iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты
Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. PDF-версия.
22 апреля 2022 г. 13:00
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00
Новости
Фото: Елизавета Флатова
12 октября 2016 г. 17:00
версия для печати версия для печати

В 2017 году выйдут в свет второй и третий тома «Летописей» Феофана Затворника

В Москве состоялись X Феофановские чтения, участники которых обсудили богословское наследие святителя Феофана (Говорова) и сравнили его творчество с трудами других отцов Церкви.

В приветственном слове председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент отметил значение трудов участников чтений: «За все годы (что проходят Феофановские чтения- авт.) было представлено много замечательных выступлений, содержащие новые данные, которые раскрывают особенности жизни святителя. Вся эта информация используется при подготовке «Летописей жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Его Высокопреосвященство также анонсировал выход в следующем году второго и третьего тома «Летописей». По его словам, особенно ценно то, что в них прослеживается духовное становление святителя. Митрополит Климент охарактеризовал его как архипастыря, заботившегося о распространении просвещения.

В своем докладе о служении святителя на земле Тамбовской митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий отметил, что задачей архипастыря было «начертать образ здравого христианского учения, которое надо соблюдать». Собравшихся также поприветствовал епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, который сказал, что все участники чтений чувствуют присутствие святителя в своей жизни и получают помощь по его молитвам.

Настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимир архимандрит Зосима (Шевчук) рассказал  о влиянии святителя Феофана на умы современников из числа духовенства во время служения на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Он подчеркнул, что после отмены крепостного права святитель Феофан заботился о грамотности русских крестьян и изучении ими Закона Божия. Тех, кто не хотел изменить свою жизнь, святитель сравнивал с жителями страны Гадаринской, которые видели чудо Господне в изгнании легиона бесов, но все же просили Его отойти от пределов их. «Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись начнет понуждать одно бросить, другое принять», - процитировал архимандрит слова святителя Феофана

Настоятельница Вышенского Успенского монастыря Скопинской епархии игуменья Вера (Ровчан) представила доклад о положении начальствующих в древних обителях по книге святителя Феофана «Древние иноческие уставы». Основной мыслью стало значение личности настоятеля в назиданиях святителя Василия Великого, мысли которого были созвучны с мыслями святителя Феофана: «Назидание настоятеля не должно противоречить Воле Божией, ему должно употреблять свою власть с рассудительностью, поддерживать любовью и свойственным отцу доброжеланием каждого брата». В этом выступлении, по словам митрополита Климента, прозвучали важные и актуальные для современных настоятелей мысли.

Кроме того, с докладами выступили председатель Отдела религиозного образования и катехизация Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков («Проблема формирования этноисторического сознания в исторической традиции России. По трудам святителя Феофана». ), преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов («Литургический аспект избранных мест писем апостола Павла в экзегетических трудах святителя Феофана Затворника» )и др.

Елизавета Филатова
12 октября 2016 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00