Епископ Герман: Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение

ЦВ № 10 (455) май 2011 / 27 мая 2011 г.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_german_3037/

1 мая в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Германа (Камалова) во епископа Ейского, викария Екатеринодарской и Кубанской епархии.

Слово архимандрита Германа (Камалова) при наречении во епископа Ейского, викария Екатеринодарской епархии

Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и боголюбивые пастыри и отцы!
Изволением Божиим, во исполнение определения Святейшего Патриарха и Священного Синода, в волнении и смущении стою пред вами, готовясь принять это превышающее меру сил человеческих служение. Такова его тяжесть — заботиться об искупленных бесценной Кровию Единородного Сына Божия и таково осознание собственного недостоинства, что страх великий переполняет душу.
А вокруг звучит пасхальное ликование, и вспоминаются апостольские слова: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11). И еще большим трепетом исполняется сердце, ибо в такие дни особенно переживаешь то, что Господь наш Иисус Христос есть Пастыреначальник, о Котором преподобный Ефрем Сирин сказал: «Ради погибшей овцы щедрость Твоя привлекла Тебя в обитель мертвых, и Ты извлек ее из области смерти, которая не осмелилась прекословить Тебе».
Пред Ним, пред Великим Архиереем, перед Вами, Ваше Святейшество, я уповаю лишь на то, что никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом (Евр. 5, 4).
Богу всегда принадлежит благодать, а человеку — одно служение. Благодать Божия дает нам знание, что надо творить; благодать Божия, по слову отцов соборов, еще и вдыхает в нас любовь, чтобы мы могли исполнить то, что познаем. Помню также, что Бог дает благодать епископства через человека, и потому вижу особую милость в том, что принимаю ее от десницы Вашей святыни, ибо вдохновляюсь Вашим примером ревности по Бозе, заботой о том, чтобы жизнь Церкви была живой и полнокровной, чтобы голос ее был слышен, а дела очевидны, чтобы крепко хранилось церковное единство, «союзом любви связуемое».
И в эти минуты я молю Господа Воскресшего и Его Пречистую Матерь, чтобы немощная душа моя всегда была поддержана уздой благодати и любви на многотрудном апостольском пути, на который я ныне готовлюсь вступить.
Приуготовлением к этому пути были все предыдущие годы. Промыслом Божиим приведенный под святительский омофор Его Высокопреосвященства митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора, я учился у него смирению и любви и сподобился монашеского пострига как милостыни последования Христу. Санкт-Петербургские духовные школы, где я учился и которым благодарен за рождение осмысленного отношения к вере, были также духовными школами владыки Исидора, где он сначала сам черпал сокровища истины Христовой, а затем и щедро одаривал этими сокровищами других. Под его богомудрым руководством проходило мое пастырское становление, а затем становление как преподавателя уже екатеринодарских духовных школ и раскрылось значение слов святителя Иоанна Златоуста: «Чего бы ни достигла человеческая мудрость, она окажется меньше, чем благодать». И теперь я, будучи призван быть Вашим помощником, милостивейший владыка, благодарю Вас в сердечном умилении за оказанное доверие и прошу смиренно и впредь не оставлять меня, недостойного послушника Вашего, своими отеческими попечениями.
Выражаю искреннюю благодарность Высокопреосвященнейшему архиепископу Егорьевскому Марку, чью внимательную заботу и мудрое руководство я постоянно чувствовал в последние три года, неся служение на Свято-Николаевском приходе города Рима.
С чувством сыновнего благоговения благодарю свою маму, которая дала мне первые уроки веры и благочестия.
Благодарю всех принимающих участие в священном чине моего наречения и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг епископского служения. Епископ Игнатий (Брянчанинов), чье святительское служение проходило на Кавказе, в том числе и в Кубанской области, призывал: «Внимательно бодрствуй, чтобы сохранить, удержать при себе благодать Божию». Верю, что по вашим святым молитвам Господь Вседержитель споспешествует сохранению внимательной бодрости на всем моем пути, ибо Он блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие... Ему честь и держава вечная! (1 Тим. 6, 15–16). Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Герману, епископу Ейскому

Преосвященный владыка Герман!
Христос воскресе!
Ныне в неделю Фомину в стенах Троице-Сергиевой лавры ты был возведен на высочайшую степень священства. Благодатью Духа Святого, снисшедшей на тебя через возложение рук архипастырей, ты приобщен к сонму епископов и стал преемником апостолов, бывших очевидцами и служителями Слова (Лк. 1, 2).
Господь Своим премудрым Промыслом вел тебя к нынешнему дню. Родившись в далеком Самарканде, ты возлюбил красоту православной традиции и, приобщившись к церковному деланию в Краснодарской епархии, поступил в Ленинградскую духовную семинарию. От рук Преосвященного митрополита Исидора, участвовавшего ныне в твоей епископской хиротонии, ты принял монашеский постриг, а затем был рукоположен в священный сан и, неся на протяжении многих лет послушание в храме одной из станиц Кубани, приобрел ценный личный опыт благоустроения и организации приходской жизни.
Пришлось тебе потрудиться и на поприще окормления людей, пребывающих в заключении, преподавать в духовной семинарии, а затем в соответствии с определением Священного Синода быть клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода в Риме, где ты явил себя добрым пастырем православных христиан столицы Италии. Знай, что полученный тобой опыт не может быть случайным, а посему помни и о том, что каждый талант, дарованный нам от Бога, мы должны использовать и многократно приумножить для утверждения истины православия, для созидания Церкви Христовой, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28).
Ныне ты призван к тому, чтобы, храня верность архиерейской присяге и ревнуя о правде Божией, помогать Преосвященному митрополиту Исидору в несении его нелегкого служения, ибо владыка Исидор, помимо служения епархиального архиерея, является также председателем Всецерковного суда. Особенность твоего положения состоит в том, что ты всегда можешь обратиться за советом и поддержкой к опытному архипастырю. Не пренебрегай этой возможностью, но в смирении и простоте сердца, мудро и осмотрительно совершай свое архипастырское служение.
Стремись к тому, чтобы, соработничая управляющему епархией, стать, по слову апостола, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15). Важно сделать евангельское благовестие доступным современному человеку, особенно молодому поколению, которое остро нуждается в добрых примерах чистоты, целомудрия, праведной жизни, нуждается в мудром и правдивом слове, которое помогло бы ему понять слово Божие.
Работа с молодежью должна стать главным приоритетом в твоих трудах. От того, как будет организовано это направление деятельности в нашей Церкви, во многом зависит будущее не только православия, но и страны, а поскольку страна наша великая, то в определенном смысле и всего мира.
Заботься и о том, чтобы развивать полученный тобой опыт преподавания церковных дисциплин. Религиозное образование — это побелевшая нива, ждущая усердных делателей, готовых неустанно трудиться во славу имени Божиего.
Не оставляй и попечений о подготовке кандидатов в клир, о духовном совершенствовании молодых священнослужителей, дабы, по слову Священного Писания, на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения (1 Тим. 2, 8).
Настоящая, нелицемерная вера свидетельствуется добрыми делами. Пусть же доброделание в рамках церковного социального служения всегда составляет особую сферу твоего внимания. Там, где зачастую оказываются бессильны красивые и возвышенные слова, все препятствия и средостения в деле проповеди истины преодолеваются и разрушаются искренней заботой о ближних, делами милосердия и благотворительности, готовностью разделить с человеком его скорби и радости. А если не хватает добрых дел, то это всегда становится поводом для нападок, для злословия в адрес Церкви и ее служителей, а для ревностных и благочестивых мирян — соблазном.
Краснодарский край, где тебе предстоит нести свои архиерейские труды, — это регион, исторически связанный с казачеством, которое на протяжении веков было оплотом не только Российского государства, но и хранителем православного образа жизни. Памятуя об этом, трудись над укреплением добрых традиций нашего народа. Общество может уверенно смотреть в будущее только тогда, когда оно созидается на твердом основании уважения к прошлому, к своей истории, к памяти предков.
Вместе с тем делай всё возможное для продолжения соработничества Екатеринодарской епархии со светской властью региона и общественными организациями. Плодотворное взаимодействие, ставшее отличительной чертой церковно-государственных и церковно-общественных взаимоотношений в крае, надлежит всячески развивать и совершенствовать на благо всех жителей Кубани.
Прими же сей жезл. Пусть он будет для тебя знамением действия Божественной силы, возведшей тебя ныне в архиерейское достоинство. Пусть он будет также символом полноты архипастырской власти и готовности кротко и смиренно следовать примеру Пастыря Вечного, Господа Иисуса Христа, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20, 28). А теперь благослови народ Божий, усердно молившийся за Божественной литургией о даровании тебе благодати Святого Духа для предстоящего подвига архипастырского служения. Аминь.

Герман, епископ Ейский, викарий Екатеринодарской епархии (Алексей Музаффарович Камалов) родился 22 марта 1968 г. в г. Самарканде (Узбекистан). В 1979 г. переехал в г. Краснодар. В 1985 г. поступил в Краснодарский политехнический институт. В 1986–1988 гг. служил
в рядах Советской армии.
В 1988–1997гг. учился в Ленинградской духовной семинарии и академии. 10 июля 1991 г. архиепископом Краснодарским и Кубанским Исидором пострижен
в монашество с именем Герман (в честь прп. Германа Валаамского). 12 июля 1991 г. рукоположен во иеродиакона, 19 августа 1991 г. — во иеромонаха.
В 1991–2008 гг. — настоятель Свято-Покровского храма станицы Елизаветинской (г. Краснодар). Нес епархиальные послушания: руководил епархиальным отделом по взаимодействию с ГУФСИН и являлся настоятелем домовой церкви в честь свв. блгв. кнн. Бориса и Глеба
при ИК № 14 г. Краснодара. В 2006–2008 гг. преподавал
в Екатеринодарской духовной семинарии. В 2008 г. назначен на должность клирика Свято-Николаевского ставропигиального прихода в г. Риме (Италия).
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 17) избран епископом Ейским, викарием Екатеринодарской епархии.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011