Деятельность застройщиков элитной недвижимости угрожает историко-культурному достоянию

ЦВ № 18 (415) сентябрь 2009 / 27 сентября 2009 г.

http://e-vestnik.ru/society/rezolyutsiya_kadashi/

Участники слушаний – члены Общественной палаты Российской Федерации, представители Совета Федерации, Государственной Думы, политических партий и общественных организаций, общероссийской общественной организации «Деловая Россия», Русской православной церкви, молодежных организаций, юристы, архитекторы, журналисты, специалисты в области охраны культурного наследия – выражают большую обеспокоенность судьбой храма Воскресения Христова
в Кадашевской слободе, выдающегося памятника русской архитектуры XVII столетия, формирующего историческую среду Москвы, значимого мемориального объекта, чтимой религиозной святыни.

Состоявшееся обсуждение показало, что органы государственной исполнительной власти города Москвы систематически и грубо нарушают федеральное законодательство в области охраны объектов культурного наследия при осуществлении нового строительства на исторических территориях города Москвы. Очередным примером такого нарушения является ситуация с планами строительства крупномасштабного офисно-жилого комплекса в объединенной охранной зоне № 85, заповедной зоне Московского Кремля, в границах территории памятника федерального значения «Церковь Воскресения Христова в Кадашах».
Возведение очередного комплекса многоэтажной элитной застройки в непосредственной близости от этого уникального памятника непоправимо исказит облик еще одного района исторической Москвы. Более того, предполагаемое строительство прямо угрожает физической сохранности памятника.

Проектная документация утверждалась уполномоченными органами в нарушение положений Федерального закона от 25.06. 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Показатели застройки в проектной документации заложены без предварительных историко-градостроитель¬ных обоснований и не учитывают действующие на данном участке ограничительные градостроительные режимы охранной зоны и территории памятника. Не учитывалось и неудовлетворительное техническое состояние памятника.

Данную практику, к сожалению, распространенную в городе Москве, следует признать порочной и долее нетерпимой. Ее прямым результатом становятся многочисленные утраты общенационального историко-культурного достояния России, потеря исторической памяти, размывание национально-государственной идентичности.

Однако общенациональные интересы не могут и не должны терпеть ущерб от неисполнения московскими чиновниками своих обязанностей
и стоящей за этим корпоративной заинтересованности застройщиков и строительного комплекса в прибылях.
В Москве ситуация является наиболее вопиющей. Но поспешная и некомпетентная застройка исторических городских территорий, уничтожа¬ющая наше общее наследие ради прибыли, сегодня наносит непоправимый ущерб народной памяти по всей стране – в Казани, Иркутске, Нижнем Новгороде, многих и многих городах России.

Считая положение дел с застройкой исторического центра Москвы недопустимым, участники слушаний выступают в поддержку заявлений Президента России Дмитрия Медведева о необходимости срочного наведения порядка в области нормативно-правовой базы сохранения и использования культурного наследия, сделанных 18 сентября в Великом Новгороде на совместном заседании президиума Госсовета и президиума Совета по культуре и искусству.
Историческое наследие России – один из главных ресурсов нашей жизнеспособности как народа и государства. Сохранить его – залог нашей успешности в сложном и конфликтном глобальном мире XXI столетия.

Для восстановления государственных гарантий сохранности объектов культурного наследия, закрепленных законодательством и нарушенных
в конкретном случае с памятником федерального значения «Церковь Воскресения Христова в Кадашах», участники слушаний считают необходимым создать рабочую группу с участием представителей всех заинтересованных сторон по урегулированию существующих проблем. Члены Общественной палаты РФ должны войти в данную рабочую группу с целью общественного мониторинга ситуации.

Участники слушаний рекомендуют:

Правительству города Москвы:
отменить Постановление Правительства Москвы от 29.10.2002 г. № 889-ППМ в части, разрешающей строительство офисно-жилого комплекса рядом с храмом Воскресения Христова в Кадашах;
радикально уменьшить допустимые параметры застройки на данном участке – с 36 тыс. кв. м общей площади до 10-12 тыс. кв. м,
приведя высотность и плотность проектируемой застройки
в соответствие с режимом охранной зоны № 85; внести соответ¬ствующие изменения в проект актуализированного Генерального плана города Москвы на период до 2025 г. и Правила земле¬пользования и застройки в городе Москве;
утвердить распорядительным документом границы территории памятника;
ускорить процедуру передачи памятника из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации.

Комитету по охране объектов культурного наследия по городу Москве (Москомнаследия):
отозвать ранее выданные застройщику согласования проекта строительства крупномасштабного офисно-жилого комплекса (протокол № 17 от 05.08. 2003 г. заседания рабочей группы Комиссии по вопросам сохранения зданий в исторически сложившихся районах города Москвы при Правительстве Москвы; разрешение Главного Управления охраны памятников Москвы от 09.10.2003 г. № 16-06-13/589 на производство частичной разборки стен);
подготовить необходимые документы для утверждения Правитель¬ством Москвы границ территории памятника и установления его охранных зон;
решить вопрос о включении объекта «Дом купца Пирогова», расположенного на территории застройки и имеющего признаки объекта культурного наследия, в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия;
оперативно завершить подготовку к заключению договора безвоз¬мездного пользования объектом культурного наследия (охранного договора) на здания храма Воскресенья Христова в Кадашах с религиозной организацией – приходом храма.

Департаменту земельных ресурсов города Москвы:
не заключать договоры аренды земельных участков, подлежащих застройке в квартале 401 Замоскворечья, до утверждения границ территории памятника, установления его охранных зон и приведения проекта застройки в соответствие с требованиями законодательства об охране объектов культурного наследия.

Комитету по управлению имуществом г. Москвы (Мосимуществу):
оперативно заключить договор безвозмездного пользования объектом культурного наследия (охранный договор) на здания храма Воскресения Христова в Кадашах с религиозной организацией – приходом храма.

Комитету города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразования в строительстве (Москомэкспертиза):
отменить заключение по проекту строительства офисно-жилого комплекса (регенерация застройки части квартала № 401
от 14.09.2007 г. № 155-П2/06 МГЭ) в связи с его несоответствием законодательству об охране объектов культурного наследия.

Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура):
включить памятник в утверждаемый Правительством РФ перечень объектов наследия, функции надзора и охраны которых осуществляет непосредственно Росохранкультура;
содействовать передаче памятника из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации.

Федеральной службе по управлению государственным имуществом (Росимущество):
в исключительном порядке осуществить немедленную передачу памятника из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации.

Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектура) и главному архитектору города Москвы:
рассмотреть альтернативные проекты застройки Кадашевской слободы, основанные на принципах комплексной регенерации исторической среды, и принять меры к обязательной реализации данного подхода к строительной деятельности в Замоскворечье
и иных исторических районах Москвы.

Всероссийскому обществу охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), Союзу архитекторов России и другим творческим союзам, профессиональной и широкой общественности:
создать открытую всероссийскую электронную базу данных о потерях общенационального историко-культурного достояния, включающую, в том числе, указание на конкретные причины данных потерь;
сформировать концепцию механизма экономической и внеэконо¬мической заинтересованности застройщиков, проектировщиков и строителей в широком применении проектных решений, соответ¬ствующих характеристикам исторической среды городов России.
 


© Журнал Московской Патриархии и Церковный вестник, 2007-2011