З июня на 89-м году жизни отошел ко Господу находившийся на покое митрополит Николай (Шкрумко) ( 22.05.1927–03.06.2015).
Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (в миру — Николай Яковлевич Шкрумко) родился 22 мая 1927 года в селе Кизя Каменец-Подольского района Хмельницкой области УССР. Еще мальчиком он начал прислуживать в храме. Во время войны, спасаясь от голода, он недолгое время жил в Почаевской лавре, где один из старцев предсказал ему, что в будущем он станет монахом этой обители. Но 1948 году, направляясь в храм на богослужение, Николай был арестован за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей. Его сослали на восемь лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (ст. Энозеро, Печная Губа, ст. Амбарная) и на слюдяных разработках (ст. Чупа, рудник Вуат-Варовка). Последний год перед освобождением работал в Петрозаводске слесарем на строительстве здания МВД и в 1953 году был досрочно освобожден.
Как вспоминал владыка, жизнь захлестнула его и он забыл о предсказаниях почаевского монаха. Однако, живя и работая в Петрозаводске, он тайно посещал Крестовоздвиженский кафедральный собор (ему это было запрещено), где его приметил настоятель (впоследствии епископ Пермский Никон) и добился отмены установленного запрета. С этого момента Николай служил в храме чтецом, певчим, иподиаконом и в том же 1953 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Статья, по которой отбывал заключение, не давала ему возможности жить в семинарии — только за 101-м километром. Чтобы учиться, ему пришлось жить на вокзале. «Измучился, вечно спать хотел. И так целый год. Семинарии не окончил», — вспоминал архиерей. В 1954 году Николай был пострижен в монашество, рукоположен во иеродиакона к храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Валдае Новгородской епархии. Для него это стало настоящим чудом. Владыка вспоминал, что в этом ему помог начальник паспортного стола, верующий человек. Чиновник, рискуя своим статусом и свободой, предложил инсценировать потерю паспорта и на основании справки, полученной в милиции, выписал будущему владыке новый паспорт, где не было никаких отметок о судимости и ограничении места жительства.
После Валдая иеродиакон Николай служил на приходах Калининской епархии, затем в Преображенском кафедральном соборе в городе Иванове, исполнял обязанности секретаря Ивановского епархиального управления. Служил в Тульской епархии, где был рукоположен во иеромонаха с назначением во Всехсвятский кафедральный собор в Туле. В 1970 году иеромонах Николай заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1973 году — Московскую духовную академию с присуждением ученой степени кандидата богословия за сочинение по кафедре церковного права «Профессор В.Н. Бенешевич и его труды по церковному праву». В 1973-м его назначили членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Впоследствии никто не мог понять, как его вообще выпустили за границу, ведь все близкие знали, что он отбывал срок в заключении.
«А всё благодаря этому начальнику паспортного стола. Никто не знал, наверное, что он сын протоиерея. И за этого начальника я всю жизнь молился и молюсь. И слава Богу! Я только благодарю Бога за такую страницу жизни», — рассказывал митрополит Николай.
Вспоминая о служении в Иерусалиме, владыка с большим теплом отзывался о русских монахинях, настоящих подвижницах благочестия, которые связали свою жизнь со Святой землей. Еще живя в миру, он работал электриком. Да и став монахом, навыки работы с электричеством не забыл. Как-то одна из монахинь попросила его починить проводку у себя в домике, в Горнем монастыре. «Так как же мне вас отблагодарить? Ну, как-нибудь я вам всё же отомщу», — с улыбкой сказала матушка Тамара, когда проводка была починена. Она делала молоко из орешков, перемалывая их на жерновах. Эти жернова также приходилось ремонтировать игумену Николаю (в сан игумена его возвели в 1974 году). Матушке уже тогда было за сто, а умерла она в 114.
В 1977 году будущий митрополит был возведен в сан архимандрита и назначен начальником Иерусалимской миссии. В его обязанности вменялось окормлять весь ближневосточный регион: Сирию, нынешний Ливан и Ирак. Он давно хотел побывать в храме Пророка Илии на Голанских высотах. И однажды такая возможность представилась, когда по благословению Антиохийского Пат¬риарха ему довелось служить там в престольный праздник. Народ очень шумно встречал русского архимандрита. И среди криков он вдруг услышал по-русски с акцентом: «Многа лета-а! На здоровья-а!» Это кричали два старика. После службы он отыскал их. Оказалось, что одному было 92, а другому 96 лет. До революции оба учились в русских школах в Палестине, открытых царским правительством. «Их учили бесплатно русские монахини, обученные арабскому языку и восточным традициям, — рассказывал митрополит Николай. — Поэтому нас так принимали и принимают сейчас благодаря заслугам еще той, царской России».
В Александро-Невском соборе Ижевска хранится старый деревянный крест с вмонтированной в него частицей камня Голгофы и частицей древа Животворящего Креста Господня. Он сделан 100 лет назад афонскими монахами к 300-летию дома Романовых и освящен на Гробе Господнем. Его выносят на Крестопоклонную неделю и на Воздвижение. Будущему митрополиту крест передал Патриарх Иерусалимский Венедикт со словами: «Этот крест готовился для России, для русского народа, и более 100 лет он здесь, на Голгофе. Я передаю его вам, и вы отвезите его в Россию». С тех пор будущий владыка везде возил его с собой и затем завещал Ижевской и Удмуртской митрополии.
В 1982 году архимандрит Николай был освобожден от обязанностей начальника миссии и назначен наместником Успенской Почаевской лавры. Так сбылись предсказания почаевского старца. Спустя три года он стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске.
В июле 1987 года назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, управляющим приходами в Канаде. В этом же году возведен в сан архиепископа.
Вспоминая о Русской Зарубежной Церкви, митрополит Николай говорил, что очень переживал, что две ветви одной Церкви не могут воссоединиться. И когда в Канаде его спросили о причинах этого разделения, он ответил: «Нас разделило несчастье». «Какое?» — спросили его. «Не всегда я отвечал на этот вопрос, а вот тут, в Канаде, сказал, что нас разделила революция, и придет время, и Церковь будет единая», — вспоминал он. У владыки всегда были хорошие отношения с теми архипастырями, которые возглавляли Русскую Церковь Заграницей. Он был хорошо знаком с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром. Они познакомились еще в 1972 году на ночной службе в храме Гроба Господня.
В феврале 1991 года владыка был назначен архиепископом Владивостокским и Приморским, а через два года — Ижевским и Удмуртским. 25 февраля 2007 года указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан митрополита, а в 2015-м по состоянию здоровья был почислен на покой.
Те, кто знал владыку, вспоминают, что в богослужении он был очень требователен и строг, поэтому в Удмуртии одни из лучших образов богослужений и песнопений. В личном общении он любил пошутить, был по-отечески приветлив и заботлив. Владыка Николай мог найти подход и тему для разговора с каждым человеком. Практически у всех вызывал чувство трепета. Очень любил маленьких детей. Каждый свой визит на дальние приходы он дарил всем детям по иконке и, благословляя, целовал в макушку.
Однажды в одном из медицинских учреждений открывали молельную комнату. На ее освящение приехал митрополит Николай. После освящения духовенству показали помещение, где хранятся заспиртованные останки, различные органы людей (для изучения студентами). В одной из больших стеклянных колб был помещен неродившийся ребенок — с пуповиной, в той же позе, как и в утробе. Владыка остановился напротив этой колбы с мертвым ребенком и минут пять молча стоял. Очевидно, он молился о его душе.
22 года митрополит Николай возглавлял Ижевскую и Удмуртскую епархию, учреждая новые епархии, создавая новые приходы и открывая новые монастыри. При нем было открыто 110 новых храмов и молитвенных домов, учреждено три монастыря. Его светлый образ навсегда останется в памяти православной паствы.