Как построить храм? В Москве обсудили проблемы и перспективы развития современной церковной архитектуры.

ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 / 3 ноября 2010 г.

http://e-vestnik.ru/church/442_kak_postroit_hram/

иерей Евгений Мурзин

Любой священник, который хоть раз в своей жизни сталкивался с необходимостью строительства, реставрации или ремонта храма, знает, насколько это непросто. Найти квалифицированного архитектора, определиться с проектом, собрать средства для осуществления задуманного — для некоторых это оказывается непосильной задачей. Найти решение злободневных проблем храмового строительства попытались участники круглого стола «Современная храмовая архитектура и образование архитекторов», который прошел в столице в начале ноября.


Организованный при участии Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), Итальянского института культуры и культурного центра «Покровские ворота» круглый стол вывел дискуссию о проблемах современного церковного зодчества на новый качественный уровень. Были подняты темы специальной подготовки будущих храмоздателей, богословского осмысления культового строительства, восстановления прерванной в советские годы традиции храмовой архитектуры, соотношения канонов и новаций в облике современного храма.
Практической основой для состоявшегося обсуждения стал конкурс студенческих работ, проводимый руководством ГУЗа по инициативе Борисоглебского благочиния Воронежской епархии, в котором планируется строительство храмового комплекса в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Молодые специалисты представили на суд жюри проекты храмов и часовен, которые, по задумке организаторов конкурса, должны стать не только местом соборной молитвы и почитания святых покровителей семейного очага, но и своего рода венчальными центрами.

В своих проектах студенты отразили главную особенность храмового проектирования, согласно которой архитектурный проект храма должен включать в себя не только внешнюю планировку здания, но и элементы внутреннего убранства — росписи, иконы, детали церковной утвари и декоративных украшений. Эта особенность в свое время успешно проводилась в жизнь классиками отечественной церковной архитектуры и была утрачена в годы советской власти, когда храмы были объявлены отжившей формой архитектуры. И сейчас на повестке дня остро стоит вопрос о том, чтобы восстановить преемство с дореволюционной архитектурной школой, преодолеть разрыв между экстерьером и интерьером храма. Об этом, в частности, говорил старший преподаватель кафедры архитектуры ГУЗа Александр Головкин. Архитектор сделал краткий обзор конкурсных работ и выразил удовлетворение тем, что в них полностью соблюден этот архитектурный принцип, которым руководствовались старые мастера. Он подчеркнул, что культовое здание представляет собой единое целое, в котором происходит взаимодействие всех частей — от сводов до светильников, — представляющих собой компоненты общего архитектурного замысла.

Последовавшие за выступлением Александра Головкина доклады участников конкурса продемонстрировали не только профессионализм последних, но и понимание ими богословских основ храмового зодчества. Один из студентов, Илья Поляков, особо отметил, что архитектор, берущийся за создание проекта храма, должен быть не просто профессионалом своего дела, но и верующим человеком, поскольку без веры невозможно понять специфику церковной архитектуры. Характерный пример на эту же тему привел один из организаторов круглого стола, Жан-Франсуа Тири, рассказавший об одном японском архитекторе, приглашенном для участия в проектировании католического храма в Барселоне и в ходе работы над проектом обратившемся в католицизм.
Вопрос о необходимости специального образования для будущих храмовых зодчих подняла в своем выступлении заведующая кафедрой архитектуры ГУЗа доктор архитектуры, профессор Светлана Ильвицкая. Она подчеркнула, что сегодня, несмотря на растущую потребность в специалистах по храмовому зодчеству, в перечне вузовских дисциплин отсутствует такая специализация, как храмостроение. И чтобы исправить сложившуюся ситуацию, кафедра архитектуры ГУЗа в сотрудничестве с МАРХИ начинает разработку нового образовательного стандарта по указанной специальности. По словам Светланы Валерьевны, уже сейчас, до официального утверждения нового стандарта возглавляемая ею кафедра делает довольно успешные шаги в области популяризации храмостроения: сотрудники кафедры и молодые специалисты разрабатывают научные темы по архитектуре храмов и храмовых комплексов, участвуют в творческих конкурсах, защищают дипломные работы по проектированию культовых зданий.

Тему о необходимости специальной комплексной подготовки храмостроителей продолжил профессор ГУЗа, доктор архитектуры Михаил Лимонад. Он посетовал, что в современном образовательном процессе крайне мало внимания уделяется изучению архитектурной символики, в результате чего молодой специалист получает лишь внешние, не укорененные в традиции знания. В ходе проведения конкурса это упущение было учтено. Так, например, в качестве одного из основных «учебных пособий» при работе над проектами студенты использовали Священное Писание, скрупулезно изучая те библейские сюжеты, в которых речь идет о храмовом строительстве и новозаветном понимании основ семейной жизни. Кроме того, по словам Михаила Юрьевича, никакой храмовый комплекс не был бы спроектирован, если бы в качестве вспомогательного материала участники конкурса не изучали всё, что связано с персоналиями святых Петра и Февронии: подробности их жития, исторический контекст, образы благоверных супругов в русской культуре и церковном творчестве и т.д. Докладчик коснулся также финансовой стороны строительства венчального комплекса, инвестиционная привлекательность которого напрямую зависит от наличия в проектном плане соответствующей инфраструктуры: от именных кирпичей и гостиниц для молодоженов до специально отведенной ветки железной дороги и базы воздушных шаров.


Одной из важных дискуссионных тем, поднятых на круглом столе, стало место храмового зодчества в контексте современной архитектуры. Этому вопросу было посвящено пространное выступление главного архитектора Вероны Марко Молона. В качестве основы профессиональной самоидентификации храмового архитектора Молон предложил образ Святой Троицы Андрея Рублева, в которой, по его словам, иконографическим языком выражена одна из сущностных характеристик Церкви — невидимая связь с Тайной Божества.

Именно такое восприятие храма как феномена, находящегося на стыке земного и небесного, укорененность в богословской традиции, ощущение неразрывной связи с христианской культурой должны быть присущи храмостроителю. Это не только облегчает творческие искания архитектора, но и предохраняет его от необдуманных шагов в работе над проектом. Находясь в рамках христианского дискурса, архитектор может экспериментировать с формами и прибегать к новаторским приемам, не опасаясь, что его конечное творение будет диссонировать с традиционными принципами храмостроения. В противном случае на свет появляются храмы, выполненные в соответствии с современными архитектурными тенденциями и при этом даже внешне вызывающие эстетическое отторжение у верующего человека. В качестве наглядной иллюстрации своих слов Марко Молон привел конкретные примеры храмовых проектов, сделанных в наше время итальянскими архитекторами и напоминающих скорее банк, торговый центр или концертный зал, чем Дом молитвы.

Подобные перекосы вызваны еще одной особенностью современного храмового зодчества: если раньше храм являлся архитектурной доминантой и организовывал городское пространство вокруг себя, то сегодня, напротив, он вынужден интегрироваться в архитектурный контекст новых городских районов, который имеет мало общего с традициями христианской культуры. В этом смысле современный архитектор вынужден быть новатором, главная задача которого — не перешагнуть грань, за которой следует разрыв с исторической традицией храмостроения.

Завершил круглый стол доклад профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института Александра Копировского, который наметил возможные пути взаимодействия систем богословского и архитектурного образования.

Живое, творческое обсуждение, состоявшееся в «Покровских воротах», показало, что вопрос о церковном строительстве, архитектурном облике современных храмов и храмовых комплексов далеко не праздный. Он одинаково интересует и священнослужителей, и архитекторов, и обычных прихожан. Сегодня проблема храмоздательства наконец вышла в публичное пространство. И то, как она будет решаться, во многом зависит от культурного состояния и запросов социума. Наше общество, по выражению руководителя Итальянского культурного центра в Москве Адриано дель Аста, «истосковалось по красоте», и проекты новых храмов призваны стать ответом на эту тоску.

Современный архитектор вынужден быть новатором, главная задача которого —
не перешагнуть грань, за которой следует разрыв с исторической традицией храмостроения.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011