выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Протоиерей Вадим Суворов: «Задача духовной школы — воспитать будущих пастырей, способных пойти в мир и привести его к Богу»
Духовная семинария — особое образовательное учреждение. Помимо традиционных для высшей школы предметов, воспитанники изучают богословские дисциплины, обогащаются опытом наставников и участвуют в богослужениях. За триста лет, которые минули со времени основания центра богословского образования в Коломне, многое в России поменялось. Изменилась и Коломенская духовная семинария: ее название, местоположение, условия обучения студентов. Как духовной школе спустя три века своего исторического бытия удается оставаться верной традиции, но при этом современным и стремительно развивающимся учебным заведением Русской Православной Церкви, «Журналу Московской Патриархии» рассказал ректор Коломенской духовной семинарии протоиерей Вадим Суворов. PDF-версия.
28 июня 2023 г. 15:00
Общество
фото: dvseminary.ru
12 февраля 2014 г.
версия для печати версия для печати

Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий: самоактуализация - это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком

В Хабаровской духовной семинарии начался второй цикл занятий спецкурса «Практическая пастырская психология», предназначенного для студентов 1–4 курсов Сектора очного отделения. Для чего психология может быть полезна будущим пастырям и какие пастырские задачи помогает решить, рассказал ЦВ ректор семинарии, митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий.

Психология помогает в решении задач, которые ставит перед нами Господь, наша Церковь и священноначалие. Спаситель создал Свою Церковь для людей. Кто-то из нас уже в этом ковчеге спасения, кто-то на пороге, кто-то ищет пути, или не ищет пока. А есть и те, кто воюет против. Так вот, четыре главных направления – образование (в широком смысле), социальное служение, работа с молодежью, миссия – это обращение, прежде всего, к людям нецерковным.

Нам, пастырям, в церкви в каком-то смысле проще: христиане имеют одну цель, стараются жить по христовым заповедям и святоотеческим канонам. Они видят в пастырях служителей Бога и своих духовных наставников, стремятся следовать их советам. Мы говорим на одном языке, мыслим одинаковыми категориями.

Но за церковной оградой картина совсем иная. И, главное, здесь иные люди – светские, от Церкви далекие. Которые зачастую не понимают и не хотят понять слово Божие, адресованное им через Его Церковь и Его пастырей. «В душе Бога имеют», Богом «интересуются», но необходимое посредничество Церкви отвергают. Не станем вдаваться в причины – их много, они разные.

В этих обстоятельствах приходится для всех делаться “всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9,22), с эллинами – эллином, с иудеями – иудеем. А это значит, по апостолу, уметь общаться и на том, и на другом языке. В наших условиях эллины и иудеи – это дети, спортсмены, преподаватели, умирающие больные, заключенные, воины, чиновники, семьи, люди пожилые, люди с нервными и психическими отклонениями. Наркоманы, игроманы, алкоголики. Рокеры, байкеры, экстремалы.

Такое общение предполагает знание людей, особенности их характеров. Можно не знать возрастной психологии, когда общаешься с воцерковленным ребенком: и родители его к беседе подготовят, и сам он бывает готов. Но для бесед с ребенком нецерковным она необходима. Не так важны знания проблем кризисов юности, если занимаешься в православных молодежках, но попытки без этого заинтересовать светскую молодежь заранее обречены на неудачу. У многих наших современников есть психологические особенности, сформированные интернет-пространством; их тоже нужно знать. Нести слово Божие больным, умирающим, зависимым – всем, обладая специфическими психологическими знаниями и навыками, значительно легче. И, как показывает практика, действеннее. При том, конечно, что главными здесь должны быть православная вера и евангельская любовь.

Выпускники наших семинарий могут иметь богословские знания, они воспитаны и нравственны, но ориентированы преимущественно на внутрицерковную среду. Для секулярного общества они непонятны, да и им самим там, что называется, некомфортно. К миссии часто у них нет ни желания, ни вкуса. Много ли ярких, интересных проповедников выступает у нас по центральным телеканалам?  Много ли желающих?

Это первая и, на мой взгляд, главная задача предмета психологии в духовных образовательных учебных заведениях. Практическая психология может оказаться полезной при оценке «профпригодности». Может оказать помощь в диагностике и преодолении проблем невротического и психического характера: не все наши абитуриенты обладают абсолютным психическим здоровьем.

Есть еще одна проблема, не менее важная - самоактуализация. Это ложный и опасный ориентир, который постиндустриальная эпоха ставит перед человеком, а современная психология рекламирует всеми доступными способами. Следуя ему, человек постепенно трансформируется в законченного эгоиста, со всеми последствиями: «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим. 3, 3-5).

Это проблема психологов, в том числе и православных, которые хотят и могут трудится в наших семинариях. Они «заточены» на теорию Маслоу (американский психолог, автор популярной на западе теории потребностей человека). Но священник не самоактуализируется – он стремится к Богу и ведет за собой паству. Он отец, а не лидер; он жертвует собой, а не превозносится; он любит, а не стремится к успеху .

В качестве преподавателей мы приглашаем опытных специалистов из Санкт-Петербургской духовной семинарии. Есть светские психологи. Но в этом случае преподавание ведется в тандеме со священником, а сами они изучают святоотеческую психологию, знакомятся с основами аскетики, постепенно расширяя кругозор и выправляя мировоззрение. Так учимся общаться и наводим мосты. Польза обоюдная.

Cправка
Содержание курса Хабаровской духовной семинарии во втором полугодии 2013–2014 уч. года по Практической пастырской психологии будет включать семинары, практикумы и тренинги:
— лекция «Психологические методы в пастырской деятельности»;
— тренинг «Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта»;
— семинар «Основы психодиагностики основных психических заболеваний»;
— практикум по работе с горем;
— семинар «Практические аспекты духовного руководства людьми с зависимостями и работа с созависимыми членами семьи»;
— семинар «Возрастные этапы и кризисы: что необходимо учитывать в  душепопечении и миссионерской деятельности»;
— практикум «Организация социальных служений и приходской деятельности»;
— тренинг «Психологическая саморегуляция»;
— практикум «Взаимодействие с психически неадекватными людьми»;
— тренинг «Управление конфликтами»;
— тренинг «Самомотивация и преодоление мотивационных кризисов»;
— семинар «Применение полученных навыков в практических служениях» (подготовка к практике).

12 февраля 2014 г.
Ключевые слова: психология, семинария
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00