9 февраля 2018 г. 14:13
Митрополит Нифонт (Солодуха)Митрополит Нифонт (Солодуха) 05.10.1948–22.03.2017
В 1963 году юноша окончил местную восьмилетку и поступил в 9-й класс школы в районном центре. Однако, для продолжения учебы нужно было ежедневно ездить в Старую Выжевку или перебраться туда, а это оказалось для Василия невозможным. Поэтому он стал наниматься на разные сезонные работы. В 1967 году Василий был призван на воинскую службу, которую проходил в Новгороде. Благодаря обязанностям кладовщика и почтальона солдат почти каждый день выходил в город, где мог посещать церковь. Именно в армии Солодуха окончательно утвердился в решении стать священнослужителем. В 1969 году, сразу после военной службы, Василий поехал в Брест, где стал работать в железнодорожном депо и готовиться к поступлению в семинарию. Счастью не было предела, когда в 1970 году он был принят на учебу в МДС, ведь конкурс тогда достигал семи человек на место. В следующем году будущий митрополит стал иподиаконом Святейшего Патриарха Пимена и исполнял это послушание все годы пребывания в семинарии.В стенах Свято-Троицкой Сергиевой лавры у семинариста родилось горячее желание принять монашество. На четвертом году учебы, 20 марта 1974 года, мечта Василия Солодухи осуществилась, и он был пострижен с именем Нифонт. Уже 15 апреля того же года Святейший Патриарх в Богоявленском кафедральном соборе Москвы рукоположил монаха в иеродиакона. Вскоре отец Нифонт поступил в МДА, на третьем курсе которой, 26 февраля 1977 года, ректор архиепископ Дмитровский Владимир рукоположил его в иеромонахи. Для пастырского служения отец Нифонт был направлен в родную ему Волынско-Ровенскую епархию. 18 марта 1977 года местный владыка Дамиан назначил священнослужителя настоятелем Свято-Троицкого храма села Рудка-Козинская Рожищенского района Волынской области. Весть о ярких проповедях нового священника, о его искренней отцовской любви и пастырской внимательности быстро распространилась между верующим народом. В Рудку-Козинскую стали съезжаться люди не только из деревень прихода, но также из Луцка, Бреста, нередко там бывали даже и москвичи. Конечно, такая активность верующих не устраивала советскую власть. Чтобы дискредитировать иеромонаха, было решено напечатать в областной газете клеветническую статью. Однако публикация неожиданно вызвала обратную реакцию: народ понял, что священник действительно заслуживает внимания, если так хотят его очернить. После этого наплыв людей в Рудку-Козинскую усилился, а чтобы чадам было удобнее добираться к нему, отец Нифонт даже сумел добиться того, чтобы дизель-поезд останавливался возле села. В 1985 году отец Нифонт был возведен в сан игумена, а в 1988 году стал архимандритом. В 1989 году архиепископ Волынский и Ровенский Варлаам назначил отца Нифонта благочинным Рожищенского района. 20 марта 1990 года Священный Синод Украинского Экзархата назначил архимандрита Нифонта (Солодуху) епископом Хмельницким и Каменец-Подольским, а на следующий день во Владимирском соборе Киева состоялась архиерейская хиротония. Расставание с любимым сельским храмом и родной паствой было очень трудным, но впереди было ответственное архипастырское служение, которое владыка принял как истинный воин Христов. Начало архиерейства совпало с распадом советского государства и либерализацией всех сторон жизни. На своей первой архиерейской кафедре владыка пробыл только два года. Летом 1992 года Волынская область стала местом активных действий раскольников. Представители самопровозглашенного Киевского патриархата, поддерживаемого местной властью, захватили кафедральный собор вместе с епархиальным управлением и духовной семинарией. Епископа Варфоломея и канонических священников всячески унижали и называли предателями Украины. В этих условиях Священный Синод УПЦ посчитал, что кандидатура епископа Нифонта более других подходит для решения труднейшей задачи религиозного успокоения Волыни, и не ошибся. Прибыв в Луцк в самом конце лета 1992 года, владыка Нифонт сделал все возможное для того, чтобы сохранить и упрочить в Волынской епархии каноническое Православие. За первые же месяцы своего пребывания на кафедре -архиерей заработал высокий авторитет, который в дальнейшем только возрастал. Объединив около себя духовенство и паству, епископ Нифонт не допустил разрастания раскола в епархии. Особенно трудной была вторая половина 1992 года, когда в течение года владыке отказывали в прописке. Он не мог подолгу оставаться на предоставленных прихожанами квартирах из-за угроз и нападок, которые мужественно терпели эти люди. Епархиальное управление в это время заменяла небольшая сторожка возле луцкой Покровской церкви, в которой в это же время ютилась и Волынская духовная семинария. Единственный городской храм, который не отобрали раскольники, стоял запечатанным… То, что сумел сделать владыка Нифонт в первые годы своего пребывания на Волынской кафедре, можно назвать настоящим чудом. Он не только стабилизировал религиозную обстановку в области, но значительно укрепил Православную Церковь на Волыни. Ему удалось сохранить духовную семинарию, которую он возглавлял в 2006–2010 годах, возобновил деятельность нескольких древних монастырей и открыл новые обители, освятил сотни храмов и рукоположил к ним столько же священников. В епархиальном центре, который он застал с одной церковью, сегодня действует более пятнадцати приходов. В 1993 году владыка был возведен в сан архиепископа, в 2011 году — в сан митрополита. За труды на пользу Церкви и государства митрополит Нифонт отмечен целым рядом как церковных, так и светских наград. В частности, владыка имел более двадцати орденов Поместных Церквей, был полным кавалером государственного ордена Украины «За заслуги», а в 2013 году стал Почетным гражданином Волынской области. Конечно же, самой дорогой наградой для митрополита Нифонта была та любовь, которую питала к нему паства. Даже в годы архиерейства духовные чада приезжали к владыке не только с разных уголков Украины, но и из России, Белоруссии и других стран. В большинстве случаев эти чада приглашались к архиерейскому столу и оставались ночевать в епархиальном управлении, которое размещалось в небольшом домике возле Покровской церкви. Тут же находилась и небольшая келья владыки. В таких условиях было невозможно не заметить той простоты, в которой жил уважаемый архиерей. Наверняка в памяти тех, кто знал владыку Нифонта, навсегда останется его простота во всем: и в одежде, которую он носил десятилетиями, и в трапезе, которая готовилась с неукоснительным соблюдением всех уставных постов. Отдавая всего себя Богу и Его Церкви, исцеляя души других, владыка забывал о собственных немощах и болезнях. В последние годы ему стало трудно исполнять свои обязанности. В связи с этим 18 октября 2016 года решением Священного Синода УПЦ владыка был освобожден от управления Волынской епархией, во главе которой стоял 24 года. Одновременно он был назначен настоятелем Покровской церкви города Луцка. Владыка отошел ко Господу 22 марта. За три дня до смерти он исповедовался и причастился святых Христовых таин. Весть о смерти любимого архипастыря отозвалась глубокой болью в сердцах многих верующих. В отпевании митрополита Нифонта, состоявшемся 25 марта, участвовало двенадцать архиереев во главе с митрополитом Вышгородским и Чернобыльским Павлом. Согласно завещанию почившего, его тело было предано земле на кладбище родного села Галина Воля, возле могилы матери. Протоиерей Александр Федчук
9 февраля 2018 г. 14:13
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|