выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
Совещание организовал Синодальный отдел религиозного образования и катехизации
27 января 2013 г. 20:00
версия для печати версия для печати

Без конфессионального представления работают 31 процент православных школ и половина православных детских садов

Эту нерадостную статистику завсектором православного образования Синодального отдела религиозного образования и катехизации священник Алексий Алексеев обнародовал на совещании директоров православных образовательных организаций. Мероприятие под официальным названием “Деятельность православных образовательных организаций на современном этапе” возглавил руководитель профильного отдела Московской (областной) епархии епископ Зарайский Константин, а прошло оно в рамках секции “Православное образование” Рождественских чтений.

По данным отца Алексия, из 172 российских православных учреждений среднего и дополнительного образования с конфессиональным представлением сегодня работает всего 119, а из 40 православных детских садов – лишь 20. “А ведь конфессиональное представление – не только бумага, нужная нам как отделу, - уточнил заведующий сектором. – С минувшего года оно удостоверяет ваш статус еще и перед органами прокуратуры. И уже были случаи (самые громкие в Санкт-Петербурге), когда прокурорские работники, проверяя православные школы и не обнаруживая у них действующих конфессиональных представлений, в соответствии с буквой закона выносили определение о них как об экстремистских учреждениях. Надеюсь, понятно, что такие эксцессы не нужны ни Церкви, ни школам, ни государству. Кроме того, нельзя забывать еще об одном важном преимуществе обладающих конфессиональным представлением школ. Только они по решению священноначалия отныне включаются в общецерковный календарь. А ведь календарь является еще и уникальным информационно-справочным изданием, помогающим ориентироваться родителям и священникам при определении ребенка в ту или иную школу”.

К сожалению, сегодня многими в обществе словосочетание “православная школа” ассоциируется с невысоким уровнем преподавания – в отличие, скажем, от западных католических школ, веками заслуженно предстающих синонимами качественного образования. Переломить эту тенденцию отец Алексий предлагает участием в сопоставимых международных исследованиях качества образования, результаты которых публикуются в открытых Интернет-ресурсах. Однако замеры замерами, но в первую очередь не следует забывать о самой сути обучения и просвещения. Докладчик обратил особое внимание директоров на скорейшую необходимость внедрения и корректного оформления православного компонента образования в их школах. “Мы подробно говорили об этом на прошлогодних Чтениях, - напомнил отец Алексий. – Но с тех пор лишь две школы составили свои планы реализации компонента и прислали нам соответствующие проекты! Остальные, по сути, проигнорировали эту важнейшую задачу. О каком же имидже в глазах образовательного сообщества можно всерьез говорить, если мы не можем разобраться с нашими главными дисциплинами?!”

 

В этом году стартует аттестация церковно-образовательных приютов (их в России насчитывается полсотни). Кроме того, на ближайшие месяцы намечена аттестация преподавателей православных образовательных учреждений. На первом этапе ее будут проводить епархиальные отделы религиозного образования и катехизации. Впрочем, гораздо больший интерес собравшихся вызвало выступление профессора РГСУ Елены Комаровской, посвященное подготовке кадров высшей квалификации. Собственно, иных кадров, по словам Елены Петровны, в негосударственных образовательных учреждениях скоро не останется: по распоряжению федерального российского правительства от 30 декабря прошлого года во всех подобных заведениях право преподавания предполагается предоставлять лишь обладателям ученых степеней (минимум магистерских). Как обойти эту проблему и что с ней делать в принципе, профессор Комаровская детально изложила.

Самое же горячее обсуждение, как и следовало ожидать, вызвало принятие Госдумой во втором чтении нового федерального закона “Об образовании” в контексте меняющихся принципов подушевого финансирования образовательных учреждений. “В результате аппаратных интриг Министерства образования и соответствующего думского комитета положение об абсолютном равенстве негосударственных и государственных школ по всем статьям бюджетных затрат исчезло из проектного документа за неделю до второго чтения, - рассказал директор православной классической гимназии “Радонеж” Михаил Тишков. – В результате нынешний вариант законопроекта – плод очень сложного компромисса, в котором интересы Церкви оказались учтены далеко не в полной мере”.

В нынешнем тексте законопроекта его вступление в силу предполагается с 1 января будущего года. “Церковный Вестник” предполагает в ближайшее время вернуться к теме бюджетного финансирования православных средних учебных заведений.

27 января 2013 г. 20:00
Ключевые слова: законодательство, школа
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи