выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00
Мы вериги несем на теле нерассказанных этих лет
В судьбе Сергея Иосифовича Фуделя нашла отражение эпоха гонений на Церковь. Одиннадцать лет он провел в ссылках, первый срок получил в 22 года за то, что в его квартире нашли 35 экземпляров послания митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского) к архипастырям и всем чадам Русской Православной Церкви, призывавшего не подчиняться обновленцам. Во время Великой Отечественной войны был призван в армию и служил в железнодорожных войсках, а после войны опять был арестован. Первый дом, который он построил для своей семьи накануне войны, сгорел… Неустроенность, безденежье, переезды с женой и детьми, отсутствие постоянного места работы и источника дохода... И в то же время Сергей Иосифович не был сломлен. Он смог сохранить библиотеку с творениями святых отцов. Писал, понимая, что, возможно, его труд никогда не будет опубликован. Его мысли и суждения расходились в рукописном виде, распространялись среди верующих, переписывались, перепечатывались на машинке…Разговор о творческом наследии С. И. Фуделя с читателями «Журнала Московской Патриархии» ведет сегодня старший преподаватель МГУ, преподаватель Института дистанционного образования ПСТГУ, кандидат филологических наук, магистр теологии Даниил Дмитриевич Черепанов. PDF-версия.
16 января 2024 г. 14:30
Репортажи
Фото Алексея Реутского
17 июля 2017 г. 17:10
версия для печати версия для печати

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Крестный ход- образ покаяния и любви к нашему царю и Святой Руси

В Екатеринбургской епархии состоялся ежегодный крестный ход на Ганину Яму, приуроченный к трагическим событиям 1918 года, когда в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была убита вместе с императором Николаем II и вся его семья.

Крестный ход предварила ночная Божественная литургия, которая началась около полдвенадцатого ночи, под открытым небом на площади возле собора Храма-на-Крови, и собрала, по разным оценкам, от 5 до 7 тыс. верующих. Позже их количество увеличилось. Ее возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Все желающие принять Таинство причастия могли исповедаться до начала богослужения примерно с трех часов дня, исповедь принимали более десяти священников, и к каждому стояла очередь. В крестном ходе участвовали православные верующие не только из центральной России и Урала (Воронеж, Пермь, Новочеркасск, Челябинск), но и из Узбекистана и Киргизии.

Таисия (65 лет) и Лидия (54 года) приехали из Бишкекской епархии. Они рассказали корреспонденту Журналу Московской Патриархии, что это их первый крестный ход на Ганину Яму. До этого они участвовали только в крестном ходе у себя в епархии, когда в Киргизию привезли для поклонения икону Божией Матери «Почаевская». Верующие несли ее из аэропорта до города 32 километра. «Было трудно, но Бог дал силы, и я благополучно прошла этим маршрутом. Бог тогда дал силы, даст и сейчас», - говорит Таисия. «Для нас приезд в Екатеринбург - настоящее паломничество, мы посетили почти все храмы города и даже побывали в Алапаевске, - добавила Лидия.- Столько впечатлений, духовной радости у меня в жизни давно не было. А царь Николай II близок и дорог для нас, как человек, который взял на себя ответственность за страну, за ее народ, пример настоящего правителя - патриота. Никуда на сбежавшего, не предавшего свой народ».

Ольга (43 года) из Екатеринбурга, первый раз участвовала в этом крестном ходе 10 лет назад и с тех пор не пропускала ни разу. Сегодня она берет с собой еще и двух своих детей-подростков. «Для меня это важно, потому что я хочу соучаствовать в подвиге царственных страстотерпцев. Они так пострадали за нас, а я что же - 20 километров ради них с молитвой пройти не смогу? - говорит она. - Я не согласна с теми, кто говорит, что Николай II был слабым, безвольным человеком. Он был кротким и милостивым и твердо исполнял Божью волю. А люди принимали это за слабость».

Ганиной Ямы молитвенное шествие достигло примерно за 4 часа. Все отмечали, что впервые с 2011 года с 16 на 17 июля не было дождя. Многие люди шли с иконками царственных страстотерпцев на груди, нараспев звучала Иисусова молитва. На специальных носилках несли иконы царя-мученика и Богоматери. Порядок шествия обеспечивали десятки добровольцев. Пришедших на Ганину Яму встречал колокольный звон и десятки паломников, собравшихся тут накануне (здесь построен большой паломнический центр), а также полевая кухня. Несмотря на усталость, лица многих крестоходцев светились радостью. Когда показалась колона во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, десятки паломников бросились под благословение к владыке, фактически не пропуская его в монастырские ворота. Правда эта пауза дала возможность подтянуться всем остальным. Усталый, но счастливый архиерей благословил всех, а в монастыре их всех уже встречал живой коридор из казаков.

Оценивая крестный ход в этом году, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии, рассказал Журналу Московской Патриархии, что заметил существенное отличие от прошлых лет: «Среди участников крестного хода было гораздо больше мира, внимания и заботы друг о друге, чем в прежние годы. Крестный ход - это совместный труд для людей знакомых и незнакомых. При таком количестве неизбежно кто-то кого-то толкает, наступает на пятки, сталкивает на обочину, и это вызывает соответствующую реакцию. Эти конфликты я наблюдал в своем прошлом крестном ходе, это приносило печаль. А сегодня ситуация скорей обратная: эти все столкновения вызывали очень добрую, братскую, человеческую реакцию. Очень мирно, спокойно и по-доброму прошел крестный ход».

Достигнув Ганиной Ямы, люди рассредоточились вокруг нее, а митрополит Кирилл, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, епископ Среднеуральский Евгений отслужили у креста короткий молебен царственным страстотерпцам.

Говоря о чувстве покаяния , которое испытывают сегодня православные люди за отречение своих предков от Бога и их равнодушие к убийству царских страстотерпцев, митрополит Кирилл, в частности, отметил, что этот образ покаяния зримо воплотился в молитвенном шествии от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы. «Вряд ли среди нас найдется хотя бы один человек, который был бы равнодушен к сегодняшнему дню и тем событиям, которые случились 99 лет назад, - сказал архиерей. - Святой царь был человек милостивый и благочестивый. В последнее время своей жизни самые лучшие качества человека и христианина, которые были у него заложены и которые он воспитывал при жизни, он только взрастил и укрепил. Он достиг такой степени совершенства, что Господь позволил стать ему мучеником за Святую Русь и мучеником за Христа, мучеником, который вместе с семьей проявил такой образ покаяния и смирения к своим врагам и ко всем равнодушным людям, что нам нужно этому у него учиться. Этот крестный ход - образ нашего покаяния и любви к нашему царю и нашей родине - Святой Руси».

После молебна люди не спешили домой. Кто-то отдыхал прямо на траве под соснами. Но многие стояли в очереди, чтобы приложиться к кресту на Ганиной Яме и постаменту с бюстом святой царицы Александры Федоровны.

Божественную литургию возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Его Высокопреосвященству сослужил сонм архипастырей: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии. Кроме того, за богослужением молились Ольга Николаевна Куликовская-Романова (супруга Тихона Куликовского-Романова, сына великой княгини Ольги Александровны), депутат Госдумы Наталья Поклонская, историк Петр Мультатули - правнук убитого в Екатеринбурге друга Царской семьи, клирик Ново-Зеландской и Австралийской епархии протоиерей Владимир Бойков и другие.

 

17 июля 2017 г. 17:10
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00