iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Возврат церковного имущества — долг государства перед Церковью
Русской Православной Церкви возвращены икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева и рака святого благоверного князя Александра Невского. Святейший Патриарх Кирилл назвал оба этих события историческими. Так постепенно восстанавливается историческая справедливость: отнятые у Церкви святыни и имущество снова переходят под ее омофор. Какими правовыми актами сегодня регулируется передача имущества и святынь Церкви, что позволило большевистской власти сто лет назад придать легитимность грабежу церковного имущества, в каком правовом статусе теперь находятся икона «Святая Троица» и рака Александра Невского, «Журналу Московской Патриархии» рассказала руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). PDF-версия.
30 октября 2023 г. 14:30
На войне как на войне
Военный капеллан Димитрий Василенков из Санкт-Петербурга неоднократно бывал в зонах активных боевых действий. Еще в 2000-е годы он духовно окормлял отряды спецназа и подразделения разведки различных силовых структур, участвовавших в контртеррористических операциях на Северном Кавказе, а в 2008 году сопровождал российские Вооруженные силы во время операции по принуждению Грузии к миру. Его опыт оказался востребован и во время проведения специальной военной операции  на Украине, поэтому в течение последнего года отец Димитрий был несколько раз командирован в Донбасс в зону боевых действий. «Журналу Московской Патриархии» священник рассказал, с чего следует начинать день в зоне военного конфликта, как за пять минут изложить личному составу правила духовной безопасности на войне и почему для него важно самому проводить занятия по тактической медицине для бойцов. PDF-версия.
8 мая 2023 г. 15:30
Архив сайта
Звуковая инсталяция храма - единственный способ обеспечить нормальную акустику при богослужении. если о ней не подумали заранее
ЖМП № 5 май 2015 /  17 июня 2015 г. 16:45
версия для печати версия для печати

Доступное богослужение, или тайны звуковой инсталляции храма

Каждому человеку, приходящему в храм, важно понимать смысл церковной службы, содержание возгласов, молитв и песнопений. Но слова порой звучат неразборчиво, быстро гаснут, не достигая слуха молящихся. Одно дело, если в этом виноваты слабый хор или плохая дикция священника. И совсем другое, если об акустике напрочь забыли проектировщики и строители храма еще на этапе его создания. Своим опытом, как профессионально «озвучить» храм, делятся священники, архитекторы и звукоинженеры.

Живая речь более естественна, но…

Священник Димитрий Покровский раньше служил в храме Рождества Христова в селе Варварине (XVII век), а теперь — настоятелем в Елизаветинском храме в Щербинке (Москва), возведенном в 2001 году. 300 лет назад Рождественский храм помещик строил для себя и своих крестьян, которые все помещались в одном приделе. Поэтому записанные в четверике квартеты и квинтеты звучат прекрасно. «Однако во время службы, независимо от силы голоса клира и хора, ее было хорошо слышно только перед алтарем, но в соседнем приделе уже нет. Для небольшого числа прихожан не требовалось звуковой инсталляции», — говорит отец Димитрий.

Елизаветинский храм также невелик размером. И это позволяет клиру обходиться без акустических систем, что очень радует настоятеля. «По первому образованию я звукорежиссер и поэтому, наверное, слишком привередлив к звучанию. Мне не нравится, как сочетаются разные частоты и гармоники при электронном озвучивании. Акустические системы каким-то образом искажают звук, даже высокопрофессиональные. Я считаю, что живая речь для уха — более естественна. Правда, недавно был на Кипре, там в храмах и монастырях во всю пользуются микрофонами. Маленькие, незаметные микрофоны стоят и у хора, и на престоле». В Щербинке сегодня строят еще один, больший по площади, храм — в честь иконы Божией Матери «Всецарица». И, по мнению священника, установки звуковой аппаратуры там уже не избежать.

Ситуации

Безусловно, храм — сложное архитектурное сооружение. Чтобы создать хорошую акустику, надо правильно организовать внутреннее пространство с учетом трех частей (алтаря, храма и притвора), подобрать соответствующие материалы. Современные бетон или гипсокартон с красивым звуком не «дружат».
«Вопрос акустики для храма один из ключевых. Хотелось бы, чтобы, независимо от того, где идет богослужение, оно было ясно слышно в любой точке храма и этот звук был естественным. И каждый раз мы решаем эту задачу, пользуясь методами древних зодчих — используем систему голосников (см. словарь) и традиционные строительные и отделочные материалы, — говорит архитектор Андрей Анисимов. — Но, к сожалению, не все сегодня этим пользуются».
В случае если храм дореволюционной постройки с уже встроенной системой голосников, есть шанс улучшить его акустические свойства. Так, в московском храме Великомученика Георгия на Псковской горке голосники, расположенные в основании сводов четверика, справляются со своей задачей — службу прекрасно слышно во всех уголках храма. Однако, если в храме много людей и они заполняют арку, разделяющую четверик и трапезную часть храма, голос священника до трапезной не доходит. «После консультации с архитектором мы пришли в выводу, что причина в одном уровне пола и солеи. Пространство для распространения звука под аркой небольшое, а стоящие там люди являются тут естественным препятствием, — говорит настоятель протоиерей Вячеслав Шестаков. — Возможно, решением будет опустить пол на 15 см, каким он был до реставрации 2004 года. В этом случае пространства под аркой для звука будет больше».
Александр Волков, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Тарасове (Московская область, освящен в 2011 году), архитектурой интересуется профессионально. Вопросом акустики он занялся еще на стадии проектирования: и с акустиком говорил, и с несколькими архитекторами. За два года они изучили гору литературы и во всем разобрались. По сделанным расчетам в стены четверика было установлено восемь резонаторов — керамических кувшинов 50 см высотой и 30 см шириной в чреве. «Это только поначалу кажется сложно, а когда вникнешь — особых трудностей нет, — говорит священник. — Нужно также учитывать, что звук тем хуже, чем больше утвари в храме. На этот случай хорошо бы предусмотреть запасные резонаторы, закрыв их до времени».

Однако гораздо больше случаев, когда настоятелям не удается найти специалистов. «Сколько я ни спрашивал, никто не сказал, как добиться естественной акустики архитектурным способом. Из чего сделал вывод, что этим вопросом мало кто сегодня владеет. Кто-то слышал о голосниках, но ничего в этом не понимал», — говорит настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского на Рязанском проспекте (Москва) протоиерей Виктор Сандар. Он установил в храме электронное озвучивание и теперь убежден, что в его случае это идеальное решение: «Специалисты нам всё рассчитали; кроме того, звук выведен в смежные помещения и на улицу, и служба слышна даже вне храмового пространства».
С электронным озвучиванием пришлось согласиться и протоиерею Александру Балглею (храм Архангела Михаила в Былове) и игумену Алексею (Вылажанину) (храм Святых апостолов Петра и Павла в Лефортове), хотя их храмы построены в середине XIX и в начале XVIII века. «У нас было хорошо слышно службу только в четверике. А в трапезной звук уже гас, и прихожане отвлекались от богослужения», — говорит отец Александр Балглей. Но когда в храме поставили акустические системы, «глухих» мест не осталось. «Поэтому я положительно отношусь к электронному звуку», — добавляет священник. Микрофоны в храме Петра и Павла аккуратно скрыты, их нельзя заметить даже у хора, а священник носит «петличку» — маленький микрофон, спрятанный в облачении.

В храме Святых Петра и Павла в Лефортове со звуком вообще творятся странные вещи. «Бывает, в голосовом плане легко служить, тебя везде слышат. Но иной раз достаточно сложно понять, как звук распространяется по храму, почему быстро гаснет и чем это вызвано», — говорит игумен Алексий. Может быть, проблема в тихих голосах священников? «Если кричать, то звук до конца храма может и дойдет. Но когда в храме много народа, даже тем, кто в центре, не всегда всё слышно, что произносится с амвона». Возможно, какие-то ошибки были допущены еще при строительстве или реставрации. Петропавловский храм никогда не закрывался, но, очевидно, этот факт не всегда гарантирует сохранение хорошей акустики. «Будем ставить электронное озвучивание — других решений сегодня, наверное, нет», — размышляет отец Алексий.

Бывают случаи, когда хор и псаломщик находятся на балконе и для стоящих у дверей, под балконом, их голоса не слышны или не разборчивы. Например, в великие праздники при большом стечении молящихся в храме Всемилостивого Спаса подворья Александро-Невского Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга. «В этом случае мы разместили на балконе микрофоны, а акустические системы направили на “глухие зоны” под балконом», — говорит звукоинженер монастыря Александр Мартыновских. Установка звуковой аппаратуры позволяет не только усилить голос священника или чтеца, но даже придать ему мягкий, приятный тембр. В этом убежден генеральный директор компании «Звуковое оборудование» Андрей Гончаров, за плечами которого «озвучка» без малого 30 храмов Москвы и области: «Выпускаемая сегодня аппаратура позволяет сделать и так, чтобы содержание богослужения доходило до всех прихожан в любом месте храма, не усиливая голоса клира и сохраняя их естественность». Можно по-разному относиться к электронному звуку, но сегодня это одно из наиболее эффективных решений. Какие же компоненты входят в систему звуковой инсталляции и каково их назначение?

Батюшка у микрофона

Система звуковой инсталляции для любого помещения, в том числе и храма, состоит из трех блоков — микрофоны, устройства обработки сигнала (микшерный пульт, эквалайзер, процессор эффектов, усилители) и акустические системы (АС) (см. словарь). По опыту Андрея Гончарова самый минимальный набор для звуковой инсталляции храма средних размеров включает в себя один радиомикрофон (для служащего священника), два проводных — в алтаре и на клиросе (если там же находится чтец), один микшерный пульт, один усилитель, один эквалайзер и четыре акустические системы.
Хотя в каждом конкретном случае всё зависит от конфигурации храма, потребностей и возможностей прихода. Так, в храме Цесаревича Димитрия при Первой городской больнице места расположения микрофонов определили, наблюдая за тем, как идет богослужение. И в дополнение к перечисленному пришлось кое-что докупить. В частности, радиомикрофон для произносящего проповедь (его специально выносят на штативе на солею — как выяснилось, это очень удобно). И один проводной микрофон для священника, произносящего возгласы на солее (его укрепили на Царских вратах).
Микрофоны бывают двух видов — проводные и беспроводные. Беспроводные микрофоны — это микрофонная радиосистема, включающая  в себя помимо самого микрофона передатчик, который крепится на поясе, и приемник радиосигнала. Приемник расположен в стойке с остальной аппаратурой и соединен проводом с микшерным пультом (микшер), установленным в стойку.

Какой микрофон лучше по качеству и надежности? Любой специалист скажет, что проводной. У проводных микрофонов звук чище, чем у радиосистемы. У них нет лишнего звена преобразования звукового сигнала, и со звуковым оборудованием (микшером) он соединяется напрямую — проводом. Радиомикрофон же должен быть всё время в зоне «видимости» приемника сигнала. И если между ними возникает препятствие — например, священник заходит за колону или в притвор — звук может пропасть. Решить вопрос помогают специальные всенаправленные антенны, продающиеся отдельно от радиосистем.

«На качество звука влияет и численность людей в храме с включенными мобильными телефонами», — делится опытом алтарник и звуко-инженер храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой городской больнице Сергей Савин. Еще один недостаток — для радиомикрофона требуются батарейки. И, наконец, радиосистема дороже, чем проводной микрофон. Надежная радиосистема стоит не менее 15–30 тыс. рублей, а хороший проводной микрофон 5–6 тысяч. Единственные достоинства радиомикрофонов, заставляющие мириться со всеми их недостатками, — мобильность (им не требуется кабель) и незаметность для глаз прихожан. Не случайно один из типов радиомикрофонов из-за маленького размера называют «петличкой», так как его можно легко скрыть в одежде.

Экономика и экономия

Что лучше: доверить приобретение оборудования и всю работу специалистам? Купить всё самим исходя из имеющегося бюджета, а потом уже пригласить специалистов, чтобы его установить и настроить? Всё от «а» до «я» сделать самим?
«Лучше сразу пригласить специалиста, который профессионально определит, какое и где оборудование установить, — говорит Андрей Гончаров. — Но если вы никогда не имели с ним дел, то на разговор со специалистом пригласите знакомого профессионального музыканта, который уже работал со звукооборудованием». Он может задать гостю «неудобные» вопросы по сути разговора, и тому придется обосновывать перечисленные в смете расходы. «Ведь если вы в этом ничего не понимаете, фирме не составит труда обосновать уровень необходимых, по их мнению, затрат», — добавляет Сергей Савин.

Найти специалистов звукоинженеров нетрудно, достаточно набрать в интернет-поисковике фразу «звуковая инсталляция храмов». Хотя «сарафанное радио» тоже никто не отменял. В некоторых случаях оно работает даже лучше. Всегда можно прийти в другой храм и послушать, как всё звучит. К слову, для Андрея Гончарова идеальный заказчик тот, кто уже немного побыл «сам себе звукорежиссером» в «озвученном» храме, пощупал руками аппаратуру и знает, в частности, чем одно электронное устройство отличается от другого.

«Если у прихода есть свой звукорежиссер, инженер-электрик, инженер-монтажник, то можно делать всё самим, — уверен Сергей Савин. — Хотя это может быть долго, потому что сотрудников придется отвлекать от их основной работы».
Во сколько обойдется «озвучка», зависит от стоимости оборудования. Китайское стоит дешевле, в том числе и радиомикрофоны, чем ведущие мировые бренды — Sennheiser, Shure, AKG, Audix и пр., которые производят в Германии, Австрии и США. Цена вопроса — надежность, долговечность, качество звука. Ведь громкость не единственная функция, которая требуется. Может возникнуть и ситуация, когда дешевый микрофон откажет, причем в самый неподходящий момент. Специалисты сходятся во мнении, что оборудование должно быть надежным, а значит, микрофоны уж точно не китайские. «На микрофонах, усилителе и колонках лучше не экономить», — считает Сергей Савин. «Но если есть возможность, лучше обойтись вообще без радиомикрофонов, ограничившись только проводными. Ведь их тоже можно умело скрыть (см. справку)», — добавляет Андрей Гончаров. По его опыту, чтобы озвучить храм вместимостью 500–600 человек, потребуется около 300–470 тыс. рублей, при условии что всё оборудование будет от китайских производителей. Вот минимальный набор аппаратуры, который выполнит задачу звукоусиления или трансляции звука в храме. Его стоимость зависит от качества звука и надежности:
одна радиосистема — 12–30 тыс. рублей;
два проводных микрофона со стойками — 16–30 тыс. рублей;
микшерный пульт — 15–30 тыс. рублей;
эквалайзер — 15–32 тыс. рублей;
усилитель — 17–50 тыс. рублей;
4 аудиосистемы — 40–60 тыс. рублей;
кабели — 50–60 тыс. рублей;
монтажные материалы — 30–40 тыс. рублей;
строительные работы — 80–100 тыс. рублей;
настройка аппаратуры — 20–30 тыс. рублей.

Понятно, что чем лучше оборудование, тем оно дороже. От стоимости оборудования зависят: надежность, точность передачи звука, склонность к появлению акустической обратной связи (иначе — возбуждение, или «заводка» микрофонов), уровень шумов и необходимость управления пультом во время богослужения.
«Приведенный здесь бюджет позволяет поставить оборудование, когда всё будет слышно и голос будет четкий. Но звук будет такой, словно вы слышите объявление на вокзале или разговор по рации. Одних это устраивает, других — нет. Но, если вы захотите заменить его, всё придется выбросить и купить более дорогое, в том числе и кабели, — предупреждает Андрей Гончаров. — Какой выход? Копить. Был случай, когда нас пригласили через два года после первого визита. Иногда настоятель просто вывешивает объявление: «Братья и сестры! Собираем на звуковое оборудование». По оценке Андрея Гончарова, комплект оборудования для действительно хорошего звука с учетом роста цен будет стоить не менее 800 тыс. рублей.

Где и как сэкономить? Можно своими силами провести монтажные работы, например проложить кабель. Так, в храме Царевича Димитрия никому со стороны не доверили штробить стены (в частности, в алтаре). Эту работу выполнили рабочие храма под чутким руководством старосты. «Наш храм — памятник архитектуры, любые изменения в нем — вопрос очень важный», — говорит Сергей ­Савин.
Некоторая экономия может получиться и при приобретении микшерного пульта. Ведь в храме не нужен студийный микшер, и его можно купить с ограниченными функциями. Не всегда требуется и эквалайзер. И если микрофон и АС находятся в разных помещениях (например, при трансляции богослужения в трапезную), эквалайзер не нужен вовсе.
Трансляция в другие помещения и на улицу

Для трансляции в смежные помещения используется так называемая стовольтовая передача звукового сигнала, в которую включено большое количество громкоговорителей. «Говоря проще, это система радиоточек (динамиков), удаленных от источника звука до 5–100 м, которые можно встроить и в стену, и в потолок. Она относительно недорога и проста в управлении, подходит как для оповещения, так и для трансляции богослужения из храма в сопредельные помещения. В Ново-Тихвинском монастыре, например, с ее помощью проведена трансляция из храма в келейные корпуса и в трапезную», — делится опытом монастыря Александр Мартыновских.
При выводе трансляции богослужения на улицу существуют три проблемы: дальность распространения звука, ветер и шумы. Если в этих условиях взять традиционную колонку и расположить ее на паперти, то через восемь метров ее уже не будет слышно независимо от мощности. Поэтому остаются два варианта — всепогодные звуковые колонны и рупоры. Среди специалистов нет единого мнения, что лучше. У каждой из сторон — свои аргументы. Сторонники колонн (а они подбираются с учетом имеющейся у вас аппаратуры) говорят, что рупоры дают искаженную частотную характеристику, звук у них достаточно резкий, хотя их слышно на расстоянии до 100 м. По их мнению, рупоры хороши для пожарной тревоги, а для такой богатой по красоте музыки, как пение хора, рупоры будут выглядеть слишком скудно. А у всепогодных колонн шире динамики, богаче частотная характеристика, и звуковое давление они распространяют ровнее. Андрей Гончаров — сторонник рупоров, причем единственного из них — 200-ваттного рупора REC HD 5200.
Его аргументы: такой рупор имеет два динамика — один для речевых частот, другой для более низких. С его помощью и с помощью хорошей аппаратуры и антенн можно сделать так, что священника будет хорошо слышно на улице, если он даже говорит шепотом, причем слышно с приятным тембром. «На мой взгляд, рупоры, с точки зрения качества звука, лучше, чем звуковые колонны, так как имеют большее звуковое давление. Их сильная сторона — это эффективность, хотя у звуковых колонн — более чистый звук и простота установки», — считает специалист.

А в Александро-Невском соборе екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря на каждом из фасадов стоят по две всепогодные акустические системы Community R.5HP. «Их хватает на то, чтобы озвучить площадь в радиусе 100 м вокруг собора, — говорит Александр Мартыновских. — Одна такая система стоит около 50 тыс. рублей. Для небольшого храма  можно приобрести и менее мощную всепогодную систему. Или, если она нужна всего несколько раз в году, дешевле даже брать ее в аренду, так как в звукопрокатной фирме вам подберут аппаратуру согласно вашим требованиям».
Таким образом, можно утверждать, что «озвучивание» храма — дело затратное, особенно если вы задумываетесь о его качестве. Конечно, всегда можно попросить поделиться опытом тех, кто в своих храмах уже проделал эту непростую работу. Но правильнее во всё вникать самому. Ни коллеги, ни специалисты, занимающиеся установкой звукового оборудования, не знают лучше вас, как наполнить пространство храма горячей молитвой.
Алексей Ордынский

Редакция благодарит администрацию магазина «Мир музыки» и компанию АРИС за помощь в подборе иллюстраций данного материала.

Словарь
Голосники (резонаторы) — керамические сосуды или камеры небольших размеров, использующиеся в кладке стен или сводов для улучшения акустики в помещении.
Акустическая система (АС) — устройство для воспроизведения звука.
Микшерный пульт (микшер) — электронное устройство, предназначенное для сведения воедино звуковых сигналов.
Эквалайзер — электронное устройство, меняющее тембр голоса и уменьшающее последствия попадания звука из АС в микрофон (что может привести к гулу и свисту). С помощью эквалайзера можно также значительно повысить разборчивость речи, не увеличивая громкость голоса. Существуют два типа эквалайзеров. Параметрический всегда есть в микшерном пульте на каждом канале (на входе) и графический, который может быть встроен в пульт, но чаще применяется как самостоятельный прибор. В нашей статье мы говорим о графическом, отдельном от микшерного пульта. Разница в типе и назначении. Параметрические призваны настроить звучание каналов пульта между собой (например, микрофонов), а графические влияют на звучание акустических систем. Задача графического эквалайзера — уровнять звучание акустических систем. В процессе этого выравнивания — устранение обратной связи, повышение громкости и создание приятного тембра получаются исключительно как побочный эффект.
Процессор эффектов — электронное устройство, предназначенное для обработки звука.
Усилитель звуковых частот — прибор для усиления электрических колебаний, соответствующих слышимому человеком звуковому диапазону частот (16–20 000 Гц).

Справка
Есть два типа сигнала — микрофонный (от микрофонов) и усиленный (от усилителя к акустическим системам). Есть кабели микрофонные и акустические. Проблема микрофонных проводов — фон, который возникает из-за влияния силовых проводов под напряжением 220 В, если микрофонные и силовые провода прокладывать параллельно друг к другу на большое расстояние. Это «лечится» применением микрофонного кабеля в фальгированной оплетке или удалением микрофонных проводов от силовых. Проблема же усиленных сигналов, идущих по акустическим кабелям, — потеря высоких частот при большой длине кабеля (больше 50 м) — из-за сопротивления провода. Это можно исправить, увеличив сечения кабеля до 4 мм2 и использования кабелей из 99 %-й меди.

Рекомендации экспертов по звуковой инсталляции храмов
● Этапы звуковой инсталляции: Выезд специалиста. Составление плана работ с учетом поставленных задач. Приобретение и установка звукового оборудования. Монтажные работы. Налаживание системы. Учитывайте, что одни фирмы берут деньги за первый выезд, а другие нет, и это никак не связано с качеством работы.
● Даже если проект согласован и обговорено его решение, лучше контролировать работу исполнителей заказа, так как рабочие могут сделать так, как им нравится, а это может не совпадать с вашим замыслом.
● Как правило, гарантия дается на установленное оборудование, и вопрос дополнительной настройки, если вдруг что-то разладилось, нужно оговорить отдельно.
● Устанавливая звуковую систему, задумайтесь, как скрыть от глаз молящихся микрофоны, колонки, кабельные каналы. Если храм — памятник архитектуры, то согласовать их расположение с надзорными инстанциями. При монтаже полезно продумать, в каких местах могут в будущем понадобиться дополнительные звуковые линии, и завести их заранее, чтобы повторно не штробить и не сверлить стены и полы, когда в них появится необходимость.
● Размещать звуковое оборудование надо в подходящем для эксплуатации месте, обычно на солее или в алтаре. Это удобно тем, что стойка с аппаратурой постоянно находится в благоприятном микроклимате и к ней очень удобно протянуть провода от микрофонов.
● Договаривайтесь, чтобы вся аппаратура одновременно включалась одним тумблером.
● Микрофон для хора — это проводной конденсаторный микрофон с маленькой мембраной и разными диагоналями направленности, для удобства крепящийся на стойке-прищепке. Микрофон стимулирует хор петь лучше, так как певчим становится невозможным прятаться друг за друга. Чаще всего микрофон хору требуется для того, чтобы вывести пение в сопредельные помещения.
● Если в хоре поют семь — десять человек, причем с разными партиями и голосом, повысить качество богослужения можно, приобретя по микрофону для каждой партии.

17 июня 2015 г. 16:45
Ключевые слова: экспертиза
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00