Когда болит душа

ЦВ № 11 (432) июнь 2010 / 11 июня 2010 г.

http://e-vestnik.ru/society/kogda_bolit_dusha_11_2010/

Ирина Судникова

Институт формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, которым руководит православный врач и психолог, кандидат медицинских наук, автор множества книг Дмитрий Авдеев, отметил пятилетие успешной работы.

На пресс-конференции, посвященной юбилею, Дмитрий Авдеев рассказал о деятельности института и представил свою новую книгу «Формирование христианского отношения к психическим заболеваниям». Книга состоит из 14 лекций. В ней популярно, с расчетом на широкий круг читателей рассмотрены проблемы духовной помощи больным, причины психических заболеваний, предложен православный взгляд на невроз навязчивых состояний, страхи, уныние и депрессию, рассказано о православной психотерапии и психологии. Книга адресована врачам и психологам, священнослужителями и всем, кто интересуется данной проблематикой.

«Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы, — сказал доктор Авдеев в беседе с журналистами, — это подчеркивается и в принятых “Основах социальной концепции РПЦ”. И действительно, только 20% психических заболеваний являются эндогенными психозами, остальные 80 — это состояния, связанные с грехом, с образом жизни, с нравственными обстоятельствами, и по-настоящему уврачевать их можно только на пути к воцерковлению. Светская медицина пытается лечить психические заболевания только медикаментозно. Не отрицая значения психиатрии как науки, мы, развивая деятельность нашего института, стремимся переменить эту ситуацию.

Очень сложно различать грех и болезнь. Скажем, депрессия — что это? В одном случае это греховная страсть, а в другом — в мозговых структурах человека изменяется обмен веществ, и именно по этой причине он находится в унылом, пессимистическом состоянии. В первом случае для пациента важно встать на путь деятельного покаяния и церковной жизни, во втором — в начале болезни должна преобладать медицинская и психологическая помощь, по мере же выздоровления медицинская помощь будет сокращаться, а духовная — возрастать. Именно православный врач, ни в коей мере не подменяя собой священника, должен повернуть такого пациента лицом к храму.

И хотя прийти ко мне на прием может любой человек — неверующий, нецерковный, представитель другой конфессии, — для меня важно донести до пациента, что я православный, верующий. Если он согласен консультироваться у верующего специалиста, значит, он готов меня услышать. А я на понятном ему языке попытаюсь объяснить, как он может сохранить душевный мир. Многие пока еще не готовы прийти в церковь. Не говоря уже об исповеди: она их пугает. И мой кабинет может стать для кого-то из них первым шагом на пути к храму. Я часто консультирую на приходах в разных епархиях. За годы работы побывал во многих городах России, Украины, Белоруссии. Приходилось бывать и за границей. Получаю много писем. Убежден, что наша работа нужна людям».


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011