Патриарх Кирилл: мир Божий — это спасение, блаженство и человеческое счастье. Но как трудно это увидеть в круговерти повседневной жизни

14 апреля 2014 г. 12:05

http://e-vestnik.ru/news/patriarh_kirill_propoved_7877/

В неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Святейших Патриарх напомнил слова апостола Павла к филлипийцам: «Мир Божий, который превышает всякое человеческое разумение, да совершит, сердца и помышления ваши во Христе Иисусе, Господе нашем». О каком мире Божием идет речь и почему это отрывок читается в день Входа Господня в Иерусалим? Господь входит в иудейскую столицу только что воскресив из мертвых Лазаря. Это воскрешение нельзя сравнить с воскрешением дочери Иаира, которая, как можно было бы предположить не умерла, а потеряла сознание. Это не похоже на и на воскрешение сына Наинской вдовы, который сразу после смерти, по восточному обычаю, был изнесен для погребения. Здесь тоже могли быть сомнения: умер ли он, или в действительности спит в летаргическом сне. Смерть Лазаря очевидна и признана всеми безоговорочно. То есть Господь совершил нечто превосходящее все человеческие возможности.

Но при этом Он входит в Иерусалим не как триумфатор. «Он входит в Иерусалим скромно, въезжает на обычном осле, как это делали в то время, да и сейчас делают на Ближнем Востоке, многие простые люди, самые что ни на есть бедные. И когда люди кричали «Осанна! Да здравствует Сын Давидов», обращаясь к Нему как к преемнику Давида, а значит, кандидату на царствование, они срывали с себя одежды, постилая их под ноги Спасителя, и срезали с деревьев ветви, бросая их Ему под ноги, то есть встречали Его как победителя, полководца, триумфатора», - сказал святейший Патриарх.
И этот поступок разрушал привычную логику событий, разрушал принятый в то время сценарий: «Ты — победитель, мы пред тобой преклоняемся, прими наши почести». Как благородно, но и с какой гордостью принимали полководцы-триумфаторы такие почести! Господь же отрицает всё это Своим смиренным вступлением в Иерусалим, тем самым свидетельствуя: всё, что так важно и так вожделенно для людей и так ценится людьми, не имеет никакой ценности в очах Божиих, потому что Божий мир возносится над всяким человеческим разумением. Это иная точка отсчета, это иной угол зрения, это иная система ценностей.
«Казалось бы, после смерти и Воскресения Спасителя, после основания Церкви и Церковь Христова, и мир, просвещаемый Церковью, должны были бы впитать в себя все эти Божественные истины. На самом же деле ничего как бы не изменилось. Вновь и вновь люди во имя славы, богатства и власти готовы жертвовать жизнью и с наслаждением воспринимают всякое поклонение со стороны других людей. И как часто мы отдаем лучшие годы своей жизни, лучшие свои силы для того, чтобы, не признаваясь, может быть, даже самим себе, утешать себя поклонением со стороны других людей, - подчеркнул Предстоятель.

Святейший Патриарх пояснил, что он имел ввиду, когда на рукоположении епископа Армавирского и Лабинского Игнатия сказал о том, что быть святителем означает жить иной жизнью: «Епископ призван жить в мире Божием, в иной системе ценностей; и по природе своей, воспринимая все то, что свойственно человеку, он одновременно умом и сердцем, как говорит апостол Павел, должен пребывать в ином мире. Но ведь это касается не только епископа, это касается всякого человека, кто хочет быть счастливым, потому что мир Божий — это и есть спасение. Мир Божий — это и есть блаженство. Мир Божий — это и есть человеческое счастье. И как же трудно увидеть это счастье, рассмотреть его в круговерти нашей повседневности! Вот почему необходимо обращать свой ум к Богу, читать Священное Писание, посещать Божий храм, питать себя Таинствами Церкви, чтобы иметь внутреннюю силу подниматься выше к небу и входить в Божий мир, который превосходит всякое человеческое разумение».

«Всему этому мы научены сегодня, в великий праздник Входа Господня в Иерусалим. Сохраним в уме и в сердце то, чему мы научены, попытаемся и мы, подобно Христу Спасителю, подняться над повседневностью, обрести некий иной взгляд на мир, на окружающую нас действительность и, что очень важно, на самих себя, и соединив эти попытки с горячей молитвой к Богу, да обретем то богатство, ту радость, ту красоту бытия, которая открывается нам в Божием мире»,- заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011