Свобода – благословение и великий дар Божий

ЖМП № 10 октябрь 2012 / 9 октября 2012 г. 12:45

http://e-vestnik.ru/interviews/svoboda__blagoslovenie_i_velikiy_dar_bogiy_5840/

Ксения Лученко, Максим Клименко

Настоятель монастыря святого Иоанна Богослова, патриарший Экзарх острова Патмос архимандрит Антипа (Никтарис) посвятил богословскому толкованию книги Апокалипсиса для современного читателя долгие годы своей жизни и научной работы.

— Ваше Высокопреподобие, Апокалипсис — одна из самых сложных для понимания книг Священного Писания. Многих вводит в смущение ее многослойность, сложность образной системы, которая была более понятна современникам апостола. Что в Апокалипсисе особенно актуально для современного человека?

— Откройте Откровение Иоанна Богослова — и вы прочтете все про нынешний кризис, про то, что нас ожидает и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе. Господь через своего апостола открыл нам, христанам, что есть и что будет. Это текст реалистичный. Поэтому от нас требуется только духовная внутренняя работа, чтобы его воспринять. Старец Паисий Святогорец и многие другие старцы, и афонские, и греческие, предупреждали, что то мироустройство, которое существует, приведет к глобальной катастрофе. Будут разрушены не только национальные государства, но и сообщества государств. Все это превратится в ничто. Необходимо добиваться сохранения личной свободы каждого человека. Господь создал нас свободными, поэтому права человека — это очень важно. Нет большей ценности в этой временной жизни, чем свобода. Но все новые системы мироустройства направлены на подавление личной свободы человека.

Второе, что нас очень беспокоит, — природа, окружающая среда. Господь создал нас и вручил человеку власть над миром, над землею, над тем, что ее населяет и что на ней произрастает. И Господь спросит с нас, призовет нас к ответу, как мы сохранили вверенное нам достояние — приумножили или уничтожили. Какие плоды мы вырастили в результате? Все, что сейчас происходит на земле, — ненормально: радиоактивность, загрязнение среды, уничтожение живого на планете противно Богу и человеку как Божьему созданию. Поэтому мы тоже стараемся уделять внимание этой проблеме, призываем задуматься над тем, чтобы сохранить Божий мир таким, каким Господь его задумал. Третья тема — война. Мы в монастыре каждый день молимся, чтобы войны, кровопролитие, убийства людей прекратились. Мы как личную трагедию переживаем, что где-то есть конфликт, гибнут невинные люди. Мы просим Господа прекратить кровопролитие и просим, чтобы случилось по пророчеству пророка Исаии, который просил Господа перековать мечи на орала — оружие на плуги для возделывания земли. И мы молим Спасителя, чтобы все оружие, которое есть в мире, превратилось в орудие производства. Потому что столько бедных и голодных людей в этом мире, которым реально нужно что-то есть, как-то выживать. А то, что могло бы их кормить, служит орудием для уничтожения жизни.

Откровение говорит нам нечто о современной политике. Мы знаем про семиглавого змея из Апокалипсиса. Первое, что вспомнит человек, знакомый с античной мифологией, — Лернейскую гидру. Иоанн Богослов хочет сказать, что семиголовый зверь, как Лернейская гидра, отсекаешь голову, вырастают две. То есть ты пытаешься решить проблему, а вырастают две новые. Наверху зверя восседает вавилонская блудница. Кому она приготовила кубок вина? Богатым и молодым дуракам. Откровение нам говорит, что ее задача — опоить правителей стран и народов этим кубком. Мы молимся, чтобы Господь дал властьпридержащим разум и понимание, что не надо пить из этого кубка. Потому что это вино морального и нравственного разложения. И мы молимся, чтобы Господь просветил властьпридержащих, чтобы они поняли, какая опасность может исходить от, казалось бы, привлекательных вещей. Чтобы Господь дал им мудрость, различение духовных вещей и просветил на благо народов, которыми они правят.
В Откровении есть тема, как правильно служить Богу. Литургия не имеет ни начала, ни конца: закланный Агнец предвечен. Каждую минуту, секунду, день и год закалается Ангец и приносится бескровная жертва. Но как нам понять эту тайну жертвы, которую Спаситель принес за нас? В Откровении написано, что любовь — ключ к этой двери, которая открывает нам эту тайну. Кто не знает, что есть истинная любовь, тот никогда не поймет смысл жертвы, которую принес Спаситель за весь мир. Мы видим, насколько важно сопереживание этой жертве, которую Господь за нас принес. Поэтому жизнь в Церкви, жизнь в таинствах Церкви имеет огромное значение в нашей жизни. Если кто-то нам задаст вопрос, откуда происходят проблемы, которые мы сейчас переживаем, почему происходят катастрофы и кризисы? Мы можем, конечно, объяснить это развитием экономики, политическими и историческими причинами. Мы всегда можем найти причину с точки зрения этого мира. Но давайте заглянем за горизонт. В книге Откровения Иоанна Богослова ни слова нет о линейной логике, научных теориях и политическом мироустройстве. Иоанн Богослов делает вид, что он не замечает политических реалий. Его не интересуют политические причины событий. Вопрос: дает ли он объяснение, откуда происходят катастрофы, кризисы, треволнения? Иоанн Богослов на все это отвечает тремя ясными словами — отступление человека от Бога. Каждый шаг от нашего Создателя — шаг навстречу своей гибели. Не Господь создал кризисы. Их создали мы сами через предательство Божьих заповедей и жизни с Богом.

— Вы начали наш разговор с того, что свобода — высшая ценность для христианина. Не могли бы вы пояснить, о какой свободе идет речь? Потому что сегодня у этого слова очень много значений.

— Свобода — это свобода от греха. Потому что самое большое наказание для человека — его зависимость от страстей и грехов. Мы не ангелы бесплотные, мы человеки, облеченные плотью и кровью. Поэтому каждый православный христианин живет в конкретной стране, имеет гражданство конкретного государства, живет в определенных исторических и политических реалиях. Первые христиане, не важно, Византии, Греции или на Руси, боролись в том числе и за человеческое достоинство и политическую независимость своих стран и народов от внешних реалий. И Церковь уважает этих людей и многих из них причислила к лику святых. Многие святые благословляли национально-освободительную борьбу, вдохновляли ее своим примером и своими молитвами. Поэтому для православного человека свобода — в первую очередь свобода от греха и освобождение от греховных зависимостей, но и свобода от ига чужеземного, ига политических идей, чуждых влияний. Потому что, если вы откроете святых отцов, вы увидите, что они очень высоко ставят свободу. Господь нас создал свободными на этой земле. И с момента сотворения человека Господь нас задумал как абсолютно свободное свое создание. Поэтому, с какой бы стороны мы ни рассматривали эту важную тему свободы — с социальной, с общественной, с психологической, с политической стороны, — мы всё равно придем к тому, что Господь нас замыслил как свое лучшее абсолютно свободное творение. Человек — личность, созданная по образу и подобию Божьему. И если он не свободен, то это значит, что и Господь в чем-то не свободен. Поскольку Господь дал нам этот дар, эту драгоценность — свободу — мы не можем это первородство продать за чечевичную похлебку, разменять великий дар на мелочевку. Говорим ли мы о правах человека, о личной свободе, о религиозной свободе, о политической или о культурной, национальной свободе, какое бы значение слова "свобода", ее аспект вы не взяли, вы увидите, что наша Церковь все две тысячи лет своего существования боролась за эту свободу, ценила ее, всячески защищала и оберегала. И возьмем ли мы Россию или Грецию, эти ценности едины и непреходящи.

Мы должны быть особенно счастливы, что мы — православные люди, потому что ни в одной другой христианской традиции нет такого уважения, понимания и осознания свободы. Мы получили дар — двухтысячелетнюю духовную традицию, которая была создана до нас. Наша задача, ее приняв, не растерять, не расплескать, а обогатить или как минимум такой же передать следующим поколениям. Потому что современный человек часто не понимает, что такое свобода — личная свобода, общественная свобода. Современные люди часто подразумевают под свободой вседозволенность. Но если человек обратится к первоначальному значению свободы, он будет выше, более прогрессивным везде: в политике, в педагогике, в религиозной сфере. Хотя это требует некоего труда, приложения усилий. Так что впереди у нас большая борьба. И я вам желаю и себе желаю, чтобы мы были свободны. Свобода — благословение и великий дар Божий.

— В вашем монастыре уникальное собрание произведений искусства, древних икон, облачений, богослужебной утвари, рукописей. Работает и реставрационная мастерская. Как вы сохраняете это наследие? В чем вы видите его значение сегодня?

— Во-первых, низкий поклон положу во славу русской эмиграции. Русские беженцы, эмигранты — первые, кто открыл нам глаза на наше наследие. Давайте не будем лукавить: мы не знали того богатства, которым обладаем. Пока в 1930-е годы великие богословы, историки, иконописцы, искусствоведы — русские беженцы — нам не рассказали о всем богатстве православной традиции, иконописи и архитектуры. Они заставили нас задуматься над богословским и культурным осмыслением окружающего нас церковного мира: что есть храм? что есть икона? Поэтому я призываю всех нас осмысленно подходить к тому религиозному, церковному наследию, которым мы ежедневно пользуемся, будь то архитектура, будь то иконопись или церковная музыка. Это все от нас требует некоего творческого подхода, чтобы задуматься над тем, как это создано, кто и зачем это создал.

Например, чтобы понять смысл, традицию и каконы церковной живописи и иконографии, мы неизбежно должны сначала обратиться к античности. И не так давно, несколько лет назад, одна известная греческая исследовательница-искусствовед принесла мне свою диссертацию о том, какое влияние античное искусство оказало на формирование христианского искусства. Если мы возьмем искусство II века до Рождества Христова и сравним с византийскими знаменитыми памятниками X–XI веков, например фресками, то вы сильно удивитесь, как прописаны лики, позы святых: все сходится один в один. Для того чтобы понять истоки и корни христианского искусства, надо начать с фаюмского портрета. Потому что там заложены многие каноны и законы, по которым потом веками развивалось христианское искусство. Греческие иконописцы пытались по-своему интерпретировать эти вещи. Они пытались изобразить средствами искусства то, что изобразить невозможно. Ну как красками передать состояние обожения и бесстрастия? Это иная духовная категория, которую нельзя передать техническими инструментами материального мира. Но мы знаем прекрасно, что на иконе изображен человек, который уже достиг святости, мы изображаем не грешника, а святого, достигшего бесстрастия, который вошел в состояние обожения и преображения фаворским светом. Его внутренний покой, смирение перед Богом, добродетели, которые он стяжал, можно передать, используя особый символический язык. От иконописца требуется духовный подвиг, чтобы самому приблизиться к этому состоянию божественного преображения, которое он пытается изобразить материальными средствами на своих иконах. И также я призываю вас к тому, чтобы не игнорировать наследие искусства трех тысячелетий, потому что все перетекает одно в другое.

Если мы игнорируем то, что было до нас, у нас нет перспективы для того, что будет после нас. Я думаю, что еще не до конца завершен процесс осмысления того наследия, которым мы обладаем. Я думаю, нас ждет еще много открытий и откровений на этом пути. Наш долг перед самими собой и перед Богом — изучать, понимать то культурное и церковное богатство, которое мы получили даром, чтобы понять, каким сокровищем мы обладаем.

Благодарим за помощь в подготовке материала Управление по туризму региона Южных Эгейских островов, а также авиакомпанию Aegean Airlines и агентство Ле Гранд.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011