Вера и психология

ЦВ № 8 (405) апрель 2009 / 30 апреля 2009 г.

http://e-vestnik.ru/culture/vera_i_psihologiya/

Сергей Чапнин

Книга «Христианство и психологические проблемы человека» — новый труд известного сербского врача-психиатра Владеты Еротича. Тема книги не только актуальная, но и весьма популярная. В последние годы в России издается немало книг и статей, рассматривающих психотерапию, психологию и психиатрию с православных позиций. Однако книга Еротича представляет особый интерес. Ее автор известен не только как врач с 50-летней практикой, но и как церковный ученый, доктор богословия, заведующий кафедрой пастырской психологии в Богословском институте в Белграде.

Книга написана современным языком и в то же время насыщена цитатами из Святых Отцов, религиозных философов, социологов и психологов. Упоминание научных трудов далеко не всегда носит комплиментарный характер. Автор убедительно показывает, что святые Православной Церкви «имели глубокое понимание психологии человека, здоровой и болезненной, скрытой и явной, благодаря необыкновенному дару наблюдения и самонаблюдения». Однако в новейшей истории между богословием и психологией возник трагический разрыв. Преодоление этого отчуждения может принести взаимную пользу, обогатить и науку, и Церковь.

По мнению Еротича, пастырская психология призвана избегать известных крайностей. С одной стороны — «преувеличенной жесткости научной психологии», настаивающей на сохранении узких рамок своих исследований. С другой стороны — преувеличенной обособленности богословов и пастырей от реальных психических (и психопатологических) переживаний современного человека.

Постановка многих вопросов выглядит неожиданно, автор не избегает трудных тем, хотя и не на все поставленные вопросы дает однозначный ответ. Скорее, он обозначает те границы, в рамках которых пастырь или мирянин должен принять решение.

В первом разделе автор рассматривает широкий круг проблем, которые называет «психологическими препятствиями» для веры. Речь идет об отчуждении, религиозном минимализме, инфантильной набожности, «механизации» религиозной жизни.

Второй раздел посвящен развитию человека. Еротич с православной точки зрения анализирует достижения пренатальной психологии, проблемы детской и молодежной религиозности, особенности современной семьи и вопросы религиозной жизни в старости.
В третьем разделе собраны материалы, посвященные христианскому отношению к болезни, пастырским проблемам алкоголизма и наркомании, использовании различных психотерапевтических методик в церковной практике.

«С расширением сознания современного человека, ростом его самосознания и знания собственных проблем растут и его потребности и, в частности, требования к клиру и церкви, — убежден Еротич, подчеркивая, что это касается не только литургической и приходской жизни. — Повсюду в мире традиционная религиозность людей… уступает место так называемой спонтанной или пробуждающей сознание религиозности… Верующий человек уже сегодня требует и, несомненно, будет требовать завтра, образованного священника».

 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011