Частная коллекция государственного масштаба

ЦВ № 5 (450) март 2011 / 11 марта 2011 г. 10:02

http://e-vestnik.ru/culture/chastnaya_kollektsiya_1103/

Антонина Мага

В начале года в столице состоялось открытие нового музея церковного искусства. Владелец коллекции, известный предприниматель Михаил Абрамов, увлекся русской иконописью шесть лет назад. Теперь в его собрании более четырех тысяч предметов, среди которых не только русские, но и византийские иконы, а также уникальная коллекция древнего христианского искусства Эфиопии.

Масштаб коллекции, которая разместилась в двух специально реконструированных под нее особняках на Гончарной улице, позволяет говорить о том, что музей готов занять особое место на культурной карте Москвы. Экспозиция оборудована по последнему слову техники и организована с помощью ведущих искусствоведов и реставраторов страны. Так, например, научным консультантом музея стала Ирина Шалина, специалист в области древнерусского искусства из Русского музея.

«Главная задача нашей экспозиции — показать весь спектр древнерусской иконописи с византийского времени до сегодняшнего дня. При этом музей наш не должен был стать неким хранилищем, он общедоступен, посещение его бесплатно», — рассказал «Церковному вестнику» Михаил Абрамов. «Реставраторам и искусствоведам было очень интересно работать с коллекцией. Это новые для публики, не изученные еще памятники», — добавил он.

Впрочем, подобная новизна не единственный принцип формирования коллекции. Значительную часть в музее занимают иконы, которые когда-то были вывезены из России. «Самая известная наша история, конечно, — это запрестольный деревянный крест XVI века, похищенный из музея-заповедника "Ростовский кремль". Он был украден в 1995 году и увезен из России, и когда мы выяснили, что купленный нами крест — это именно тот самый памятник, то сразу же вернули его в Ростов. Это была сенсационная находка», — поведал Михаил Абрамов.

Иконы передаются не только известным музеям, но и храмам. «Если мы выясняем, что этот храм существует до сих пор и есть возможность установить образ на место, то, конечно же, наша святая обязанность икону этому храму подарить, как бы ни была она нам дорога и сколько бы денег ни пришлось за нее отдать. Например, Савино-Сторожевскому монастырю мы подарили три иконы, которых не хватало в иконостасе и которые были нами найдены», — рассказал Михаил Абрамов.

Еще одна задача экспозиции — просвещение. Так, в одном из залов действует мастерская, где профессиональный иконописец может подробно рассказать и показать любому посетителю, как пишется икона.

Помимо пополнения коллекции музея в планах Михаила Абрамова есть смелые проекты по «легализации» значимых частных соб-раний. «Частные коллекционеры пока опасаются рейдерства со стороны государства, поэтому именно оно должно сделать первый шаг навстречу — одобрить инициативу создания таких экспозиций, найти соответствующее здание. Тогда в таком большом музее можно было бы устроить зал Абрамова, зал Елизаветина, зал Воробьева и других коллекционеров. Естественно, это должна быть статичная, постоянная галерея, а не салон, где что-то продается», — заключил Михаил Абрамов.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011