iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Некрологи
Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото из архива обители
14 мая 2018 г. 17:28
версия для печати версия для печати

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Архимандрит Кирилл (Павлов)

(08.09.1919 – 20.02.2017) 

20 февраля на 98-м году жизни преставился ко Господу духовник братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов). 

 

Вся жизнь отца Кирилла была подвигом. Детство и юность старца пришлись на тяжелое время послереволюционного лихолетья. Он родился 8 сентября 1919 года в деревне Маковские Выселки Рязанской губернии в крестьянской семье.

Герой Великой Отечественной войны, участник боев на Волховском фронте, Сталинградской битвы, боев у озера Балатон, где получил второе ранение, закончил войну в Австрии и вернулся домой уже в 1946 году. В военные годы в его душе произошел переворот: он почувствовал горячее желание посвятить себя служению Богу. Сразу после демобилизации из армии обучался в Московской духовной семинарии, а затем и в академии. Получив образование, отец Кирилл поступил в братию Троице-Сергиевой лавры и принял монашество. С этого времени вся его жизнь была неразрывно связана с обителью преподобного Сергия Радонежского, которую он горячо любил всем сердцем.

В 1954 году отец Кирилл был рукоположен в сан иеромонаха и получил благословение исповедовать приходящих в лавру богомольцев. Так началось его новое служение родной обители и всей Русской Церкви. Очень скоро он приобрел любовь прихожан и паломников. Многие старались попасть к нему на исповедь за духовным советом и специально приезжали для этого в монастырь. Люди тянулись к молодому тогда духовнику, видя его христианскую любовь и сочувствие, желание всем помочь, получая от него утешение в скорбях и мудрые советы и наставления, помогавшие в жизненных трудностях. Вскоре отец Кирилл был назначен духовником братии лавры и взял на свои плечи духовное руководство монашествующих. Братия также полюбила своего нового духовника и начала обращаться к нему за советом. С течением времени ярко проявились духовные дарования пастыря. Его любовь, духовная рассудительность и мудрость стали известны всем. Огромным авторитетом он пользовался у всей полноты Русской Православной Церкви: митрополитов, епископов, монахов, мирян, простых людей и интеллигенции. Для братии лавры его слово было непререкаемо. За советом к нему приезжали тысячи людей. У него исповедовались Святейшие Патриархи Алексий I, Пимен и Алексий II. Приходил на исповедь к отцу Кириллу во время посещения лавры, еще будучи простым семинаристом, Святейший Патриарх Кирилл. Сегодня отца Кирилла именуют всероссийским духовником.

Соприкосновение с ним вызывало ощущение таинственного духовного величия, которое невозможно объяснить словами. Исходившую от него Божественную благодать можно было только чувствовать душой, видя его и находясь рядом с ним. Многих удивляло, как мог отец Кирилл стяжать столь великую благодать и духовные дарования, о которых говорится лишь в житиях великих подвижников и пустынников. Духовные дарования приобретаются великими трудами и терпением скорбей. Поскольку его подвиги были сокрыты от человеческих глаз, можно лишь предположить, насколько тяжелые труды и болезни безропотно претерпевал старец. Немногие из находившихся рядом с ним знали о бессонных ночах, о мучительных болезнях и болях, которые ему приходилось переносить. Здоровье его было сильно подорвано еще на фронте. Несмотря на это, он не жалел себя и доходил до полного изнеможения, все силы отдавая людям. Несколько раз отец Кирилл был на грани смерти, и ему приходилось соглашаться на операции.

Стоило старцу выйти из алтаря или из кельи, рядом сразу собиралось множество людей. Все чувствовали его любовь и поддержку, необычайную благодать, мир, духовную силу и радость, которые от него исходили. Многие люди приходили к нему со скорбями, в смущении, в слезах, а уходили с утешенным сердцем и сияющим от радости лицом. Милосердие, любовь, простота и смирение были главными его чертами. Все окружающие видели его безграничную доброту, щедрость и великодушие, самопожертвование, смирение, прозорливость, мудрость, желание помочь всем чем только возможно: молитвой, милостыней, сочувствием. Для всех у него находилось слово утешения и поддержки — и для монахов, и для священнослужителей, и для мирян.

Свое сочувствие он изливал на всех. Обличая грех, никого не укорял, но милостиво, с отеческой любовью помогал исправить ошибки и стать лучше. -Необычайная мудрость позволяла ему давать правильные и полезные советы в самых сложных, запутанных и подчас безвыходных житейских ситуациях и духовных искушениях, когда люди терялись в недоумении и бессилии, не зная, как поступить. Слова отца Кирилла имели такую силу, что многие, следуя им, обращались к вере, полностью изменяли свою жизнь и отказывались от плохих привычек и намерений. На самые трудные злободневные вопросы, вызывавшие разногласия и соблазн в Церкви, он не боялся давать обоснованный пастырский ответ. Всё это и принесло ему огромную любовь тех, кто знал его близко, и даже тех, кто не видел его.

День старца проходил в непрерывной молитве и трудах. В половине шестого утра он обычно приходил в Троицкий собор на братский молебен преподобному Сергию. После полунощницы отправлялся принимать народ в свою крохотную исповедальню, находившуюся под гульбищем Трапезного храма. Небольшая комната поч-ти всегда была переполнена, и многие стояли, ожидая на улице. Около двенадцати часов дня отец Кирилл уходил в свою келью читать монашеское молитвенное правило, на которое приходили некоторые из братии и приезжавших к нему за советом. Часто посетителей было так много, что он вынужден был оставаться в исповедальне и передавал, чтобы братия читала правило у него в келье без него. После чтения правила он шел на обед, затем возвращался к людям и исповедовал нередко до вечерней службы, а иногда и дольше. Освободившись, он обычно шел в храм и уже в алтаре исповедовал братию лавры, духовенство, а также некоторых мирян. После вечерней службы и ужина в своей исповедальне, куда собирались студенты семинарии и академии и некоторые братья, он читал Библию и творения святых отцов, в основном аскетические. Чтение заканчивалось около десяти вечера. Остаток дня старец читал многочисленные письма, писал ответы и молился. Многим он отправлял поздравления с церковными праздниками. Поскольку у архимандрита Кирилла в келье был установлен телефон, он отвечал на телефонные звонки, а звонили по большей части вечером. Чаще всего у него в окнах допоздна горел свет.

В воскресенье и большие праздники отец Кирилл всегда служил Литургию. Братия и прихожане лавры очень любили его службы, вызывавшие у молящихся духовную радость и молитвенный подъем, его поучительные проповеди, проникающие в сердце. Как на исповеди, так и в храме, когда он выходил со святой чашей причащать, выстраивалась большая очередь. На Пасху и Рождество утром после службы он обычно поздравлял в своей исповедальне прихожан и духовных чад и раздавал всем небольшие подарки.

Став духовником Святейшего Пат-риарха Алексия II, отец Кирилл значительную часть времени стал проводить в патриаршей резиденции в Переделкине. Там в будние дни, свободные от праздничных служб, он также с утра до вечера, иногда до полуночи, принимал и исповедовал посетителей.

Последние четырнадцать лет своей жизни отец Кирилл после перенесенного им инсульта был прикован к постели. Он уже не мог ходить, но поток посетителей не оскудел: многие приезжали к нему за советом и благословением, чтобы побыть несколько минут рядом, прикоснуться к его руке. Ему приходилось терпеть тяжелые страдания, но до последнего вздоха он переносил их с присущим ему мужеством, безропотно и великодушно, не подавая вида и благодаря за всё Бога. Его духовная связь с братией родной обители никогда не прерывалась. Даже когда архимандрит Кирилл отсутствовал в лавре, его молитвы сохраняли в обители тишину и мир. 

20 февраля после многолетних страданий отец Кирилл преставился ко Господу. На следующий день вечером гроб почившего старца был привезен в Троице-Сергиеву лавру. В Святых вратах монастыря его ожидали братия, студенты семинарии и многочисленные паломники. Когда монашествующие взяли на плечи гроб отца Кирилла и понесли его в Успенский собор под скорбный колокольный перебор, собравшиеся опустились на колени и так молча стояли, выражая свое благоговение перед старцем. В течение трех дней, до самого погребения, к его гробу непрерывно подходили молящиеся, желающие проститься со старцем.

Отпевание было совершено в четверг Сырной седмицы. Чин отпевания возглавил Святейший Патриарх Мос-ковский и всея Руси Кирилл в сослужении Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, и собора духовенства. Проститься со старцем приехало великое множество священнослужителей и мирян. Еще несколько часов после отпевания люди стояли, чтобы помолиться у гроба и в последний раз приложиться к старцу. Отец Кирилл был погребен возле Духовской церкви лавры. И ныне к его могиле стекаются богомольцы, чтобы почтить его память и испросить его благословения.

Архиепископ Сергиево-Посадский

Феогност, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры

 

 

 

14 мая 2018 г. 17:28
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Циничная афера на уровне государства
Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00