iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Сосуд благодати полный и преизливающийся
В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-версия.
5 июня 2022 г. 11:00
Религиозность и опасные грани секуляризма
Для Русской Православной Церкви время петровских преобразований было связано со многими печальными событиями, имевшими, как мы сейчас видим, самые драматические последствия для национальной истории. Среди этих событий, в частности, упразднение патриаршества и создание подконтрольной государству синодальной системы управления Церковью, которая действовала фактически более двухсот лет. Но самое главное, с началом секуляризационных процессов, запущенных Петром Первым, русская культура потеряла внутреннюю цельность. Отныне она стала делиться на культуру церковную, ассоциированную с многовековыми духовными традициями, и культуру светскую, воспринимаемую простыми обывателями как прогрессивную культуру просвещения. Плоды столь плачевного разделения мы, к сожалению, пожинаем до сих пор. PDF-версия.
17 мая 2022 г. 14:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
Главный упор — на Москву
Перед изъятием церковных ценностей не устояли даже кремлевские соборыНачавшаяся в феврале 1922 года кампания по изъятию церковных ценностей не могла обойти стороной Москву. В феврале Патриарх Тихон издает воззвание к приходам и пастве — жертвовать драгоценные церковные вещи, не имеющие богослужебного употреб­ления. Вскоре в газете «Известия» публикуется декрет ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». В ответ Патриарх пишет новое послание, где прямо говорит, что декрет призывает изымать из храмов в том числе и священные сосуды, а это является актом святотатства. Архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов) собирает благочинных города и зачитывает патриаршее послание, а также в распечатанном виде раздает его для ознакомления на приходах. Как проходила кампания по изъятию церковных ценностей в древних московских храмах и как на нее реагировали москвичи, «Журналу Московской Патриархии» рассказывает историк-архивист, автор книг по истории Москвы и ее храмов Леонид Вайнтрауб. PDF-версия.
18 апреля 2022 г. 17:00
Небесный заступник Тюменского края
Двадцать девятого декабря 2021 года Священный Синод включил имя священника Михаила Красноцветова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (журнал № 111). Прославлению священномученика Михаила предшествовала подготовка необходимых документов и материалов, которая была предпринята несколько лет назад. Большую помощь на начальном этапе работы оказали потомки отца Михаила: его внук — настоятель Казанского собора в Санкт-­Петербурге протоиерей Павел Красноцветов († 2019), правнук — настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды) протоиерей Григорий Красноцветов († 2017), правнучка — монахиня Серафима (Каменяка), предоставившие документы, фотографии и другие ценные материалы из семейного архива. Основными источниками биографических сведений о священномученике послужили воспоминания членов семьи Красноцветовых, опубликованные в книгах «За все благодарите» и «В руку Твоею жребий мой». PDF-версия.
8 апреля 2022 г. 14:00
Репортажи
Фото Алексея Реутского
17 июля 2017 г. 17:10
версия для печати версия для печати

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл: Крестный ход- образ покаяния и любви к нашему царю и Святой Руси

В Екатеринбургской епархии состоялся ежегодный крестный ход на Ганину Яму, приуроченный к трагическим событиям 1918 года, когда в ночь с 16 на 17 июля 1918 года была убита вместе с императором Николаем II и вся его семья.

Крестный ход предварила ночная Божественная литургия, которая началась около полдвенадцатого ночи, под открытым небом на площади возле собора Храма-на-Крови, и собрала, по разным оценкам, от 5 до 7 тыс. верующих. Позже их количество увеличилось. Ее возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Все желающие принять Таинство причастия могли исповедаться до начала богослужения примерно с трех часов дня, исповедь принимали более десяти священников, и к каждому стояла очередь. В крестном ходе участвовали православные верующие не только из центральной России и Урала (Воронеж, Пермь, Новочеркасск, Челябинск), но и из Узбекистана и Киргизии.

Таисия (65 лет) и Лидия (54 года) приехали из Бишкекской епархии. Они рассказали корреспонденту Журналу Московской Патриархии, что это их первый крестный ход на Ганину Яму. До этого они участвовали только в крестном ходе у себя в епархии, когда в Киргизию привезли для поклонения икону Божией Матери «Почаевская». Верующие несли ее из аэропорта до города 32 километра. «Было трудно, но Бог дал силы, и я благополучно прошла этим маршрутом. Бог тогда дал силы, даст и сейчас», - говорит Таисия. «Для нас приезд в Екатеринбург - настоящее паломничество, мы посетили почти все храмы города и даже побывали в Алапаевске, - добавила Лидия.- Столько впечатлений, духовной радости у меня в жизни давно не было. А царь Николай II близок и дорог для нас, как человек, который взял на себя ответственность за страну, за ее народ, пример настоящего правителя - патриота. Никуда на сбежавшего, не предавшего свой народ».

Ольга (43 года) из Екатеринбурга, первый раз участвовала в этом крестном ходе 10 лет назад и с тех пор не пропускала ни разу. Сегодня она берет с собой еще и двух своих детей-подростков. «Для меня это важно, потому что я хочу соучаствовать в подвиге царственных страстотерпцев. Они так пострадали за нас, а я что же - 20 километров ради них с молитвой пройти не смогу? - говорит она. - Я не согласна с теми, кто говорит, что Николай II был слабым, безвольным человеком. Он был кротким и милостивым и твердо исполнял Божью волю. А люди принимали это за слабость».

Ганиной Ямы молитвенное шествие достигло примерно за 4 часа. Все отмечали, что впервые с 2011 года с 16 на 17 июля не было дождя. Многие люди шли с иконками царственных страстотерпцев на груди, нараспев звучала Иисусова молитва. На специальных носилках несли иконы царя-мученика и Богоматери. Порядок шествия обеспечивали десятки добровольцев. Пришедших на Ганину Яму встречал колокольный звон и десятки паломников, собравшихся тут накануне (здесь построен большой паломнический центр), а также полевая кухня. Несмотря на усталость, лица многих крестоходцев светились радостью. Когда показалась колона во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом, десятки паломников бросились под благословение к владыке, фактически не пропуская его в монастырские ворота. Правда эта пауза дала возможность подтянуться всем остальным. Усталый, но счастливый архиерей благословил всех, а в монастыре их всех уже встречал живой коридор из казаков.

Оценивая крестный ход в этом году, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии, рассказал Журналу Московской Патриархии, что заметил существенное отличие от прошлых лет: «Среди участников крестного хода было гораздо больше мира, внимания и заботы друг о друге, чем в прежние годы. Крестный ход - это совместный труд для людей знакомых и незнакомых. При таком количестве неизбежно кто-то кого-то толкает, наступает на пятки, сталкивает на обочину, и это вызывает соответствующую реакцию. Эти конфликты я наблюдал в своем прошлом крестном ходе, это приносило печаль. А сегодня ситуация скорей обратная: эти все столкновения вызывали очень добрую, братскую, человеческую реакцию. Очень мирно, спокойно и по-доброму прошел крестный ход».

Достигнув Ганиной Ямы, люди рассредоточились вокруг нее, а митрополит Кирилл, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, епископ Среднеуральский Евгений отслужили у креста короткий молебен царственным страстотерпцам.

Говоря о чувстве покаяния , которое испытывают сегодня православные люди за отречение своих предков от Бога и их равнодушие к убийству царских страстотерпцев, митрополит Кирилл, в частности, отметил, что этот образ покаяния зримо воплотился в молитвенном шествии от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы. «Вряд ли среди нас найдется хотя бы один человек, который был бы равнодушен к сегодняшнему дню и тем событиям, которые случились 99 лет назад, - сказал архиерей. - Святой царь был человек милостивый и благочестивый. В последнее время своей жизни самые лучшие качества человека и христианина, которые были у него заложены и которые он воспитывал при жизни, он только взрастил и укрепил. Он достиг такой степени совершенства, что Господь позволил стать ему мучеником за Святую Русь и мучеником за Христа, мучеником, который вместе с семьей проявил такой образ покаяния и смирения к своим врагам и ко всем равнодушным людям, что нам нужно этому у него учиться. Этот крестный ход - образ нашего покаяния и любви к нашему царю и нашей родине - Святой Руси».

После молебна люди не спешили домой. Кто-то отдыхал прямо на траве под соснами. Но многие стояли в очереди, чтобы приложиться к кресту на Ганиной Яме и постаменту с бюстом святой царицы Александры Федоровны.

Божественную литургию возглавил митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Его Высокопреосвященству сослужил сонм архипастырей: митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин, епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий, епископ Исилькульский и Русско-Полянский Феодосий, епископ Каменский и Алапаевский Мефодий, епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии. Кроме того, за богослужением молились Ольга Николаевна Куликовская-Романова (супруга Тихона Куликовского-Романова, сына великой княгини Ольги Александровны), депутат Госдумы Наталья Поклонская, историк Петр Мультатули - правнук убитого в Екатеринбурге друга Царской семьи, клирик Ново-Зеландской и Австралийской епархии протоиерей Владимир Бойков и другие.

 

17 июля 2017 г. 17:10
Ключевые слова: крестный ход
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00