iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пасха в Камбодже
«Христос воскресе!» — это радостное пасхальное приветствие звучит сегодня на всех континентах, в том числе и в странах Юго-Восточной Азии. Первые русские приходы в этом регионе — на Филиппинах и в Голландской Ост-­Индии (ныне Индонезия) — возникли вскоре после революции 1917 года в результате небывалого прежде рассеяния паствы Русской Православной Церкви по всему миру. В 1946 году был образован Восточноазиатский Экзархат Московского Патриархата. Экзархом был назначен архиепископ Нестор (Анисимов), много сделавший для Церкви в Восточной Азии. Но через десять лет экзархат был упразднен. Следующим толчком к распространению русских приходов в Юго-Восточной Азии стал распад Советского Союза, появление новой волны эмигрантов и туристов из стран бывшего СССР, а также рост интереса к Православию среди коренного населения. В наши дни, в декабре 2018 года, был учрежден Патриарший Экзархат в Юго-Восточной Азии, который возглавил митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий. На сегодняшний день в Экзархат входит 13 стран, в том числе и Королевство Камбоджа. Как развивается православная миссия и как празднуется Пасха в стране кхмеров, рассказал «Журналу Московской Патриархии» исполняющий обязанности благочинного церквей Камбоджийского округа Таиландской епархии иеромонах Паисий (Ипате). PDF-версия.
8 июня 2021 г. 18:00
Аналитика
Здание храма представляет собой быстровозводимое легкое сооружение на свайном фундаменте из металлического каркаса и сэндвич-панелей.
ЖМП № 10 октябрь 2020 /  11 января 2018 г. 14:40
версия для печати версия для печати

Храм под ключ за три миллиона

МЕЖЪЕПАРХИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ВОЗВЕДЕНИИ МАЛЫХ ЦЕРКВЕЙ В БЮДЖЕТНОМ ИСПОЛНЕНИИ НАБИРАЕТ ОБОРОТЫ 

Провинциальная деревня или небольшое село. Вокруг инициативной группы сплачивается община, которая со временем регистрируется в качестве прихода. Правящий архиерей назначает настоятеля, и даже местная власть не прочь выделить землю под возведение храма из муниципального фонда. И вот тут возникает проблема: где взять источник финансирования, если богатого спонсора нет? PDF-версия.

В подобной непростой ситуации общины действуют по-разному. Бесплатно берут чертежи повторного применения из столичной Программы строительства православных храмов и тем самым экономят хотя бы на проектной документации (правда, самая скромная новостройка там рассчитана на три сотни прихожан, так что ее приходится адаптировать и уменьшать — и все равно строительство растягивается на долгие годы). Заказывают проект храма-«малютки» под конкретный земельный участок профессиональному зодчему, а строят потом не под ключ, а хозспособом (и процесс тоже затягивается). Методично обходят все районные предприятия и организации с надеждой собрать средства хотя бы на нулевой цикл, а стройплощадка тем временем наглухо зарастает бурьяном...

В Мелекесской епархии (Симбирская митрополия) несколько лет назад с подобной проблемой столкнулись сразу по нескольким адресам. «Поскольку встала задача параллельно строить несколько храмов, мы решили разработать типовой проект в бюджетном исполнении, — вспоминает клирик епархии иеромонах Максим (Однорал). — Связались с московскими архитекторами, поставили задачу. Когда они закончили работу, мы сразу же увидели: результат более чем востребован. Так само собой это начинание сформировалось в программу по развитию приходской жизни “Сельский храм” — поначалу епархиальную».

Вскоре проектом заинтересовались остальные епархии Симбирской митрополии, а затем и другие регионы. Сейчас в Тверской, Ростовской, Биробиджанской и Барышской епархиях построено по две церкви, в Алтайской митрополии общестроительные работы завершены на полутора десятках объектов. Еще один проект реализован в селе Дьяконово Тульской области. Огромную популярность «Сельский храм» снискал в Украинской Православной Церкви: в Крыму возведено свыше двух десятков храмов, есть заявки от приходов на территории Украины. Причем текущую статистику тут проследить довольно трудно: минувшим летом, несмотря на известные затруднения из-за санитарных ограничений, работы удалось начать еще на 15–20 приходах.

Главный «плюс» разработки — в ее невероятной простоте. Фактически это стартовая точка для начала евхаристической жизни на молодом приходе, для еженедельного совершения Божест­венной литургии. Само здание представляет собой быстровозводимое легкое сооружение на свайном фундаменте из металлического каркаса и сэндвич-панелей. «Эти комплектующие подбираются исходя из климатических условий. Сваи должны забиваться ниже глубины промерзания, чтобы здание не повело. Сэндвич-панелей в южных регионах достаточно самых тонких, в то время как на Алтае брали толстые, утепленные», — объясняет иеромонах Максим (Однорал). Эта конструкция служит основой для декора, отделки и элементов убранства.

В селах Филипповка и Средняя Якушка Мелекесской епархии дореволюционные храмы уничтожила богоборческая власть. В Филипповке в 1961 году из разобранной на кирпичи церкви сложили клуб, в Средней Якушке в 1952 году стройматериалы, оставшиеся от разрушенного храма, пустили на склад. Невероятным образом от старой колокольни уцелел кованый крест, который прихожане во главе с настоятелем протоиереем Алексием Исаевым отремонтировали и установили за алтарной апсидой в качестве поклонного.

Летом 2019 года в этих селах были возведены новостройки. Они похожи как две капли воды. И тут, и там наружные стены отделаны «под доску», кровля покрыта металлочерепицей, а одинаковые купола блестят новенькими ячейками нитрида титана. И все же внимательный наблюдатель заметит различия. Так, например, в храме во имя святого преподобного Алексия, человека Божия, в Средней Якушке кирпичный цоколь уложен на ленточный фундамент и окружен отмосткой. Интерьеры отделаны зашпатлеванным и окрашенным гипсокартоном.

В Филипповке был возведен храм в честь бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. В сентябре его освятил епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор. «Зиму здание пережило без нареканий, но при косых дождях влага от осадков в угловых швах ­приводила к протечкам. Дополнительно обработали герметиком проблемные места», — рассказывает настоятель храма протоиерей Андрей Спиридонов.

В штатном инженерном исполнении здание комплектуется шестью электрическими радиаторами. «Если все включить в сеть, через два часа в храме уже комфортно даже в сильные морозы, а вообще здание прогревается примерно за полчаса», — отмечает отец Андрей. Староста прихода в Средней Якушке Анатолий Родионов опробовал немного иную схему прогрева: вечером накануне Литургии включает пару радиаторов — и утром внутри уже тепло. Что при первом, что при втором варианте затраты на электроэнергию примерно одинаковы и составляют около 700 руб. в месяц в отопительный сезон. Остальное зависит от фантазии заказчика: можно отделать здание снаружи и внутри практически любым материалом (например, клееным брусом), пристроить обширный притвор, отапливать храм газом (если населенный пункт газифицирован).

Рассчитать общестроительную смету на завершенных объектах не так-то просто. Поскольку приходы самостоятельно подбирали подрядчиков, имея возможность финансировать стройку поэтапно, разница в бюджете даже для территорий одинаковой климатической зоны может достигать нескольких сотен тысяч рублей. Кроме того, некоторые принципиальные стадии финансировали меценаты, а протоиерею Алексию Исаеву, как и многим другим, со строительством и убранством помог благотворительный интернет-проект для малообеспеченных храмов «Помоги-приходу.ру».

Однако теперь общинам в регионах, которые только планируют присоединиться к программе, нет необходимости обзванивать коллег и оценивать косвенные затраты. С этого года фактически общецерковным оператором «Сельского храма» стало Художественно-производственное предприятие Русской Православной Церкви «Софрино». Авторы проекта передали туда всю документацию, и теперь именно «Софрино» выступает в качестве куратора и организатора работ на новых площадках.

«Это очень интересное начинание. Прежде всего, это полностью отечественная разработка, включая инновационную систему отопления, — говорит заместитель заведующего отделом продаж ХПП «Софрино» Александр Туленцев. — Сегодня мы готовы предложить три варианта сооружений: приходской дом, небольшой храм и храм чуть просторнее — с трапезной частью. Ценник на них жестко фиксирован и на настоящий момент составляет 2,3, 2,6 и 4 млн руб. соответственно. Помимо описанной выше полной комплектации строения, в эту цену входят полы типа “настил + доска”, электрическая разводка до лампочек и выключателей и установка четырех-пяти электрических отопительных радиаторов двухкиловаттной мощности каждый. Мы также можем поставить сертифицированные радиаторы меньшей совокупной потребля­емой мощности (дополнительные затраты порядка 150–200 тыс. руб.), которые на выходе дадут сходный тепловой эффект. Это позволит приходу сэкономить на расходах по электричеству. Вообще мы как общецерковное предприятие заинтересованы в таком развитии производства, которое не сопряжено с большими расходами конечного заказчика. Ведь священник, как мы все прекрасно понимаем, должен заниматься своим прямым делом — совершать богослужения и окормлять приход, а не бегать по подрядчикам за песком, цементом и щебенкой. Кроме того, по сданным в эксплуатацию строениям “Софрино” будет контролировать и выполнение гарантийных обязательств: мы никуда не растворимся, не исчезнем. Наоборот, мы как специализирующееся на производстве церковной утвари предприятие заинтересованы в дальнейшей работе с приходом и поможем укомплектовать храм убранством по выгодным для заказчика расценкам».

Естественно, строителей в собственный штат предприятие набирать не планирует: не очень правильно держать «летучую бригаду» в федеральном центре, ожидая, пока в разных концах страны заказчики заинтересуются проектом. Надежных фирм-субпорядчиков тут будут подбирать под конкретные адреса застройки и в процессе работ перманентно поддерживать технадзор. Что же касается сроков, при идеальной подготовке стройплощадки храм вполне реально собрать даже за месяц.

 

ЭТУ ПРОГРАММУ ВЫЗВАЛО К ЖИЗНИ САМО ВРЕМЯ

 Диодор, епископ Мелекесский и Чердаклинский 

Приступая к этой программе в нашем регионе, мы руководствовались напоминанием Святейшего Патриарха Кирилла о том, что наши предки, осваивая какое-то новое место, прежде всего ставили там храм. Поэтому церкви Божии и оказывались со временем в центре поселений. Села сейчас вымирают. И если в малонаселенной местности есть верующие, им тем более нужна церковная жизнь — малый храм или в крайнем случае молитвенное помещение. Это или остановит вымирание населенного пункта, или будет способствовать его возрождению.

Я родом из Ульяновской области. Вырос в селе, так что все эти проблемы мне знакомы не понаслышке. Поэтому, когда совпали интересы общин, епархии и строителей, способных реализовать проект недорогого храма, я сразу же поддержал и благословил это начинание.

«Первенцем» программы «Сельский храм», ее своеобразным пилотным проектом стала часовня на городском кладбище Димитровграда. Убедившись, что это вполне реальная история, мы благословили общины, которые чувствовали в себе силы для подобного строительства, пользоваться проектными документами. Теперь три храма уже освящены, на нескольких завершены общестроительные работы. Честно говоря, степень заинтересованности и скорость, с которой программа распространяется на другие епархии, для меня самого стали неожиданными. Видимо, это начинание оказалось действительно своевременным и востребованным.


11 января 2018 г. 14:40
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи