О литургическом творчестве и "православных заговорах"

ЦВ № 3 (352) февраль 2007 / 14 февраля 2007 г.

http://e-vestnik.ru/church/o_liturgicheskom_tvorchestve/

Людмила Медведева

Мы публикуем сокращенную версию выступления Людмилы Медведевой, зав. отделом богослужебных книг Издательского Совета Русской Православной Церкви, на конференции «Современные проблемы православного книгоиздания».
Своим выступлением я хочу попытаться ответить на вопрос, почему Издательский Совет Русской Православной Церкви не выпускает сам и не считает нужным способствовать распространению среди народа сборников молитв «на всякую потребу» и «во всякой немощи».
Мы не можем запретить издателям выпускать какие-либо книги: у нас нет на это полномочий. Труды других издателей мы рассматриваем, если они к нам обращаются. Мы не навязываем свою точку зрения, но если нас спрашивают — отвечаем.
...В конце 2006 года в Издательский Совет поступил на рецензию довольно интересный проект. Составители, люди очень искренние, хотели сделать книжицу, по которой охотники и рыболовы могли бы молиться перед выходом на свой промысел. Однако при рассмотрении текста выяснилось, что часть из предлагаемых читателям «молитв» является на самом деле старинными заговорами на удачную охоту и рыбную ловлю, взятыми составителями из неких ученых изданий. Приведу пример:
«(Для удачи на охоте.) Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного (имярек), аминь. Ложусь я, раб Божий (имярек), ввечеру, поздно на поздно благословясь и перекрестясь; встаю я, раб Божий, раным-нарано, и умываюсь триденной водой, и утираюсь шитым, браным, тонким полотенцем; пойду я, раб Божий (имярек), из избы дверями, из двора воротами; пойду во чисто поле, в широко раздолье, в зелену дубраву, и стану я эту збрую ставить на белых и на ярых зайцев. Как же катятся ключи, притоки во единый ключ, так бы катились и бежали всякие мои драгоценные звери: серые, ушастые, долгохвостые волки, и черные медведи, и красные бурнастые лисицы, и белые и ярые зайцы и зайни (зайчихи); назад бы они не ворочались, а посторонних бы не бегали. Позади носят Михаил архангел и Гавриил архангел святою своею небесною силою. Во веки веков, аминь. Создай, Господи, благополучие. (Сей заговор глаголи трижды.)»
Рецензентом было указано издателю, что такие тексты ИС РПЦ не может разрешить к печати. Издатель согласился: незнакомый с формальной стороной богослужебных текстов, он искренне полагал, что собирается печатать молитвы, поскольку в них упоминаются святые и даже Сам Господь.
Что же такое заговор? Заговор — это текст, построенный определенным образом, который должен быть произнесен в сопровождении определенных действий, в результате чего прошение, заключенное в заговоре, должно исполниться. У многих людей существует представление, что священнослужители нашей Церкви как раз такими действиями и занимаются. Однако это не так.
В Церкви есть всего семь Таинств, то есть чинопоследований, заключающих в себе определенные словесные формулы, при произнесении которых в сопровождении определенных священнодействий таинство считается совершенным благодатию Святаго Духа. Я не буду здесь вдаваться в богословие Таинств. Замечу только, что, например, отпевание не является таинством, и даже если мы старательно совершим всё чинопоследование, мы не можем быть уверены в том, что Господь помилует усопшего.
Подчеркнем: молитвенный текст, даже закрепленный в богослужебных книгах, — не волшебные слова, правильное воспроизведение которых дает гарантированный результат. Это — прошение, вопль, который может быть услышан, а может быть и отвергнут тем, кому адресован. Так мудрый родитель, слыша плач ребенка, вовсе не обязательно сразу выполняет любую его просьбу...
Колдун ведет себя иначе: он знает на каждый случай текст-формулу, произнесение которого, вместе с совершением некоторых действий-формул, должно привести к конкретному результату, и готов воспользоваться своими знаниями для удовлетворения человеческих желаний — за соответствующую мзду. Это и есть колдовство, волшебство, магия, получение результата не по милости Даятеля, а по запросу-требованию посвященного.
Традиционно в фольклористике действия колдунов разделяются на «черную» и «белую» магию: «черная» — это когда наносится вред тому, на кого дейтвие колдующего направлено; «белая» — когда колдующий просит о чем-то хорошем для того, ради кого колдовство затеяно. Именно «белые» заговоры иногда принимают за молитвы, и, наоборот, текст православной молитвы иногда понимается как заговор, используется в функции заговора.
Сегодня материализм не в моде — в моде «духовность». И люди, которым не удается привычными земными методами добиться успеха, пытаются прибегать к помощи, скажем так, потусторонних сил. Что это за силы, большинство людей плохо себе представляет. Но, как правило, страждущие все же предпочитают общаться не с нечистой силой, а со святыми. И тут на сцену выходят так называемые «православные» издатели, предлагающие сборники молитв «на всякую потребу» и «во всякой болезни».
Однако присмотримся к предлагаемым молитвам.
Дело даже не в том, что некоторые тексты представляют собой смесь церковнославянского и русского языковых стилей, а иные являются просто маловразумительным набором слов, — об этом уже говорилось неоднократно. Есть в таких изданиях и вполне канонические молитвы, обращенные к нашим православным святым. Но в этих молитвах ничего не говорится о том затруднении, с которым обращается к святому несчастный: это, как правило, молитвы, читаемые в праздничный день у мощей или пред иконой святого. Почему же составители предлагают их читать, например, в конкретной болезненной ситуации? Иногда это никак не объясняется, но в последнее время появились и вполне «квалифицированно» выполненные книжки: в них поясняется, что следует молиться такому-то святому в такой-то нужде потому, что в каком-то письменном источнике (житии святого, воспоминаниях о прожитом и т. п.) зафиксировано, что однажды святой имярек помог рабу Божию имярек освободиться от конкретного недуга.
Ну и что? — хочется спросить составителей. Если по молитве к некоторому святому у кого-то исчез прыщик на левой пятке, это вовсе не значит, что этот святой специализируется на подобных заболеваниях. Да, были (и есть) святые врачи, которые помогали людям в их немощах, зачастую безмездно, и к ним Церковь призывает обращаться в болезнях — как к специалистам, как к людям, на деле знающим, как страдают люди от болезней и как трудно помочь им человеческими силами. Да, некоторые святые, действительно, помогают в определенных ситуациях: почему? — а так им захотелось; не нам судить, почему, например, святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, так возлюбил Русь-матушку, а также всех путешествующих, и в особенности по водам плавающих. Мы говорим о книгах, где рассказывается не об этих явных, освященных традицией, «специализациях» наших заступников, а насаждается мысль о том, что главное узнать и исполнить некую формулу, — и тогда успех обеспечен.
Составители рассматриваемых нами «молитвословов» мыслят и предлагают мыслить своим читателям следующим образом: нужно прочитать такую-то молитву (даже если ты ничего в ней не понимаешь и она вообще не о том), поставить свечку (лучше 3, 7, 12, 33, 40 — по деньгам), помазать больное место освященной водичкой или маслицем от определенной (указано в «рецепте») иконы — и будь здоров. Впрочем, процесс, вероятно, придется повторить — таблетки ведь тоже не сразу действуют... Это напоминает еще хождение по учреждениям социального обеспечения: главное — знать, куда за какой льготой обратиться и как правильно оформить документы (иногда где и взятку дать), а там уж тебе обязаны!..
«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7, 7), — говорит Господь. Однако это вовсе не значит, что Господь будет исполнять любую нашу просьбу. Мы можем просить заступничества Матери Божией и святых, но даже и Матери Своей в ответ на Ее прошение Господь сказал однажды: «Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой» (Ин. 2, 4).
Господь нас любит и слышит все наши слова.По вере нашей да будет нам.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011