выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие
В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений.  В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-­редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.    
15 апреля 2024 г. 17:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Первенство как политический институт
Восемнадцатого ноября, в день избрания святителя Тихона на Патриарший престол, свой 30-летний юбилей празднует Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет — крупнейшее учебное заведение Русской Православной Церкви. За тридцать лет университет закончили более пятнадцати тысяч человек.  Среди них 16 архиереев, более 1000 священников и 150 монашествующих. ПСТГУ также является крупнейшим церковным научным центром, в котором трудятся член-корреспондент РАН, два члена-корреспондента РАХ, 45 докторов наук и 203 кандидата наук. В Свято-Тихоновском университете преподают и занимаются наукой первый кандидат теологии в России протоиерей Павел Хондзинский, первый доктор теологии протоиерей Олег Давыденков и первая в России женщина — доктор церковной истории профессор Наталья Юрьевна Сухова. Статья кандидата исторических наук, доцента кафедры систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, заведующего лабораторией исследований церковных институций священника Павла Ермилова посвящена генезису  одного из актуальных в православном богословии вопросов — о первенстве в Церкви. PDF-версия.
12 декабря 2022 г. 17:00
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00
Новости
Фото: Елизавета Флатова
12 октября 2016 г. 17:00
версия для печати версия для печати

В 2017 году выйдут в свет второй и третий тома «Летописей» Феофана Затворника

В Москве состоялись X Феофановские чтения, участники которых обсудили богословское наследие святителя Феофана (Говорова) и сравнили его творчество с трудами других отцов Церкви.

В приветственном слове председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент отметил значение трудов участников чтений: «За все годы (что проходят Феофановские чтения- авт.) было представлено много замечательных выступлений, содержащие новые данные, которые раскрывают особенности жизни святителя. Вся эта информация используется при подготовке «Летописей жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Его Высокопреосвященство также анонсировал выход в следующем году второго и третьего тома «Летописей». По его словам, особенно ценно то, что в них прослеживается духовное становление святителя. Митрополит Климент охарактеризовал его как архипастыря, заботившегося о распространении просвещения.

В своем докладе о служении святителя на земле Тамбовской митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий отметил, что задачей архипастыря было «начертать образ здравого христианского учения, которое надо соблюдать». Собравшихся также поприветствовал епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим, который сказал, что все участники чтений чувствуют присутствие святителя в своей жизни и получают помощь по его молитвам.

Настоятель Свято-Георгиевского храма г. Владимир архимандрит Зосима (Шевчук) рассказал  о влиянии святителя Феофана на умы современников из числа духовенства во время служения на Тамбовской и Владимирской кафедрах. Он подчеркнул, что после отмены крепостного права святитель Феофан заботился о грамотности русских крестьян и изучении ими Закона Божия. Тех, кто не хотел изменить свою жизнь, святитель сравнивал с жителями страны Гадаринской, которые видели чудо Господне в изгнании легиона бесов, но все же просили Его отойти от пределов их. «Таковы те, которые боятся читать Евангелие и отеческие книги, и заводить беседу о духовных вещах, из опасения растревожить свою совесть, которая пробудившись начнет понуждать одно бросить, другое принять», - процитировал архимандрит слова святителя Феофана

Настоятельница Вышенского Успенского монастыря Скопинской епархии игуменья Вера (Ровчан) представила доклад о положении начальствующих в древних обителях по книге святителя Феофана «Древние иноческие уставы». Основной мыслью стало значение личности настоятеля в назиданиях святителя Василия Великого, мысли которого были созвучны с мыслями святителя Феофана: «Назидание настоятеля не должно противоречить Воле Божией, ему должно употреблять свою власть с рассудительностью, поддерживать любовью и свойственным отцу доброжеланием каждого брата». В этом выступлении, по словам митрополита Климента, прозвучали важные и актуальные для современных настоятелей мысли.

Кроме того, с докладами выступили председатель Отдела религиозного образования и катехизация Рязанской митрополии протоиерей Сергий Рыбаков («Проблема формирования этноисторического сознания в исторической традиции России. По трудам святителя Феофана». ), преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов («Литургический аспект избранных мест писем апостола Павла в экзегетических трудах святителя Феофана Затворника» )и др.

Елизавета Филатова
12 октября 2016 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00