Найти свое призвание

ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 / 25 сентября 2009 г.

http://e-vestnik.ru/church/najti_svoe_prizvanie/

Сегодня замечательный день в Коломне, празднуется День города, была совершена Божественная литургия, и я получил замечательную возможность соприкоснуться с вашей жизнью, приняв участие в этом празднике. Может быть, самым ярким моментом является это собрание прекрасных детей в чудном дворце, где так легко и просто многим тысячам людей встретиться друг с другом. И как хорошо, что наша встреча посвящена такой важной теме, как духовное воспитание человека.

Я хотел бы сказать несколько слов о том, что является жизненно важным для каждого человека. Я бы хотел сказать о призвании. Что такое призвание? Призвание — это внутреннее сосредоточение человека на определенной сфере деятельности, это внутренняя концентрация внимания и сил по отношению к избранному направлению жизни и деятельности. От призвания зависит во многом человеческое счастье. Если работаешь не по призванию, то работа становится скучной и тяжелой.
Если человек работает по призванию, он счастлив, даже если и не всегда его работа достойным образом оплачивается. Радость от совершаемой работы компенсирует материальные недостатки. Для того чтобы быть счастливым человеком, нужно постараться построить свою жизнь так, чтобы работать, трудиться по призванию. Призвание формируется в детские и юношеские годы, вот почему детство и юность являются, может быть, наиважнейшим этапом человеческой жизни.
Призвание формируется под влиянием родителей, иногда даже склонность к тому или иному делу передается генетически, наследственно, но очень большое влияние на формирование призвания оказывает образование.

Формирование призвания не происходит автоматически. Существует замечательная древняя мудрость, которая гласит: «Учение без размышления — это пустое занятие, но и размышление без учения опасное занятие». Ведь для того чтобы сформировалось призвание, нужно не просто запоминать тот материал, который вам преподают в школах, нужно размышлять, нужно постоянной работой ума сопровождать свое образование, восприятие информации. Творческая инициатива должна присутствовать, в том числе, и когда просто выучиваешь урок. И нужно попытаться осознать, понять преподаваемый материал, через самого себя пропустить все то, что тебе дают. И в тот момент, когда сердце отдается, когда понимаешь: это — мое, тогда перестает быть скучным изучение этой дисциплины.

Хотел бы вспомнить еще замечательное высказывание аввы Дорофея — был такой старец дивный, отец Церкви, он жил на рубеже VI–VII веков и был очень образованным человеком. Но в юности авва Дорофей не мог учиться, не давалась ему учеба, и не только потому, что так трудно усваивался материал, но и потому что ему просто не хотелось учиться. Он бежал от учебы и не хотел учиться, но в какой-то момент стал побуждать себя, заставлять себя, воспитывать свою волю. Но потом учение, книга стали для него всем. Он забывал про еду, про питие, про сон, настолько интересно ему было погружаться в этот мир науки.

В мир науки интересно погружаться тогда, когда ты чувствуешь призвание, и это относится не только к теоретической науке. Потому что вообще вся человеческая деятельность — это Наука с большой буквы. Если вы почувствуете радостное веление сердца, соприкасаясь с той или иной сферой человеческой деятельности, остановитесь внимательно на этой деятельности, подумайте о ней еще и еще раз, пропустите ее через себя, чтобы обрести это призвание. И, конечно, огромная роль — у педагога. Ведь учитель не только знает больше, чем ученики, — он рассказывает урок, передает информацию. В конце концов, ведь все то же самое можно и просто прочитать, но не может чтение книг или использование Интернета заменить реальный опыт общения с педагогом, потому что педагог, преподаватель, профессор в высшей школе — это не только человек, передающий некие знания. Это — путеводитель по науке, экскурсовод.

В одном из своих замечательных произведений отец Павел Флоренский, выдающийся наш ученый, энциклопедист, священник, писал о том, что означает быть преподавателем, профессором. Он связывал профессорский, преподавательский труд с трудом экскурсовода, который ведет группу посетителей, например, по ботаническому саду. Он рассказывает о растениях, рассказывает о природе, но об одной травинке он говорит дольше, и говорит, так, что вдруг знания, которые он передает, становятся настолько притягательными, что люди останавливаются у этой же травинки и долго-долго всматриваются в нее.
Великое искусство педагога заключается в том, чтобы быть таким путеводителем по науке и по жизни, уметь правильно расставлять акценты, заинтересовывать детей, формировать образ. Каждый педагог передает свой образ учащимся.

И здесь следует сказать о том, что сейчас существует определенный кризис в отношениях между поколениями. Часто бывает, что молодые люди плохо понимают старших, в том числе и плохо понимают своих педагогов. Учителю не удается достучаться не только до разума, но прежде всего до сердца учащихся. И происходит это не только потому, что, может быть, учащийся недостаточно внимательный и усердный (что, конечно, бывает), но очень часто это зависит от неспособности самого педагога преодолеть это разделение. Образ будет усвоен тогда, когда этот образ прекрасен, вот почему все у педагога должно быть прекрасно, включая внешность, одежду, манеру говорить, но, самое главное, должна быть внутренняя прекрасная жизнь у человека. В этом смысле каждый педагог должен быть подвижником, потому что от его внутреннего духовного и душевного состояния зависит успех его дела.

Я бы хотел сейчас сформулировать некое правило. Плохой человек не может быть хорошим педагогом. Точно так же, как священником.
Священник тоже должен быть подвижником. Разве будут слушать плохого священника, который живет не в соответствии с тем, что он проповедует? И точно так же не будут слушать и педагога, плохого человека, злого человека, у которого все не в порядке в личной жизни: плохая семья, плохие дети... Труд педагога прекрасен, но он требует внутренней аскезы, внутреннего подвига. И без этого подвига невозможно передать свой внутренний мир тем, кто со вниманием следит за каждым твоим словом.

Но, с другой стороны, многое не будет понято и принято, если сам учащийся, подобно авве Дорофею, не начинает понуждать себя преодолевать лень и разгильдяйство. В нашем мире очень много соблазнов.

Я вспоминаю, как, заканчивая школу, готовился к экзамену. Это было весной, погода была прекрасная, окна были открыты, через окна до моего слуха долетала музыка одной очень популярной и милой песни, которую пели в то время. Я выглянул в окошко, увидел молодых людей, девушек, которые гуляли под звуки этой музыки, и меня так потянуло на улицу, мне так захотелось быть там же — там весело, там красиво!

Но, открыв учебник, я подумал: а может быть, сейчас что-то самое главное в моей жизни решается, закрою окно, сяду за письменный стол и не пойду на улицу. И вот от такого поступка может зависеть вся дальнейшая жизнь. Я постоял у окна, помолчал, подумал, закрыл окно, даже занавески занавесил, хотя это было днем, и стал готовиться к экзамену. Я вспоминаю этот случай из своей жизни, потому что знаю: вы проходите через те же самые соблазны. Но сегодня их еще больше: телевидение постоянно присутствует в нашей жизни, компьютеры, которые тоже могут и передавать информацию, и отвлекать от информации... И требуется своего рода аскетизм, через который вы воспитываете свою волю, способность управлять своими мыслями и своими поступками. Способность убеждать себя является замечательной способностью человека. И вы именно здесь, в этой сфере своего личного бытия сдаете самый главный экзамен на вашу зрелость. От этого будет зависеть вся ваша будущая жизнь. И никакой самый замечательный педагог не сможет передать вам знания, опыт, свой образ — этот прекрасный образ, — если у вас не будет силы, способности ограничивать самих себя в удовольствиях.

Мне кажется, что вообще система образования работает по принципу двустороннего движения: от педагога к учащемуся, от учащегося к педагогу. Учитель учит ученика, а ученики помогают расти учителю.

Дай Бог, чтобы в результате вашего пребывания в школах сформировалось ваше призвание. Чтобы то, чем вы будете заниматься в будущем, было для вас радостным занятием. Речь идет не обязательно о престижном труде — любой труд может и должен давать человеку чувство удовлетворения.
И последнее, о чем я вам хотел бы сказать... Призвание предполагает, что кто-то призывает. Не то, что сам призываешься, а кто-то тебя призывает. Порой видишь, как другие трудятся в той области, в которой и ты хотел бы трудиться, и чаще всего после этого и происходит выбор профессии. Но у каждого из нас есть еще одно призвание, вне зависимости от того, какое профессиональное дело мы изберем.

Я сегодня начал об этом говорить в храме, потому что это связано с евангельской притчей, которую мы читали на Литургии. В ней рассказывается об одном богатом господине, который пригласил друзей на свадьбу своего сына и послал слуг, чтобы они разнесли приглашения. Но те, кому эти приглашения были направлены, отказались прийти на свадьбу, каждый был занят своим делом и не очень хотел идти на это веселье. Больше того, кого-то из слуг побили, даже жизни лишили, обвинив их в том, что они оторвали этих людей от собственных дел. Тогда разгневался господин и открыл двери брачного пира для всех, кто хочет прийти (см. Мф. 22, 1—14).
Смысл этой притчи в том, что под этим господином подразумевается Бог. Господь всех нас призывает, в этом смысле у каждого из нас есть призвание быть с Ним. Одни это призвание чувствуют так сильно и ярко, что не могут уже ничем другим заниматься, как только прямо служить Богу: идут в семинарии, становятся священниками, идут в монастыри, через служение Богу формируют различные образы своего служения ближним. У других это призвание не так сильно определяет жизненный путь, но, тем не менее, оно имеет огромное значение для интеллектуального и нравственного формирования личности. Но есть люди, которые, как в этой притче, получив от Господа приглашение, отказываются его принять, не хотят, да не только не хотят — иногда и грубое слово могут сказать тем, кто пришел пригласить их на Божий пир веры, а были случаи, что и убивали посланников.

Мир будет совсем иным, жизнь наша будет совсем иной, вокруг будет много добра, света и правды, если мы откликнемся на Божие призвание. Если мы свое профессиональное призвание соединим с одним общим для нас призванием — быть с Богом. И тогда в лучах Божией правды и в лучах Божией благодати, как в лучах солнца переливается драгоценные камень, засверкает всеми гранями наша жизнь. Потому что Бог — это свет, а без света никакой драгоценный камень не виден, никакая грань не играет, никакой красоты он не являет... Бог есть свет, который озаряет нас Своей благодатью, и в свете этой благодати дивно просияют человеческие таланты, человеческие призвания, такие многообразные, такие различные, формирующие единую красоту Богом созданного мира.

Дай Бог, чтобы через эти уроки, которые вы сегодня получаете в школах Подмосковья, была явлена вам красота Божиего мира. Храни вас Господь.

 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011