Московский приход: взгляд участников олимпиады

ЦВ № 8 (405) апрель 2009 / 30 апреля 2009 г.

http://e-vestnik.ru/church/moskovskij_prihod_vzglyad/

Мария Хорькова

Финал Первой всероссийской олимпиады по основам православной культуры стартовал в Москве 26 апреля. Финалисты, объединенные в десять команд, выполняли первое задание в рамках проекта «Московский приход».

Цель работы — описать историю и современную жизнь одного из московских храмов с помощью его прихожан. Исследование предполагало командную работу, включавшую в себя знакомство с историей и архитектурой храма, осмотр его звонницы, описание икон, росписей и святынь, беседу с клириком храма, а также знакомство с уголком православной Москвы, в котором расположен приход. Особым заданием для школьников было составить рассказ о новомучениках, связанных с храмом.
Итоговая работа готовилась не по старинке — как сочинение, альбом или стенгазета, — а в виде электронной презентации, причем текст нужно было сопроводить собственными фотографиями и аудиофайлами (записью бесед, колокольного звона).

«Исследовать» домовый храм мученицы Татианы при МГУ приехала группа финалистов из Самарской и Саратовской областей. Знакомство с храмом школьники начали с Литургии (день был воскресный), а к «деловой части» приступили уже после обеда. Обзорная экскурсия по храму и прогулка по Большой Никитской улице были общими «пунктами» для всех. Над другими заданиями — составлением рассказа о новомучениках, чья судьба связана с университетом, беседой со священниками, изучением храмовой доски объявлений — работали по одному или парами.

Шестнадцатилетнего Вадима из Саратова, бравшего интервью у настоятеля храма протоиерея Максима Козлова, мне с трудом удалось оторвать от ноутбука и iPoda, которые он безуспешно пытался соединить, чтобы расшифровать запись.
— Вадим, какие вопросы ты задал батюшке?
— Ну, не я один их задавал, мы все вместе их придумали: как отец Максим пришел к Богу, как следует относиться к неверующим сверстникам…
— И как же?
— С сочувствием…
Вадим учится в 11-м классе обычной школы, а на олимпиаду попал через школу воскресную, где занимается уже восемь лет. Он говорит, что в воскресной школе совсем не скучно: в старшей группе они изучают предметы серьезные и интересные — историю Вселенской Церкви, апологетику, литургику. Летом Вадим собирается поступать на социально-экономический факультет Саратовского государственного университета. А с неверующими сверстниками особых проблем у него никогда не было.

Об отсутствии непонимания с невоцерковленными одноклассниками говорит и семнадцатилетняя Даша — землячка Вадима, которая изучала доску объявлений Татьянинского прихода.
— Удалось ли по доске объявлений составить впечатление о приходской жизни Татьянинского храма?
— Я вижу, тут всего очень много. Самое интересное — это Школа духовного пения. По-моему, это такая воскресная школа с серьезным музыкальным уклоном. Ну и объявление о группе милосердия, которая помогает детям, больным раком.
— Как ты попала на олимпиаду?
— Честно говоря, случайно. В воскресной школе сказали, что надо написать работу, мы и написали. В Москве мы раньше уже бывали, поэтому особо сюда не рвались. А победа и приглашение в Москву стали, конечно, приятной неожиданностью, но только тут мы поняли, какую замечательную программу нам подготовили, и что впечатлений будет множество…
— И какое самое главное впечатление?
— Вообще-то, все только начинается… Не ожидали, что тут будет столько ребят со всей России. И проект «Московский приход» — только первое задание...
Даша тоже собирается получать высшее образование в Саратове, на экономическом факультете. Подумывала о золотошвейном отделении Православного Свято-Тихоновского университета в Москве, но, как говорит, поздно спохватилась, и подготовки теперь не хватит…

А вот шестнадцатилетняя Маша из Сызрани учится в православной школе в 9-м классе. С первого класса изучает Закон Божий, с пятого — основы православной культуры.
— Маша, как бы ты объяснила «внешнему» человеку, в чем разница между ОПК и Законом Божиим?
— ОПК — более широкое понятие, чем Закон Божий. Это целый комплекс предметов, связанных с культурой Православия — историей, архитектурой, литературой. А Закон Божий — прежде всего изучение Священного Писания. Мне кажется, его обязательно должен вести батюшка, чтобы не было ошибок.

Священник Алексей Зимин (клирик храма Всех святых, в земле Российской просиявших, при Православной классической гимназии г. Тольятти), приехавший на олимпиаду со своими учениками, считает, что православная культура должна быть не отдельным предметом, а мировоззренческой базой для гуманитарных дисциплин. «Какая литература без христианства — Пушкин, Гоголь, Достоевский? В будущем, мне кажется, православный компонент должен войти в программу по литературе, истории и так далее. В “Основах православной культуры” останется та часть, которую можно будет преподавать как предмет “Религия”, как это и существует в западных странах», — заметил отец Алексий.

Необходимую информацию школьники собрали за пару часов, а вот обрабатывать ее для компьютерной презентации пришлось долго, до самого вечера. Но, кажется, презентация домового храма мц. Татианы обещает быть успешной.
 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011