Иконы Рождества Богородицы и Введения: опыт реставрации студентами-дипломниками

5 августа 2013 г. 09:40

http://e-vestnik.ru/reports/dve_ikony_pstgu_7201/

Дмитрий Анохин

Сотрудничество Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с Московским государственным объединенным музеем-заповедником приносит деятельные плоды.

В Царицыных хоромах Дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском Московский государственный объединенный музей-заповедник (МГОМЗ) впервые демонстрирует две только что отреставрированные праздничные иконы, посвященные Пречистой Деве Марии: Рождества Богородицы и Введения Ее во Храм. Выставочный проект интересен сам по себе, но куда примечательнее сопутствовавшие реставрации обстоятельства. В 2011 — 2012 учебном году этим иконам суждено было стать дипломными проектами студентов факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (ПСТГУ).

«Доброму сотрудничеству нашего музея с кафедрой реставрации ПСТГУ несколько лет, - рассказывает хранитель коллекции древнерусской живописи, заведующая сектором изобразительного искусства и книги МГОМЗ Мария Послыхалина. - Число отреставрированных студентами икон растет с каждым годом. Весной и осенью, а также в течение отопительного сезона иконы реагируют изменением сохранности на часты перемены погоды, температуры и влажности. Молодые специалисты во время обучения проходят обязательную практику по консервации произведений искусства: напитывают специальным рыбьим клеем красочный слой, наносят профилактические защитные заклейки для стабилизации состояния и этим оказывают неоценимую помощь. Мы очень довольны результатами: студенты работают быстро, качественно и, главное, под присмотром настоящих профессионалов экстра-класса».

Вполне естественно, что предметы музейного хранения из фондов МГОМЗ выступают и в роли дипломных проектов — на финальной стадии обучения в вузе, когда старшекурсник превращается в без пяти минут молодого специалиста. Восстановленные в позапрошлом учебном году студентами ПСТГУ иконы, посвященные богородичным праздникам, именно из этого разряда. Обе они попали в Коломенское из столичного храма Святителя Николая-на-Щепах (территория бывшего Государева Дровяного Двора по современному 1-му Смоленскому переулку). Случилось это в период массового закрытия храмов в 1930-е годы, и с тех пор иконы находились в фондах.

«Сравнительно неплохой их сохранности способствовало покрытие в начале XIX века так называемым лепным левкасом — мягким составом на основе мела, наносимым на всю лицевую сторону иконы за исключением ликов, - рассказывает Послыхалина. - Золоченый левкас, имитирующий драгоценный оклад, скрыл практически всю поверхность и тем самым защитил ее от внешнего воздействия». Впрочем, самому экс-дипломнику — ныне художнику-реставратору отдела реставрации древнерусской живописи Государственной Третьяковской Галереи Прохору Прохорову — икона сначала показалась буквально черной. «Она висела на северной стене храма Николы-на-Щепах — самой холодной и самой мокрой, основательно отсырела, - говорит Прохоров. - На восстановление ее ушел целый год. Занимался этим ежедневно, с утра до вечера. Теперь понимаю: это очень короткий срок. Но получилось так, что мне в нашей группе досталась самая большая икона, отступать было некуда. Как выяснилось уже в ходе реставрации, икона уникальная: ее центральная и обе боковые части созданы в разное время. Если приглядеться можно убедиться: левая и правая доли даже выполнены в немного иной манере».

Имен иконописцев история до нас не донесла. По мнению искусствоведов, художественные и технологические особенности письма позволяют определить время создания — последняя треть XVII века — и авторство царских мастеров Оружейной палаты. Об этом свидетельствуют прежде всего мастерство иконописцев, высокое качество красителей и материалов, а также заимствованные из западноевропейских гравюр особенности (четко выписанные детали интерьера и колонн, реалистичная манера изображения оконных решеток и деталей быта, прорисованная кровля вместо символически наброшенного поверх опор плата) — в то время известные и доступные для изучения только царским мастерам. Не так, как в средневековой русской живописи, изображены тканевые складки. «Наконец, два важнейших момента: характерное для Запада построение пространства при помощи прямой, а не традиционной для византийской иконописи обратной перспективы, и живоподобная манера личного письма, - добавляет Мария Владимировна. - Кроме того, в иконе, наряду с темперными красками, использованы цветные прозрачные лаки-баканы, придающие изображению особенную праздничность. С ним наших предков познакомили итальянцы, и пользовались им лишь царские иконописцы».

Вторую икону мини-выставки — Введение во Храм Пресвятой Богородицы — отреставрировала однокурсница Прохора Прохорова Ангелина Бирева.

Выставка открыта до 2 февраля 2014г.


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011