Более 30 процентов школьников 4-х классов изучают основы православной культуры

24 января 2013 г. 01:00

http://e-vestnik.ru/news/osnovy_pravoslavnoy_kultury_vibrali_30_procentov/

Более 30 процентов учащихся 4-х классов изучают в общеобразовательных школах России основы православной культуры. Такие данные привел в своем докладе министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на XXI Рождественских образовательных чтениях.

«С 1 сентября 2012 во всех общеобразовательных школах страны введен новый комплексный учебный курс — основы религиозной культуры и светской этики. Учитывая пожелания учителей и родителей, он изучается в течение всего 4-го класса. В 2012- 2013 учебном году этот новый школьный предмет изучают 1 млн 353 тыс 647 школьников. Из них основы православной культуры выбрали 415 тыс 934 ученика», — сообщил он.

Министр заверил, что «добровольность выбора учеников и их семей, качество обучения, условия подготовки педагогов, будут постоянно находиться под контролем» ведомства.

По мнению министра образования, «уже сейчас можно сказать, что один из важнейших результатов преподавания этого нового предмета стало то, что дети, родители, учителя начали обсуждать его содержание, говорить о морали, нравственных ценностях человеческой жизни». «Современное школьное образование в России с введением нового курса становится более гуманистическим», — убежден Дмитрий Ливанов.

Министр культуры Владимир Мединский считает, что воспитание в контексте «российских исторических ценностях» должно начинаться с еще более раннего детского возраста — еще «с семьи, с детского садика».

Министр согласился с Патриархом Кириллом в оценке некоторых новых течений современной массовой культуры, назвав ее псевдокультурой. Он уподобил ее фаст-фуду: «продукт привлекательно упаковывается, быстро усваивается, но вреден для здоровья». «Поддерживать традиционные культурно-исторические ценности — важнейшая задача государства», — убежден министр культуры России.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что не все православные ученики и их родители имеют возможность выбрать для изучения предмет по основам православия.

«Серьезное беспокойство вызывает ситуация с введением курса „Основ религиозной культуры и светской этики“ в столице. В Московской городской епархии лишь 23,4% родителей учащихся выбрали основы православной культуры. Это самый низкий показатель по Центральному федеральному округу», — сказал Патриарх Кирилл.

По его словам, поступают обоснованные жалобы на то, что многие родители не имеют возможности в полной мере распорядиться правом выбора того или иного модуля упомянутого курса, включая основы православия.

«Это зачастую происходит вследствие неверной трактовки некоторыми руководителями образовательных учреждений и органов управления образования понятия светскости государства, а также оказания давления на родителей, чтобы они выбрали для своих детей основы светской этики или основы религиозных культур», — отметил Предстоятель.

Он напомнил, что преподавать основы светской этики предложила именно Церковь, чтобы обеспечить нравственное воспитание детей из нерелигиозных семей.

«И, конечно, делая такой правильный шаг навстречу людям нерелигиозным, мы и представить не могли, что этот предмет станет использоваться для того, чтобы лишить православных людей возможности изучать свою собственную культуру. Полагаю, что эти перекосы будут, несомненно, исправлены», — сказал Патриарх.

Он указал на еще одну причину невысокого процента выбора основ православия, особенно в крупных городах: многие родители не уверены, что преподаватели этого предмета обладают достаточной квалификацией.

Касаясь практики преподавания основ православия в русских школах за рубежом, в том числе при посольствах, патриарх Кирилл сообщил, что основы православия преподаются лишь в шести посольских школах из 80.

«Этого явно недостаточно для того, чтобы дети наших соотечественников, работающих и живущих за границей, могли приобщаться к сокровищнице родной культуры и к основам православной веры», — подчеркнул он.

Наряду с этим Патриарх выразил сожаление в связи с недостаточно динамичным ростом числа православных дошкольных учреждений, а также нехваткой квалифицированных преподавателей, учебных пособий, порядком прохождения церковной аттестации.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011