![]()
ЖМП № 6 июнь 2015 /
8 июня 2015 г. 15:20
Душепопечение сегодня: практические аспекты. ПродолжениеДушевный кризис, связанный с утратой близких, расставанием или тяжелой болезнью, часто ввергает человека в глубокую депрессию. Потеряв жизненные ориентиры, он приходит в храм, чтобы обрести душевное равновесие, поддержку и участие. Но всегда ли страдающий находит там то, что ищет? Как правильно помочь в случаях переживания чувства вины, расставания с близким или когда человек обратился за помощью в состоянии наркотической ломки, говорилось в предыдущем номере журнала. Во второй части статьи (первая часть) автор — руководитель Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на бывшем Семеновском кладбище, член правления ассоциации онкопсихологов России Михаил Хасьминский — на конкретных примерах из личной практики делится опытом психологический помощи тем, кто переживает утрату близких, семейное насилие, и страдающим от суицидальных мыслей. Вот тебе веревка... Одна из серьезных социальных проблем в России — неумение оказывать помощь при суицидальном поведении, в особенности подросткам и пожилым людям. По данным главного государственного санитарного врача РФ академика РАМН Геннадия Онищенко, на один факт самоубийства приходится 10–20 (в зависимости от возрастной группы) попыток, приводящих не только к физической инвалидности, но и к психологической травме как самих суицидентов, так и их близких. Приходится констатировать, что люди, которых мучают подобные мысли, не получают помощи. Не плачь, покойника намочишь Часто работники храма сталкиваются с тем, что не знают, как правильно выразить соболезнование. Они утешают примерно так: «Бог дал, Бог взял», «Ничего страшного, молись, постись, всё будет хорошо», «Бог забирает лучших», «Радуйтесь, что у вас несчастье. Значит, ждет награда на небесах». Но обычно эти слова просто не воспринимаются человеком, который только что потерял близкого. По опыту, такие «утешения» могут надолго отвратить его от Церкви и от Бога. Очень важно понимать, что переживание горя не статично, это процесс, имеющий несколько стадий (подробнее читайте в статье Сергея Шефова на www.memoriam.ru). И на каждой из них человек по-разному воспринимает одни и те же слова, внимание и участие, иначе реагирует на происходящее и переживает трагедию. Учитывая эти особенности, пастырь может значительно эффективнее помочь страждущему. Бог, конечно, постепенно исцелит рану, но пока этого не произошло, горюющим требуется особое понимание. Иногда бывает, в утешение родителям, потерявшим маленького ребенка, говорят: «Он умер маленьким, потому что Бог взял его душу, пока он не потерял ее, не стал насильником, убийцей». При этом ссылаются на слова святых отцов и святителей Церкви. Однако, во-первых, святые отцы и святители приводили в утешение по каждому конкретному случаю разные аргументы (в частности, что ребенок радуется на небесах и молится о своих родителях, что душа его уже созрела для встречи с Богом), а во-вторых, в каждом случае их слова были не универсальны, а обращены к конкретному человеку в определенном состоянии, которое утешающий хорошо чувствовал. Поэтому и слова его доходили до сердца страждующего. Важно учитывать и то, что для воцерковленного человека отцы Церкви являются безусловным авторитетом. А вот для человека, которого в храм впервые привело личное горе, это далеко не всегда так. Поэтому лучше сначала прочувствовать, в каком состоянии находится скорбящий, а потом уже вступать с ним в беседу. А иногда достаточно даже просто взять человека за руку, чтобы горюющий почувствовал сострадание. Это намного больше, чем формально сказанные слова, ведь в таком состоянии человек очень восприимчив к неискренности. Кроме непонимания возможны и крайне вредные (а иногда и откровенно глупые) советы: не плакать, терпеть («Не плачь, покойника намочишь»). Между тем запрет на горевание может приводить к серьезным психическим и психосоматическим заболеваниям, а также к психологическим нарушениям, в том числе с хронической невротизацией. Важно знать, что слезы в острой фазе горевания — самый простой и естественный способ облегчения душевной утраты. Терпи, не жалуйся, молчи В последнее время и в обществе, и в Церкви обсуждается тема насилия в семье. Однако, если одна из сторон обращается за помощью и советом к конкретному священнику, перед ним неизбежно встает вопрос о будущем семьи. Насколько он компетентен принять правильное решение? Тема семейного насилия всегда стоит несколько особняком, потому что речь идет о нескольких людях, связанных семейными узами. Вправе ли мы давать какие-то советы, не разобравшись ответственно и объективно в сути вопроса, не выслушав все стороны конфликта, не проанализировав глубоко все нюансы? Опыт Церкви учит избегать формальных штампов в оценке ситуации. Не исключено, что, если бы священник в ситуации с Ольгой был менее категоричен, такой трагедии удалось бы избежать. В некоторых случаях и женщины способны на психологическое насилие в семье: они могут манипулировать как мужем, так и ребенком, при этом играя комфортную для себя роль жертвы. Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий «Автору часто приходится общаться на сайте с людьми, которым в состоянии душевного кризиса…», - прочел в статье и задал себе вопрос: «А почему автору, почему не священнику? Что здесь от субъективного, а что от объективного?» Для меня он оказался непростым, на поиск ответа потребовалось время. И то, к чему пришел из своего опыта священства, архиерейства, изучения аскетического наследия, занятий психологией постараюсь изложить ниже. Не претендую на истину в последней инстанции, да и вообще на истину: сама Церковь рано или поздно скажет здесь свое окончательное слово. Сейчас лишь надеюсь на продолжение столь важного, начатого Михаилом разговора. Не стану останавливаться на периоде советском, когда верующие люди выживали, а о церковной жизни можно было только мечтать. Таковую Церковь обрела лишь в течение последних двадцати пяти лет, и, кроме того, вернулась к полноценной жизни в секулярном мире. Нет необходимости перечислять все ее достижения: они очевидны. Скажу лишь об одном, на мой взгляд, главном – любой из нас может теперь вновь найти и принять попечение Церкви о своей душе, вступить в ту самую беседу, где батюшка или подготовленный мирянин, поймет наше положение, увидит наше своеобразие. А увидев и поняв, поддержит, окажет необходимую помощь. Миссия, катехизация, деятельность в войсках, сфере образования, больницах и среди молодежи – разные стороны одного и того же душепопечения. И в каждой из этих сторон найдены свои подходы: умеет современный священник построить беседу с военным и тяжело больным, студентом-первокурсником и «проживающим» из дома престарелых. Возьмем Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Его возглавляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Владыка – человек широкой и доброй души, но при этом не созерцательный, а весьма-весьма деятельный. Дар, полученный от Господа, он преумножил на многих послушаниях: руководителя Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, попечителя Больницы святителя Алексия, митрополита Московского..., да все и не перечислишь. А теперь учит тех, кто занимается в церкви благотворительностью, социальным служением. Учит священников и мирян через всероссийские вебинары, на многочисленных конференциях, региональных школах и мастер-классах. Сам и через своих помощников. Другое – деятельность синодального отдела религиозного образования и катехизации. А также Учебного комитета нашей Церкви. Первый возглавляет Меркурий, митрополит Ростовский, второй – архиепископ Верейский Евгений. И там, и там идет разнообразная и целенаправленная подготовка миссионеров для светской системы образования. Тех, кто принимает вступающих в Церковь, готовит их к церковной жизни. А вот теми аспектами практического душепопечения, которые изложены в статье Михаила Хасьминского, кто занимается? Психологи. Они исследуют кризисные ситуации, классифицируют их, ищут и находят пути выхода. Стремительно развивается область практической психологии, которая носит название кризисной. Смерть близких, пережитое насилие, депрессии, расставание или тяжелая болезнь, утрата смысла жизни – ее область применения. В последнее время и душевные раны от войн Психологи предлагают помощь – люди идут к ним. А к священнослужителям? Тоже идут, но всегда ли эту помощь обретают? Не всегда, а бывает, что после такой встречи душевные страдания человека только усугубляются. Нами же. Каковы причины? Формализм? Равнодушие? Чувство превосходства (то бишь, гордыня)? Встречался и с этим, и со многими другими, но главное на мой взгляд, то, что в статье называется некомпетентностью. Не нежелание увидеть, помочь, а неумение. Здесь же и непонимание простого факта: человек не только духовное существо, но и душевное. Если у мирянина, священника, архиерея могут быть проблемы чисто психологические, тем более, таковые есть у людей нецерковных. У последних их даже больше, они глубже. А раз так, то помощь тут окажут средства скорее психологические, чем духовные. Бессмысленно и даже крайне вредно говорить об исповеди тому, кто переживает глубокую депрессию, о мире Христовом очерствевшему сердцем, о радости Божьей зависимому от наркотической эйфории. Все это будет понято превратно, с точностью «до наоборот». В этих случаях прежде всего нужна помощь психологическая. Ее может оказать психолог, еще лучше, если это делает психолог православный, а еще лучше – священник, обладающий необходимыми психологическими знаниями и навыками. Часть нашего духовенства это понимает, но немало таких, кто отрицает любую возможность любого применения психологических методов в душепопечении. «Какое отношение к духовной жизни имеет отношение психолог? Очевидно, никакого. Ведь наука – это одно, а духовность – совершенно другое; то – земное, а это – небесное. Путь ко спасению лежит через исполнение заповедей Божиих и наставлений святых отцов, а не через психоторенинги», - такова или примерно такова аргументация против. Все предельно ясно – исполняй и спасайся. Но действительно ли все так предельно и так очевидно? Позволю сделать небольшой историко-психологический экскурс. Предмет христианского нравоучения, - пишет святитель, - составляет то, что Бог сделал для спасения человека и «что должен делать сам человек, чтобы улучить спасение». И далее утверждает: «Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служить христианская Психология. За неимением ее приходилось довольствоваться своими о душевных явлениях понятиями, при указаниях отцов подвижников». Все православные семинарии России имеют в своей программе курс светской психологии, правда, очень незначительного объема – 32 часа, хотя польза от него очевидна. В Хабаровской семинарии времени этому уделяется больше; есть и свои особенности – наш курс сугубо пастырский, т.е. содержит лишь то, что имеет самое непосредственное отношение к пастырству. Кроме того, он полностью практико-ориентирован: лекций нет, форма занятий – диалог и тренинги; полученные знания и навыки тотчас реализуются в практике. Обсуждаются и рассматриваются проблемы: Православный психолог-практик провел с ними ряд занятий. В результате участникам стало ясно, что в некоторых ситуациях (и в каких конкретно) нужно привлекать православных психологов. Они решили наладить контакты со специалистами, чтобы направлять к ним «профильных» пациентов из числа прихожан. Были случаи, когда обнаруживались психологические проблемы и у самих пастырей. Поскольку встречи подобного рода проводились впервые, носили скорее «информационно-ознакомительный» характер, многие просили проработать некоторые темы подробнее, высказались за дальнейшее психологическое обучение. Епископ Орехово-Зуевский, Пантелеимон, Есть такая заповедь врача: не навреди. Сегодня она очень важна не только для медиков, но и для людей, которые работают в православных храмах. К сожалению, бывают случаи, когда мы своим поведением встаем между человеком и Богом. Чуткость и чувство такта нужны не только священникам, но и тем, кто стоит за свечным ящиком. Работающие в храме люди воспринимаются пришедшими как авторитет, к их словам относятся с особым вниманием. К сожалению, далеко не все научились любить. Мы много говорим нашим прихожанам о молитве, посте, чтении Священного Писания, но мало внимания обращаем на необходимость сострадать, сочувствовать и не вредить другим людям своими неуместными советами. Зачастую человек, который давно ходит в храм, считает себя вправе резко и грубо вмешиваться в чужую жизнь. Он думает, что всё знает, понимает и может помочь тем, кто далек от Церкви, но очень часто получается наоборот. Мне рассказывали об одном случае, произошедшем в монастыре. Монахиня выгнала из храма накрашенную женщину, которая пришла в брюках. Ночью ей явилась Божия Матерь и сказала, что восемь лет эту женщину вела в Церковь. Конечно, в Церкви, есть свой стиль поведения, свой словарь, своя культура. Но люди нецерковные, воспитанные иначе, не могут всё это сразу воспринять. Нужно быть очень осторожным и заботиться не только о внешнем. Один монах много учил и проповедовал, но не мог никого обратить к вере. Когда он вернулся в монастырь и рассказал о неудаче, кто-то из монахов ответил: «Это же младенцы, им нужно давать не твердую пищу, а молоко». Так и человек, когда впервые приходит в храм, не может воспринять «твердую пищу». Практика духовничества, то есть духовного окормления и попечения о душе человека, и первые письменные источники, отражающие эту практику, в христианстве появляются достаточно рано. Эта традиция не потеряет своей необходимости, покуда человек будет оказываться в самых сложных жизненных обстоятельствах. Примеры такого бездушия или невнимания, думается, у всех стоят перед глазами. Беда начинается уже на пороге храма, где иные бдительные не по разуму церковные старушки, несущие послушание уборщиц или сами себя возомнившие «стражами рая», куда не войдет ни один грешник, грубым словом, а то и действием порой навсегда могут убить в человеке желание войти в Церковь. За последние годы благодаря просветительской работе на приходах это печальное явление стало заметно исчезать, но самый дух некоторого превозношения церковных «старожилов» и невежественное представление о храме не как о лечебнице для немощных, а как о некоем элитарном клубе для посвященных, увы, трудноистребим и всё еще приносит свои отравленные плоды. На моей личной памяти тоже есть печальные примеры бесчувствия, равнодушия и полуязыческого суеверия. Человек пришел в храм с горем, а его гонят уже с порога, потому что он оказался одет «не по форме». Другой хотел бы услышать от священника важнейший для всей его жизни совет, но священник, уже утомившийся от таких просителей, подобно евангельскому законнику и фарисею, велит приходить в «положенный для бесед день и час». А беднягу, по неведению нечаянно ступившего на солею или даже на постеленный ковер, могут ждать не только грубые окрики, но и толчки и тычки. Мы, христиане, ученики Бога Слова, Его словесные овцы. И следовательно, наше слово свидетельства об Истине должно корениться именно в Истине. Не скажу, что сталкивался с ложной трактовкой Священного Писания или святоотеческой мудрости применительно к нашей теме разговора. Скорее можно наблюдать другое — забвение евангельских истин и подмену понятий о Церкви как о доме Божием представлением о ней как о вместилище каких-то полумагических обрядовых действий, способных влиять на человека без душевной работы с его стороны. «Вычитать» правило или дюжину «сильных» акафистов, выполнить должное число поклонов, нужным образом одеться, подать записки строго в семи монастырях или двенадцати храмах и т.д. Откуда берутся это начетничество и эти суеверия? От отсутствия живой любви и замещения животворящего духа мертвой буквой. Где уж тут войти и вникнуть в боль и скорбь другого человека! Замечательный и своевременный материал, предлагаемый М.И. Хасьминским, содержит в себе целый ряд очень ценных наблюдений, вызванных самой жизнью и сделанных в живой церковной среде. Мы, христиане, сегодня особенно болезненно реагируем на любую критику в наш адрес со стороны мира, лежащего вне Церкви, подчас и враждующего против нее. Но критика эта зачастую справедлива, а значит, должна рождать в нас не желание оправдаться или ответить в том же ключе, а исправиться. Вопросы душепопечительства, остро поднимаемые автором, сегодня, как уже было сказано, особенно востребованны и важны, потому что нет ничего важнее спасения человека во Христе в живом и благодатном теле Его Церкви. Статья М.И. Хасьминского, на мой взгляд, очень актуальна и полезна, потому что поднимает важную тему взаимоотношений людей, для кого храм — родной дом, и тех, кто только переступает порог Церкви. Причем эти люди входят в храм ни в радости обретения Бога, ни в напряженном поиске веры, а в тяжелом душевном состоянии, оказавшись совершенно беззащитными перед своей бедой. И те ошибки в отношении к ним, о которых пишет автор, встречаются довольно часто. Думаю, что система подготовки духовенства должна включать в себя и начальный курс психиатрии, чтобы священник мог отличить признаки душевного кризиса или одержимости от психического расстройства (а иногда встречается вместе и то, и другое). Одно дело, если человеку нужна просто моральная поддержка, душевное участие, и совсем другое, если ему нужен психиатр. Если во втором случае священник не сможет верно сориентироваться, он будет попусту тратить время, а потом вместо лечения отправит человека на отчитку. Есть и другая сторона проблемы. К сожалению, сегодня очень распространены разные психические патологии. Быстро получить помощь можно за очень большие деньги. В противном случае приходится месяцами ждать помощи в соответствущем стационаре, так как врачи очень сильно перегружены. Очень важно, что в своей статье М.И. Хасьминский никому не навязывает своего мнения: он объясняет свою позицию, высказывается как эксперт по волнующей его проблеме.
8 июня 2015 г. 15:20
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Светлана Кекова: «Человек, творящий словом» В этом году одним из лауреатов Патриаршей литературной премии стала поэт Светлана Кекова. В ее творчестве ключевое место занимает православная тема. Ее стихи передают пасхальный взгляд на мир и чувство благодарности Творцу. В интервью «Журналу Московской Патриархии» Светлана Кекова поделилась своими мыслями о современной русской литературе. PDF-версия.
29 ноября 2023 г. 15:00
Помочь молодому человеку найти свой путь Сегодня существует серьезная угроза институту семьи. Снижение уровня культуры и насаждение чуждых нашему обществу идеалов ставят под вопрос необходимость следования христианским ценностям и соблюдение многовековых нравственных норм, на которых держится наше общество и от которых зависит бытие мира в целом. Особенно сильное разрушительное воздействие эти факторы вкупе с отрицательными сторонами технического прогресса оказывают на молодое поколение, на тех, чья личность только формируется. Как противостоять этому? Как найти общий язык с молодым поколением? Как воспитать детей в традициях православной культуры? Что может объединить нас всех? Конечно, наша православная вера и Господь. О первом опыте, о том, как священнослужители начали диалог со старшеклассниками и о чем они говорят, рассказал иерей Николай Богатов, клирик Преображенского собора города Люберцы Московской области. PDF-версия.
27 ноября 2023 г. 15:00
Митрополит Даниил (Нусиро) 05.09.1938–10.08.2023 10 августа 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви Митрополит Токийский и всей Японии Даниил (Нусиро).
24 ноября 2023 г. 14:00
Глава Издательства Московской Патриархии поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала Сегодня, 24 ноября 2024 года, Главный редактор Издательства Московской Патриархии и «Журнала Московской Патриархии» епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай поздравил коллектив редакции «Журнала Московской Патриархии» с 80-летием возобновления выпуска журнала, которое отмечается в этом году.
24 ноября 2023 г. 12:00
Спасительное благовестие новомученика В Издательстве Московской Патриархии есть уникальный проект — книжная серия «Церковность», где печатается духовное наследие новомучеников: их богословские труды, проповеди, статьи, касающиеся различных сторон церковной жизни, письма, дневники, стихотворения — все, что связано с жизнью и церковным служением того или иного новомученика, о ком удается собрать разрозненные по архивам и частным собраниям уцелевшие сведения. В серии уже вышло двадцать три книги, четыре из которых содержат духовное наследие священномученика протоиерея Иоанна Восторгова. Еще при жизни этого пастыря — видного церковного писателя, проповедника, миссионера — увидело свет его пятитомное собрание сочинений. Недавно удалось обнаружить большой корпус неизвестных материалов протоиерея Иоанна, которые легли в основу современного издания. В одном из томов — «Взыщите Господа!» — собраны cлова и речи священномученика, обращенные к юной пастве. О том, как возникла эта книжная серия и каких авторов она представляет, рассказывает главный редактор «Церковности» протоиерей Максим Максимов. PDF-версия.
22 ноября 2023 г. 15:00
|