Матушки всегда будут против?

ЦВ № 24 (421) декабрь 2009 / 24 декабря 2009 г.

http://e-vestnik.ru/church/matushki_vsegda_budut_241209/

Ольга Гуманова

В Москве 3–4 декабря прошел I Всероссийский форум православных женщин, собравший около тысячи участниц из разных регионов России и сопредельных государств.

В преддверии этого форума многие надеялись, что он станет уникальной площадкой для обсуждения специфических православных женских проблем, которых за годы церковного возрождения накопилось немало. Первые попытки откровенного разговора об этих проблемах до сих пор имели место только на православных интернет-форумах и в блогосфере, но уж никак не на официальном церковно-общественном мероприятии.

Торжественное открытие I Всероссийского форума православных женщин состоялось в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, на нем присутствовал Святейший Патриарх Кирилл и высокие представители государственной власти.

На форум были приглашены руководители различных женских организаций. Можно было ожидать, что они будут говорить искренне и о наболевшем. К сожалению, в большинстве докладов на пленарном заседании звучали лишь привычные общие слова о демографии, падении нравственности, пропаганде пороков на телевидении. Те же самые стандартные формулы вполне можно было бы услышать не на форуме православных женщин, а, например, женщин-атеисток или мужчин-мусульман, — ничего бы не изменилось.

Второстепенной темой некоторых докладов и одновременно главной темой разговоров в кулуарах форума стала ювенальная юстиция. Безусловно, перспектива введения ювенальной юстиции в России представляет серьезную проблему и требует самой широкой дискуссии. На эту тему уже неоднократно высказывались, например, такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин и протоиерей Димитрий Смирнов. Но то, как эта и другие реальные проблемы обсуждались на форуме, дает повод задуматься прежде всего о механизмах формирования и роли православных общественных движений, большинство участников которых — женщины.

В конце 1990-х годов главной темой «молитвенных стояний» и прочих акций православной общественности было требование канонизации Николая II и его семьи. После прославления на Архиерейском Соборе 2000 года Царственных страстотерпцев деятельность православных активистов пережила некоторое затишье. В начале 2000-х те же активисты вновь появились в местах скопления православных, например, возле храмов в дни престольных праздников, но темой раздаваемых ими листовок была уже борьба против ИНН и новых паспортов. Наиболее типичным агитатором против «печати антихриста» была матушка с сумкой-тележкой, возраста предпенсионного либо пенсионного, в одежде темных тонов, непременном платке «внахмурку» и с суровым, непреклонным выражением лица. Позже те же матушки с теми же тележками и переносными иконами митинговали возле Храма Христа Спасителя в поддержку ныне лишенного сана епископа Чукотского Диомида. Потом опять последовало некоторое затишье, после которого все те же знакомые лица с теми же сумками-тележками вышли на борьбу против ювенальной юстиции.
Мне довелось наблюдать в кулуарах форума, как путем цепной реакции мобилизуются «новобранцы». Сначала, откуда ни возьмись, появляется напористая матушка и читает краткую лекцию о том, будто скоро у любой, особенно православной, семьи, детей смогут отобрать по закону. Вокруг собираются слушательницы, охают, ужасаются, а через пять минут уже проповедуют то же самое в другом уголке. К сожалению, внятно ответить на вопрос, что же такое ювенальная юстиция и почему это плохо, ни одна из них так и не смогла.

Всем нам известно по личному опыту, как трудно поднять и организовать людей на какое-нибудь полезное, доброе дело. Десятки общин, когда-то собиравшихся для того, чтобы бороться за передачу Церкви бывшего храмового здания или за строительство храма в таком месте, где церквей не хватает, распались, так ничего и не добившись, потому что иссякли силы, опустились руки. Сколько волонтерских групп, посещавших больницы, детские дома или дома престарелых, прекращали свое существование сразу после того, как угасал первоначальный эмоциональный порыв сострадания. Недавние похороны убитого священника Даниила Сысоева были на удивление для Москвы малолюдными — на отпевание собралось около двух тысяч человек, а до кладбища доехало не более трехсот. Да, это был будний рабочий день, но разве мало у нас бодрых православных пенсионеров, домохозяек, людей со свободным рабочим графиком? А крестный ход памяти отца Даниила, который проходил на девятый день после его кончины в субботу, не собрал и сотни участников.

Почему же некоторые темы становятся привлекательными для православных активистов и собирают толпы последователей? Одно из непременных условий популярности — оппозиционность. Оппозиционность церковной иерархии, как в случае с бывшим епископом Диомидом, или государственной власти, как в случае с паспортами и ИНН. Наверное, такие темы окружены романтическим ореолом «борьбы за правду». Кроме того, они требуют минимума усилий и приносят при этом огромное моральное удовлетворение. Сбор подписей и скандирование лозунгов на митинге — это ведь не мучительная борьба с собственными страстями, плодов которой никто не заметит и не похвалит, не замена памперса лежачему больному и не серьезное исследование какой-либо проблемы, требующее знакомства с источниками и напряженной работы мысли. Это гораздо более легкий способ почувствовать себя делающим что-то нужное, при котором результат, собственно, даже и не важен.

Впрочем, и история с «диомидовцами», и нынешние механизмы вербовки людей, в большинстве случаев женщин, на борьбу против ювенальной юстиции, дают повод задуматься о том, что стихийные, на первый взгляд, православные общественные движения не так уж и стихийны. Группы поддержки бывшего Чукотского епископа привозили к Храму Христа Спасителя на автобусах и обеспечивали горячим питанием. Уже упомянутые листовки против ювенальной юстиции по Залу церковных соборов и Паломническому центру разносили молодые люди в тренировочных костюмах, явно относящиеся к своему делу как к работе, за которую платят, а не действующие в порыве личного энтузиазма. Выходит, активисток кто-то организует и модерирует? А если так, то кто и зачем?


Летом 2008 года рядом интернет-сайтов и запрещенной Священным Синодом газетой «Дух христианина» было опубликовано «Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, Священному Синоду, митрополиту Калининградскому и Смоленскому Кириллу», подписанное Всероссийским сообществом многодетных и приемных семей «Много деток — хорошо!» и еще рядом общественных организаций. Авторы письма упрекали священноначалие в том, что Русская Православная Церковь отказалась включить в себя абхазские и южноосетинские приходы, признав их канонически принадлежащими Грузинскому Патриархату: «Передать церкви Грузии — означает лишить народ Церкви вообще». Уважаемый читатель, вам верится, что сложный дипломатический вопрос окормления православных в Абхазии и Южной Осетии — это именно та проблема, которая волнует многодетных матерей России в первую очередь? Или более вероятным кажется, что какие-то политические силы, желающие заставить Русскую Церковь играть по их правилам, увидели в проблеме приходов в кавказских республиках повод для атаки, а в многодетных матерях — стенобитное орудие?

Православные общественные активисты (точнее, по большей части, активистки) были, есть и будут. Людей этого психологического склада невозможно заставить заниматься чем-то другим, кроме уличной политики и массовых мероприятий. Они могут выступать под одними или под другими лозунгами, но какая-то иная деятельность никогда не станет для них более важной и интересной. Значит, есть только один способ не дать этим людям выступать в роли статистов в антицерковной политике — вовлечь их в политику процерковную. И опыт показывает, что это возможно.

Когда 29 января 2009 года завершил работу Поместный Собор, новоизбранного и нареченного Патриарха Кирилла поздним вечером на выходе из Храма Христа Спасителя встречала толпа прихожан московских и украинских православных приходов. В большинстве своем это были те же девочки в длинных юбках и бабушки в пуховых платках, которые служат лицом любого «молитвенного стояния». Они пели церковные песнопения, скандировали наивные речовки и спешили к новому Предстоятелю Русской Церкви за благословением...

К сожалению, с тех пор не прошло ни одного массового православного мероприятия, на котором это мощное «женское войско» выступало бы «за». Разве в жизни православной женщины и православной семьи нет проблем, к которым следовало бы привлекать внимание, решать их путем широкого церковно-общественного обсуждения? А множество простых, бытовых, житейских вопросов, которые каждый день встают перед православной женщиной и в Церкви, и в светской среде?
Выступая во второй день форума на секции «Женщина в Церкви», публицист, супруга священника и мама трех дочерей Валерия Ефанова предложила оборудовать храмы пандусами для инвалидов и детских колясок, а также комнатами, где мать могла бы покормить и перепеленать младенца. А много ли мест «в миру», куда можно без всяких проблем пойти с маленьким ребенком? Сможете ли вы добраться с ребенком в поликлинику на автобусе с турникетом? Будут ли вам рады в самом обычном кафе, не в западноевропейском, а в российском музее? Вас никогда не клеймили в детской поликлинике или в школе за то, что детей у вас «слишком много», то есть больше одного, и, следовательно, вы не способны уделять каждому из них достаточно внимания? Такого рода проблемы можно обсуждать столь долго, что и на круглогодичном женском форуме для всех желающих выступить не хватило бы времени по регламенту.
Увы, вместо этого мы опять видим лица с застывшими масками «праведного» гнева, паству, которая постоянно чего-то требует от своих пастырей, но никогда не приходит их поддержать.

 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011