Коллекция древнерусских икон отправляется в Италию

12 сентября 2011 г. 15:10

http://e-vestnik.ru/news/kollektsiya_drevnerusskih_ikon_3529/

Антонина Мага

«43 экспоната из частного Музея русской иконы, которые выставят в Италии в рамках перекрестных годов России в Италии и Италии в России готовы к отправке», - рассказала «Церковному вестнику» хранитель музея Анна Иванникова. «Сейчас все памятники, среди которых есть иконы разной степени сохранности, в том числе древние образы XV века, прошли подготовку к транспортировке, эксперты внимательно осмотрели их и, где требовалось, укрепили красочный слой», - сообщила также она. «Иконы упаковывают в специальные противоударные контейнеры с датчиками влажности», - заметила Анна Иванникова.

Монтаж выставки в Риме начнется 19 сентября. С 26 сентября по 12 февраля она будет выставлена на одной из самых известных экспозиционных площадок Италии – в замке Святого Ангела (Национальный музей Кастель Сант-Анджело).

Как рассказал директор Музея русской иконы Николай Задорожный, отбором экспонатов из собрания музея занималась итальянская сторона, «она же взяла на себя вопросы транспортировки икон и страхования коллекции на время ее пребывания в Италии».

Почти все иконы в коллекции неизвестны публике и искусствоведам, хотя многие из них являются высочайшими образцами русской духовной культуры. Однако главная концепция выставки – не просто показать шедевры, а выстроить целостную картину жизни иконописного образа в Древней Руси. Поэтому наряду с такими выдающимися памятниками, как Богоматерь Одигитрия (Грузинская), созданная в Новгороде в конце XV века, одна из самых древних из дошедших до нас образцов этой иконографии или икона «Преображение» написанная в конце 1530-х – начале 1540-х гг., в период последнего расцвета иконописи Пскова, в экспозиции можно увидеть иконы, которые висели в крестьянских избах или над входом в хлев.

«В состав выставки вошли предметы, отображающее становление русской иконы и русской культуры, начиная от средневековья и заканчивая концом XIX столетия, отражающие разные направления в иконописи, в частности, живописи Пскова», - рассказала корреспонденту «Церковного вестника» заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Наталья Шередега. По мнению эксперта, по уровню произведений, которые будут представлены в Италии, выставка «по праву могла бы считаться экспозицией государственного музея».

«Мы действительно очень интересуемся русской иконописью, – рассказал советник Посольства Италии в России Эмануэле  ди  Лоренцо на презентации выставки, которая ранее прошла в Москве. – У нас общие корни – христианство. Оно, как известно, лежало в основе итальянского искусства прошлых веков и древнерусского искусства». Он также рассказал, что «в ответ Италия представит в Эрмитаже свое частное собрание крестов и распятий VIII-XVIII веков». В свою очередь Наталья Шередега выразила надежду, что, если переговоры, которые российское музейное сообщество ведет сейчас с итальянской стороной, увенчаются успехом, в Россию в скором времени смогут приехать также работы Джотто.

Экспозиция из 43 уникальных икон XV-начала XX века, собранная частным коллекционером, станет главной «визитной карточкой» традиционного русского искусства в рамках перекрестных годов России в Италии и Италии в России. По возвращении, в феврале, выставка будет представлена в Москве в Музее Русской иконы на Гончарной улице.

Музей Русской иконы в Москве является самым крупным частным собранием памятников православной духовной культуры, он был открыт в 2006 году. Его коллекция на сегодняшний день включает почти четыре тысячи образцов древнерусского и восточнохристианского искусства, в том числе более семисот русских икон.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011