Епископ Иннокентий: Православие стало для меня религией красоты и свободы

ЦВ № 15-16 (460) август 2011 / 26 августа 2011 г.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_innokentiy_pravoslavie_3438/

19 августа Святейший Патриарх Кирилл в Храме Христа Спасителя возглавил хиротонию архимандрита Иннокентия (Яковлева) во епископа Нижнетагильского и Серовского.

 

Слово архимандрита Иннокентия (Яковлева) при наречении во епископа Нижнетагильского и Серовского

 Ваше Святейшество, Святейший владыка и отец наш, богомудрые архипастыри Церкви Христовой!

Изволением Божиим, решением Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви выпала мне, недостойному, великая честь стать преемником апостолов и носителем апостольской благодати.

В немощи и страсе и трепете мнозе (1 Кор. 2, 3) предстою теперь перед вами, сознавая свое недостоинство и ужасаясь огромной ответственности пребывания на столь высоком поприще Христовом. В то же время душа влечется и благоговеет от сознания того, что Святая Церковь призывает меня к новому служению, вверяя решение важных задач; значит, и от меня возможна польза, значит, и я могу отдать Церкви все силы без остатка.

Чувствуя себя сосудом немощным, вспоминаю слова Святого Писания: Кто я, Господи Боже… что Ты так возвысил меня? (1 Пар. 17, 16). Перед моими глазами в краткое время проходит вся моя жизнь. Еще в конце 70-х годов непостижимая для человеческого разума сила благодати Божией привела меня, архитектора и художника, в церковную ограду, чтобы послужить данным от Бога талантом и приобретенными знаниями устройству новых храмов в Сибири. Первым руководителем моим стал архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий Софроний, почивший в 2008 году, который в ту пору активно трудился в Новосибирской епархии.

Под его же руководством я делал первые шаги в духовной жизни, переосмысливая свое предназначение, и уже тогда понял, что все творческие возможности, которые дает нам Господь, необходимо принести к подножию небесного Престола Его. Православие стало для меня религией красоты и свободы, полностью востребовавшей мой духовный и творческий потенциал.

Позже, в начале 90-х годов, когда Преосвященный Евлогий, архиепископ Владимирский и Суздальский, призвал меня на церковное служение, мне стало понятно, что жизнь в Церкви открывает необозримый простор для высшего духовного творчества, материалом для которого являются души вверенной тебе паствы и твоя собственная, которую необходимо возделывать, подвергая строгому и постоянному самовоспитанию.

Бесценный опыт, приобретенный мною под мудрым руководством архиепископа Евлогия, навсегда останется духовным богатством и тем даром, который с помощью Божией послужит добрым основанием в предстоящем мне служении Церкви.

Возлагаю надежды мои и на молитвенное предстательство святителя Иннокентия, митрополита Московского, священное имя которого наречено мне при иноческом постриге, жизнь, труды и смирение которого постоянно держу перед своим мысленным взором. Подвиги большой архипастырской деятельности владыки Иннокентия были тесно связаны с глубиной и силой его веры, со смиренным сознанием того, что «от Господа, — как он часто любил повторять, — стопы человеку исправляются», потому что все мы служим орудием благодати Божией. При всем сознании крайнего моего ничтожества я молился и молюсь сейчас о том, чтобы Господь дал мне вдохновение следовать за Ним, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4).

В этот ответственный и благодатный для меня день я хочу низко поклониться Вам, Ваше Святейшество, с великой благодарностью и любовью за оказанное высокое доверие. Если каждому пастырю на пути его служения Господь вверяет по нескольку десятков душ, которым он помогает обрести спасение, то за Вами вся Русская Церковь, миллионы православных, которые черпают в Церкви духовные силы. Это люди с разными характерами и по-разному воцерковленные, но для всех Церковь, которую Вы возглавляете как ее Патриарх, должна являть идеал духовности и святости, и мы видим, какие усилия для этого Вы прилагаете. Стать Вашим смиренным соработником — большая честь и счастье для меня.

Я иду «работать Господеви» там, где указал мне перст Божий в лице Матери-Церкви и ее священноначалия, иду с твердым намерением всецело отдать свои силы на служение Богу, сохранить чистоту православного вероучения, оберегать Церковь от врагов видимых и невидимых вплоть до готовности пострадать за нее. Питаю свой ум и сердце упованием на теплые Ваши молитвы, святители Божии, перед престолом благодати, которые помогут, выражаясь языком того же апостола народов Павла, представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15), и испрашиваю благословения на предстоящий мне подвиг служения Церкви Христовой.

 

Из Слова Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Иннокентию (Яковлеву), епископу Нижнетагильскому и Серовскому

Преосвященный епископ Иннокентий!

Ныне, в день праздника Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ты сподобился принять благодать, соделавшую тебя епископом и домостроителем таин Божиих (ср.: 1 Кор. 4, 1). С этого дня ты призван, отрекаясь от себя и презирая собственные интересы, заботиться только о пользе церковной, во всем поступая согласно примеру Подвигоположника нашего спасения и Его апостола, который для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9, 22).

Премудрым Своим промыслом Вседержитель готовил тебя к сегодняшнему дню. Предопределив к восприятию высшей степени священства, Он провел тебя стезей разнообразных послушаний на ниве церковной, дабы усовершить во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя благоугодное Ему через Иисуса Христа (ср.: Евр. 13, 21).

В минувшие годы тебе довелось нести ответственное служение в должности секретаря Владимирско-Суздальской епархии, быть наместником монастыря. Как профессиональный художник и архитектор, ты возводил и украшал православные храмы. Теперь же тебе надлежит с еще большим усердием прикладывать свои усилия, дабы и на Уральской земле слово Господне распространялось и прославлялось (2 Фес. 3, 1).

Немало было сделано трудами Преосвященного Викентия в определенном тебе священноначалием уделе. Однако твоя задача состоит не в том, чтобы лишь пользоваться плодами этих трудов, ты должен приумножить их во славу Божию и на пользу Церкви.

Епископское служение сопряжено с величайшей ответственностью, как ты и сам об этом сказал при наречении. Однако недостаточно только осознавать это — необходимо самой жизнью являть пример деятельного исполнения заповедей Божиих и пастырской заботы о каждой человеческой душе, вверенной твоему попечению.

Люди хорошо чувствуют духовное состояние и внутренний настрой священнослужителя. Посему если ты будешь иметь сердечное горение, стремиться нелицемерно радеть о благостоянии Церкви Христовой, то тебе всегда будет сопутствовать помощь и поддержка народа Божиего, жаждущего видеть своего архипастыря образцом добродетели, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2, 15).

Как же стяжать это сердечное горение?

Ищи укрепления своих человеческих сил в горячей искренней молитве, а более всего в совершении таинства евхаристии, попаляющей семя греховных страстей и соделывающей нас причастниками превосходящего всякое разумение Божеского естества (ср.: 2 Пет. 1, 4).

Сегодня мы празднуем Преображение Спасителя — событие, ставшее источником неиссякаемой силы, преображающей всю тварь и всё существо. Явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил радостью и обожил человека (Косма Маюмский. Гимн на Преображение Господне). Не случайно преподобный Серафим Саровский, великий подвижник земли Русской, в своей беседе с Мотовиловым свидетельствует о необходимости стяжания благодати Святого Духа как о цели христианской жизни — жизни Богочеловеческого Тела Христовой Церкви (преподобный Иустин (Попович). Собр. творений. Т. IV). Свято храни верность данной тобою архиерейской присяге. Твердо стой на камне православного учения, да не искусит тебя враг соблазном разделения и непослушания священноначалию.

Помни о неразрывной связи епископа с врученной ему местной церковью, наименование которой в соответствии с традицией становится частью имени самого архиерея. Ибо, по слову священномученика Игнатия Антиохийского, где будет епископ, там должен быть и народ, так как где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь (К Смирнянам. Гл. VIII). Архиерей, переставший чувствовать пульс жизни своей епархии, утративший непосредственную связь с клиром и паствой, не выражающий чаяния и духовные устремления своего словесного стада, перестает быть епископом в собственном и изначальном смысле этого слова. Он не может быть блюстителем, ибо его миссия не принимается в таком случае людьми. Да не будет сего с тобой. А для того чтобы избежать подобных искушений, всегда стремись быть доступным для общения не только духовенству, но и православным мирянам и, более того, всякому человеку, вопрошающему тебя о твоем уповании (ср.: 1 Пет. 3, 15).

Важно, чтобы клир вверенной тебе епархии чувствовал твое отеческое отношение и осознавал, что все вы вместе, связанные союзом веры во Христа, надеждой на спасение и братской любовью, делаете одно общее Божие дело.

Всегда имей попечение о развитии катехизации, совершенствовании духовного образования. Люди должны быть не только крещены, но и научены в соответствии с великой заповедью, данной Спасителем Своим ученикам (ср.: Мф. 28, 19–20), о том, чтобы те шли, учили и крестили народы. Особенно заботься о приобщении молодых людей к многовековой традиции православия. Им надлежит в скором времени воспринять на себя ответственность за будущее народа и Церкви. Потщись же внушить юношеству осознание важности и серьезности этого долга.

Не забывай и о том, что всякому человеку надлежит предстать перед нелицеприятным Судией, определяющим участь каждого в соответствии с теми делами милосердия, которые были совершены им во время земной жизни, как свидетельствует нам Евангелие от Матфея (ср.: Мф. 25). Пусть же постоянным напоминанием об этом станут для тебя слова первоверховного апостола Петра: Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3, 8).

Прими же сей архипастырский жезл и благослови народ, усердно молившийся во время Божественной литургии о ниспослании тебе полноты даров Духа Святого для прохождения предстоящего служения. Аминь.

 

Биография

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яков Яковлевич Яковлев) родился 30 апреля 1947 г. в Южно-Сахалинске. В 1965 г. поступил в Новосибирский архитектурный институт, после окончания которого был оставлен там в качестве преподавателя. В 1970 г. женился. В 1983 г. семья переехала из Новосибирска во Владимир. 3 февраля 1992 г. супруга скончалась после тяжелой болезни.

28 марта 1992 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием был рукоположен в сан диакона, 19 апреля — во священника. В том же году назначен председателем строительно-хозяйственного отдела при Владимирском епархиальном управлении и членом епархиального совета.

В 1993 г. стал старшим священником Свято-Успенского Княгинина женского монастыря г. Владимира, 22 августа 1995 г. — секретарем Владимирского епархиального управления.

13 апреля 1997 г. пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. В 1998 г. возведен в сан игумена.

Закончил заочный сектор Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии.

В 2005 г. назначен наместником Александровского монастыря г. Суздаля и благочинным монастырей Суздальского округа с сохранением обязанностей секретаря епархиального управления.

В 2007 г. возведен в сан архимандрита.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 70) избран епископом Нижнетагильским и Серовским.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011