завода “ЛИТЭКС” Вячеслав Пирковский. — Думаю, это детская болезнь нашей отрасли. Поймите, российские колокололитейщики возродились из небытия всего два десятка лет назад. Оттого и непонимание, перерастающее во взаимные обиды. Я с колоколами общаться начинал в конце 1980-х годов как звонарь. Тогда мы были романтичнее! Часами разыскивали по библиотекам информацию, радовались найденным записям старых звонов. Этому мы посвящали всё свободное время и силы, пытаясь возродить исконно русскую традицию церковного звона. Потом настал капитализм, предприятия начали конкурировать, бороться за заказчика. В колокольное литье пришли бизнесмены, отношения стали жестче, рыночнее, прагматичнее. Как результат появились посредники и дилеры. Что тут можно посоветовать? К счастью, услышать колокола разных производителей сегодня не проблема. Походите по храмам, расспросите священников, прихожан, звонарей, старост: легки ли изделия сходного веса в управлении, добросовестные ли люди их поставляли. И, разумеется, не забывайте проанализировать ценовую политику различных поставщиков. Имеет ли смысл покупать колокол дороже, если вас устроит другой, похожий, но дешевле?"

Доверяй, но проверяй

И всё же даже на таком субъективном поле алгоритм корректного анализа существует. Собрав множество профессиональных рекомендаций, мы свели самые часто упоминаемые советы в отдельную таблицу, которую приводим ниже. Но, если вы хотите сделать безошибочный выбор, ее окажется недостаточно хотя бы потому, что и храмы, и колокольни со звонницами в России возводят разные. 

"Ни в коем случае не сбрасывайте со счетов архитектуру колокольного сооружения! — предостерегает Игорь Коновалов. — Вообще при оснащении колоколами храма-новостройки работу звона лучше просчитывать еще на стадии проекта. Если же речь идет об историческом здании, крайне важно, где и как именно подвешиваются колокола, как распространяется звук. Почему звон благовестника Троице-Сергиевой лавры разносится за многие километры, а колокола Новодевичьего монастыря не слышно даже на станции метро “Спортивная”? Потому что в первом случае арки колокольни широкие и открытые, а во втором — узкие и глубокие.

И наконец главный совет: не доверяйте Интернету! Сейчас расплодилось множество деятелей, которые любят называть себя весомо и мощно, но ни опыта, ни ответственности за ними нет. В прошлом году мне звонят из Одинцова: помогите, мол, найти некую провинциальную колокольную организацию. Как выяснилось, с колокола, повешенного этими “мастерами”, оторвался язык и упал на ногу звонарю. Нечего и говорить, что отвечать за это ЧП виновные не пожелали". 

Памятка заказчику. Шесть самых важных правил при покупке колоколов

1. Поинтересуйтесь опытом работы предприятия-поставщика. Стоит ли доверять малоизвестной фирме, которая не в состоянии похвастаться солидным портфелем заказов, зато выставляет демпинговые цены?

2. Никогда не ориентируйтесь только на выставочные образцы.Их подбирают специально, чтобы привлечь покупателя, и с характерным для данного предприятия качеством массовой продукции они подчас соотносятся примерно так же, как собранная вручную на заказ для правительственного гаража «Волга» и сошедшее с конвейера рядовое изделие отечественного автопрома.

3. Поинтересуйтесь, сведены ли на данном предприятии в отдельную инструкцию требования к внешнему оформлению колоколов. Любой лишний вес по сравнению с идеальным профилем изменяет звучание. Поэтому, начиная работать с новым изготовителем, на первых порах не увлекайтесь излишне сложным декором, особенно на малых колоколах.

4. Не забывайте внимательно прочитать пункты договора, содержащие официальную информацию о гарантии качества. Колокол — изделие длительного использования, а его изготовление, к сожалению, тоже не обходится без брака. Если же гарантийный срок отдельно в документах не оговорен, в соответствии с законом о правах потребителей в РФ у вас есть только две недели для предъявления соответствующих претензий.

5. Забирая готовый колокол с предприятия, попросите при вас сделать его контрольное взвешивание.Риск обвеса на литейном производстве, возможно, вызывает усмешку, но поверьте: списать десяток-другой килограммов на усушку и утруску, особенно когда речь идет о большом массивном колоколе, некоторые производственники считают обычным делом.

6. Покупая небольшие колокола, постарайтесь лично отобрать наиболее гармоничные, по своему вкусу. На крупных предприятиях, как правило, всегда в наличии несколько колоколов одинаковой массы, различных по тембру и высоте звучания.

Историческая справка

В русской летописи колокол (тогда еще иностранный, «импортный») впервые упоминается в 1066 году. В XV веке на открывшемся в Москве Пушечном дворе русских мастеров поначалу учили немцы и фряги (итальянцы), но мы стремительно догнали ушедших вперед коллег как из Западной Европы, так и из Азии. Самым ранним из сохранившихся изделий этого "колокольного утра" Руси считается Никоновский (или Чудотворцев) колокол Троице-Сергиевой лавры, до сих пор участвующий в звонах. В XVI столетии Россия обошла все другие державы по совокупному числу и весу своих колоколов. В 1532 году отливается 8-тонный колокол, уже через год — вдвое более тяжелый (для сравнения: крупнейшим европейским аналогом на тот момент считалась 11,5-тонная эрфуртская "Мария Глориоза", а азиатским — 46,5-тонный китайский "Дажчуньсы").

Первый русский Царь-колокол, 40-тонный, родился в самом конце XVI века. Он разбился при пожаре, поэтому в 1652 году с использованием его обломков мастер Емельян Данилов отлил 130-тонный. Эта отливка вышла неудачной, и в 1655 году благодаря ученику Данилова Александру Григорьеву на свет появляется крупнейший колокол, в который когда-либо звонили на Земле, — 160-тонный Большой Московский (увы, ему тоже было суждено погибнуть при пожаре в 1701 году, и только в 1735-м Иван и Михаил Моторины перелили его во всем известный кремлевский 200-тонный Царь-колокол).

В том же XVII веке московский мастер Флор Терентьев отливает Сысой — самый крупный благовестник Успенской звонницы Ростова Великого (до самых последних лет этот 2000-пудовый колокол считался в России величайшим из действующих).Самым большим из ныне звонящих московских колоколов является 65-тонный Успенский благовестник Московского Кремля, отлитый в 1817 году в ознаменование победы над Наполеоном. На втором месте — отлитый уже в наше время Царский благовестник Храма Христа Спасителя (30 тонн).

В Саввино-Сторожевском монастыре созывает людей к службе 35-тонный Успенский благовестник — первый постсоветской эпохи, которому было суждено превзойти по массе знаменитого Сысоя. А с 2004 года на колокольне Троице-Сергиевой лавры красуется 72-тонный исполин — новый Царь-колокол. 

Протоиерей Серафим Слободской. Из Закона Божиего

Русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола сделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом. Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с тем и о вечности, когда "времени уже не будет" (Откр. 10, 6).


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011