Волонтеры на дистанционке

ЖМП № 11-12 ноябрь-декабрь 2020 / 

http://e-vestnik.ru/reports/volontery_na_distantsionke_11135/

Дмитрий Анохин

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБЪЕДИНИЛ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ДЛЯ УДАЛЕННОЙ ПОМОЩИ ПОДОПЕЧНЫМ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ

Уходящий год с непривычно строгим и продолжительным карантином, ограничением передвижений и переносом работы в удаленный формат сильно ударил по социальной активности. Глубокой перезагрузке вынужденно подверглась и такая неотъемлемая часть гражданского общества, как добровольчество. На фоне изначально бурного участия волонтеров в помощи самым нуждающимся гражданам (например, в закупке продуктов и других товаров для пожилых людей) социальное добровольчество на пике пандемии «просело» и едва вовсе не исчезло. Это и понятно: посещение подопечных по домам, а тем более в стационарных учреждениях, оказалось невозможно. Усилия Российского православного университета (РПУ) святого Иоанна Богослова по переосмыслению этой деятельности в новых условиях при поддержке Московской городской епархиальной комиссии по работе с вузами и научным сообществом высоко оценили и государственные органы, и эксперты-профессионалы.  PDF-версия.

Человек-оркестр и другие энтузиасты

Помещение Студенческого центра Российского православного университета на Новой площади. Руководитель Центра социального добровольчества РПУ Антон Черепанов готовит к интернет-эфиру музыкальные инструменты. Рядом с гитарой появляются гораздо менее привычные массовому слушателю глюкофон (тональный лепестковый барабан), колокольчик, холщовый мешочек со скорлупками орехов и флейта Пана (по размеру декоративная, но вполне себе звучащая). Все они пользуются заслуженным вниманием в так называемом социальном оркестре «Импровиз» — волонтерском начинании организации музыкальными средствами помощи пациентам детских больниц, хосписов и интернатов, которую осуществляет Антон с единомышленниками.

«Вообще-то ему уже больше 10 лет, — объясняет Антон (позиционирующий себя как клинический психолог, музыкальный психотерапевт и преподаватель-исследователь), пока персонал центра готовит студию к трансляции. — Мы организовывали театрализованные постановки на различных столичных площадках, где находились наши подопечные (психоневрологические интернаты, детское отделение Московской городской психиатрической больницы, Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, психиатрическое отделение Первой Градской больницы, хоспис “Дом с маяком”), и дарили им радость общения с музыкой. Когда нагрянул коронавирус, я, как и все, оказался на самоизоляции. Достал с дальних полок пылившиеся инструменты, про которые сам давно забыл. Это и стало первым шагом к созданию онлайн-оркестра».

Во время весенних массовых ограничений все волонтерские проекты РПУ претерпевали сложную трансформацию. Прежде на пяти площадках в них было занято полтора десятка студентов. Когда стало понятно, что работать по-старому невозможно физически, а подопечные никуда не делись и по-прежнему ждут общения, предшественник Антона на посту руководителя Центра социального добровольчества (и одновременно глава Школы общественного действия Фонда Андрея Первозванного) Павел Федосов принялся активно сопрягать проекты с новой реальностью. Теоретическим переосмыслением Павел не ограничивался: быстро задействовал межвузовские корпоративные связи, подключил к участию внушительный «ансамбль» благотворительных фондов (среди самых крупных и известных — «Старость в радость» и «Подари жизнь»).

Расстояния и ограничения — не преграда

Как раз в марте в Студенческом центре РПУ «Новая площадь» открылась мультимедийная студия. «В “пиковое время” оттуда выходили с двумя эфирами ежедневно, — вспоминает директор центра Максим Соколов. — С постепенным ослаблением ограничений и ростом числа волонтеров-ведущих основную работу получилось перенести на дом. Теперь они сами выходят в эфир из дома и общаются с подопечными по заранее оговоренному расписанию».

За трудные полгода число медицинских и социальных организаций, которым в новой реальности стали дистанционно помогать волонтеры, выросло до полусотни, а их география расширилась на несколько федеральных округов (московские площадки уже давно перестали составлять большинство, а по суммарной вовлеченности их догнали петербургские стационары). «Мучительно обновлялся волонтерский корпус, — вспоминает Черепанов. — Ведь студенческая жизнь во время самоизоляции, как оказалось, далеко не сахар. И некоторым добровольцам самим потребовалась помощь в обучении. В любом случае стало очевидно: новую интенсивность работы невозможно поддерживать силами единственного вуза. К счастью, подтянулись ребята из 25 университетов, академий, институтов, и число участников-волонтеров удалось быстро нарастить до полутора сотен».

Учтя непростой опыт, теперь Антон Черепанов — преемник Павла Федосова в Центре социального добровольчества РПУ — организовал масштабное обучение желающих ­присоединиться к проекту, получившему общее название «Помочь можно на расстоянии». Сейчас в вебинарах, групповых чатах с кураторами и индивидуальных консультациях с экспертами задействовано около двух сотен ребят из разных уголков России, которые вольются в «гвардию» в конце января.

Активисты из числа организаторов проекта были отмечены медалями Президента Российской Федерации и благодарностями управляющего делами Московской Патриархии митрополита Воскресенского Дионисия. Высоко их деятельность оценило и светское экспертное сообщество. Проект уже удостоен президентского гранта сезона 2020/21 на сумму 2,907 млн руб. А в конце осени он вошел в число победителей конкурса-мониторинга «Практики организации воспитательной работы с обучающимися образовательных организаций высшего образования», проводившегося Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.

В гостях у сказки

«Теперь у нас на Новой площади сформирован своеобразный хаб-центр проекта, в котором РПУ выступает как вуз-интегратор, — продолжает Черепанов. — К сожалению, массовым сознанием онлайн-добровольчество по-прежнему воспринимается как непривычная экзотика. Люди, потенциально готовые помогать, не всегда понимают, что это такое, как этому можно научиться и зачем вообще все это нужно. Поэтому некоторые обучающие беседы мы в информационных целях выкладываем в открытый доступ».

Одну из подобных предварительных стажировок провела координатор направления по работе с особыми детьми няня хосписа «Дом с маяком», больничный клоун с восьмилетним стажем Евгения Березуева. Евгения рассказала об эволюции одного из форматов под названием «Гости — в гости!». «До пандемии мы навещали подопечных ребят по домам и в больницах, чтобы разнообразить их досуг. Теперь представления “Сказки для детского хосписа” проводятся на Zoom-платформе с предварительной рассылкой приглашений. С волонтерами мы разучиваем сказку по ролям. В эфире сначала знакомимся с подключившимися ребятами, болтаем о жизни и разыгрываем сказочный спектакль. Ни в коем случае не статично: параллельно идет своеобразная “презентация” с рисунками, в которой могут участвовать и сами слушатели с куклами или своими игрушками. Обязательно обсуждение постановки с некоторыми выводами, оценкой главного смысла сказки. То есть сама фабула становится поводом для вдумчивого неспешного разговора».

По мнению Евгении, главная ценность реализованного в таком виде общения — прямое адресное обращение к конкретному слушателю: мальчик или девочка видят, что сказочный герой разговаривает с ними, и это завораживает! Подобные постановки, конечно, не становятся достоянием широкой интернет-аудитории: к ним можно подключиться только по закрытой подписке (разумеется, бесплатной). Но есть в проекте «Помочь можно на расстоянии» и видеоролики, которые (постфактум, с некоторой задержкой) оказываются доступны всем желающим. В основном это те же сказки (которые обычно читает профессиональный или самодеятельный актер, не обращающийся к какому-то конкретному слушателю), стихи и песни, а также мастер-классы по изготовлению поделок или полезных приспособлений. Хотя встречаются тут и занятия по школьной программе, где волонтер-репетитор подтягивает отстающего школьника, и поздравления, да и просто игры.

…А Антон Черепанов тем временем настроил свой мини-оркестр и уже играет приветственную песенку с музыкантами. Сегодня к нему подключилось пятеро участников — по словам Антона, типичная аудитория для одного занятия. Есть и ребята-инвалиды, и волонтеры, и просто сочувствующие. Онлайн-оркестр «Импровиз», говорит его автор и руководитель, — начинание принципиально инклюзивное, в нем обязательно участвуют все желающие с разными, как сейчас модно говорить, статусами. Похоже на сказку. Но эти влюбленные в свое дело люди непринужденно делают ее частью жизни.

 

Как присоединиться: информация для желающих стать волонтерами проекта «Помочь можно на расстоянии» — на веб-сайте по интернет-адресам -  http://доброволец.рпу.рф и http://volunteer.rpu-rf.ru

 
Некоторые открытые эфиры проекта можно посмотреть на YouTube-канале «Близкие люди».


Игумен Петр (Еремеев), ректор РПУ святого Иоанна Богослова:

- Наш проект имеет межвузовскую направленность. Мы считаем, что включение в социальное добровольчество — сознательный выбор одаренной и зрелой личности. Это школа, где студенты, духовно развиваясь, приобретают профессиональные умения и навыки. Рады, что наш проект высоко оценило профильное министерство.

 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011