выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 17 (438) сентябрь 2010 /  20 августа 2010 г.
версия для печати версия для печати

Состоялось наресение архимандрита Пантелеимона (Шатова) во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии

Слово архимандрита Пантелеимона (Шатова) при Наречении   во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии

Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Достойные преемники апостолов Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в этот мир спасти грешников, из которых я первый!

Вы собрались сегодня, чтобы назвать меня своим собратом и сослужителем, чтобы меня возвысить до участия в вашем собрании. Мне стыдно и неловко что-то говорить в вашем кругу, кругу святителей Божиих, богомудрых хранителей веры православной, через которых на земле является воля Божия. Послушание Святейшему Патриарху и Священному Синоду понудило меня прийти в ваше собрание. Отвечая на Ваш призыв, Ваше Святейшество, кающимся грешником пришел я к Вам, и Вы не возгнушались моей нечистотой, но разрешили меня от грехов, облекли в ангельский образ, даровали мне новое драгоценное имя, богомудрым словом наставили на путь монашеского жития и возвели в сан архимандрита. Вот и сегодня Вы, Ваше Святейшество, вновь призвали меня для наречения во епископа Орехово-Зуевского.

Со страхом и трепетом и сознанием своего крайнего недостоинства пришел я сегодня сюда. Когда Вы, Ваше Святейшество, впервые сказали мне о своем намерении призвать меня на новое служение, на все мои недоумения и вопросы Вы ответили кратко: «Доверьтесь Патриарху». Я доверяюсь Вам, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, потому что верю, что через Вас меня призывает Господь.

Почти сорок лет тому назад Бог, в Которого я не верил, но Которого уже вопрошал и Которого призывал в самые трудные моменты жизни, явил мне во сне, но явственней, чем наяву, куда ведет меня моя греховная, исполненная гордости и беззакония жизнь. Я падал в бездну, кромешная тьма окружала и пронизывала меня. С каждым мгновением нарастал ужас, и ничто не могло мне помочь. Видение кончилось, какая-то сила вернула меня в наш обычный мир, который по сравнению с реальностью пережитого казался мне картонной декорацией. Я поверил в Бога и крестился, и вот уже почти сорок лет я погружаюсь в иную бесконечную бездну — бездну Божественной любви. Господь покрывает все мои грехи, Господь самые тяжелые скорби претворяет в радость, Господь в болезни дает утешение большее, чем в здравии. Перед этой бездной Божественной любви все мои грехи оказываются ничтожными и ничего не значащими.

Послушанием Святой Церкви я должен ответить на эту любовь. Я знаю, что Господь призывает меня не к славе и богатству, не к почестям и успокоению, а к самоотвержению и служению людям, нуждающимся в любви и заботе.

Я тоже, как нищий в замечательном и точном образе Симеона Нового Богослова, получил золотую монету, и не одну, а был буквально осыпан золотом. И я тоже хочу бежать к тем моим собратьям, которые не причастны этому духовному богатству, и каждому из них сказать: вот этот Господин одаривает нищих, просите у Него, Он и вам даст так же, как дал мне.
Свою любовь ко мне Господь являл прежде всего в людях, которых посылал мне на моем жизненном пути. Один из них, дивный старец Тихон Пелих, однажды, смеясь, сказал мне, молодому женатому сельскому священнику: «Будете епископом». Первый шаг к архиерейскому служению, монашеский постриг, был совершен Вами, Ваше Святейшество, в день блаженной кончины отца Тихона, 17 июля.

Отец Павел (Троицкий), которого я почитаю как великого святого ХХ века, после смерти моей жены, когда я думал о монашестве, написал мне, что менять в жизни ничего не нужно. Я мысленно прошу благословения у отца Павла на совершающиеся со мною изменения и верю, что они совершаются по воле Божией.
Сегодня я вспоминаю и благодарю всех живых и усопших, согревавших меня любовью, служивших, помогавших мне, вразумлявших, воспитывавших меня. В первую очередь мою маму, не знавшую Христа, но самозабвенно любящую меня, явившую мне своей любовью в детстве образ рая.

Господь сподобил, чтобы мое наречение и рукоположение совершилось на святой земле Соловецкой, земле освященной и обильно политой потом преподобных и кровью новых мучеников. Здесь великие архиереи становились бесправными узниками земного ада, а я, недостойный, буду возведен вами, святители Божии, на высочайшую степень священства, чтобы помогать словесным овцам войти во врата рая. Новые мученики и исповедники Российские, вашим подвигом и вашими молитвами Церковь Русская освободилась от безбожного ига, молитесь обо мне, чтобы я, восприняв благодатный дар архиерейства, отложил самолюбие, сомнение и боязнь и до конца своей жизни безропотно нес иго Христово, хотя бы в малейшей степени подражая всем пострадавшим за православную веру.

Завтра я склоню перед престолом Божиим свою голову, и Вы, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, возложением Святого Евангелия и Вашими святительскими молитвами низведете на меня дар епископской благодати, которая уврачует немощи моей души, восполнит скудость моего ума и сердца для совершения нового служения, к которому призывает меня Святая Церковь.

Я прошу Вас, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, усердно помолиться обо мне, чтобы, переоблачив меня в другие одежды, изменив мое имя, Господь изменил бы и мое сердце и просветил мой ум познанием Святой Троицы. «Дело диакона исправляет тот, кто намащает ум на священные подвиги и отгоняет от него страстные помыслы; дело пресвитера — кто просвещает ум познанием сущего и уничтожает лжеименное знание; дело епископа — кто завершает усовершение ума святым помазанием ведения поклоняемыя Святыя Троицы».

Прошу ваших святых молитв, чтобы и на мне исполнились эти слова прп. Максима Исповедника, чтобы я за множеством дел и попечений никогда не забывал главное дело архиерейского служения — содействовать умножению в этом мире любви и знания Бога, в Троице покланяемого, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

 


 

20 августа 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00