![]()
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Пастыри с открытым сердцем На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-версия.
21 сентября 2022 г. 13:00
Наследники древней Алании Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
Найти дорогу к вере Православное просвещение и образовательная деятельность на приходах традиционно рассматривается как работа на перспективу, дающая эффект не сегодня-завтра, а лишь спустя годы. Но мир стремительно меняется, и сегодняшний запрос самих участников этих программ не всегда вписывается в устоявшиеся рамки. Побывав в течение дня в трех точках Нижегородской епархии, обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился, что здесь научились добиваться впечатляющего социально-педагогического результата в кратчайшие сроки, не жертвуя при этом качеством работы. PDF-версия.
12 августа 2022 г. 17:00
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Призывает к служению Сам Господь. Наша задача — не погасить в молодежи это горение» Беседа с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием в год 350-летнего юбилея возглавляемой им епархии и 10-летия возрождения Нижегородской митрополии вышла долгой и насыщенной. Высокопреосвященный Георгий охотно поделился неоценимым опытом, полученным им на посту эконома Троице-Сергиевой лавры, высказал ряд соображений о необходимости системного подхода в управлении современными церковными процессами, а также выразил свое мнение относительно затрат на создание в епархии образовательной сети и медиахолдинга. PDF-версия.
10 августа 2022 г. 17:00
Крест на плацу Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Обнять и вместе помолиться Идущие в бой офицеры и солдаты должны быть готовы встретить смерть лицом к лицу. Но любой вооруженный конфликт бьет и по мирному населению. Еще за несколько дней до начала активных боевых действий, с учетом активизировавшихся вооруженных столкновений, на территории Донбасса началась организованная эвакуация мирных жителей, поэтому близлежащие епархии на территории России смогли подготовиться к приему беженцев. Сейчас, когда людской поток многократно возрос, на церковные социальные структуры этих регионов ложится значительная дополнительная нагрузка. Как они справляются с работой в близких к чрезвычайным условиях, своими глазами увидел обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
6 мая 2022 г. 17:00
Грани возможностей Сегодня социальная и молодежная работа в епархии стала нормой. Однако везде есть своя специфика, свои подходы, свой опыт и направления деятельности. И конечно, в этом плане мегаполис не сравнить с малыми городами на территории отдельно взятой епархии. Разные ресурсы, разный личностный фактор, разные возможности. Но и в глубинке живут люди, для которых естественны милосердие, забота о ближнем и внимание к подрастающему поколению. И Выксунская епархия — одна из таких. PDF-версия.
11 марта 2022 г. 12:00
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2012 /
За оградой храмаО практике создания приходской общины Дружная приходская община — всё еще редкость, хотя устроение ее является одной из важных забот для рачительного настоятеля. Некоторыми практическими размышлениями на этот счет с читателями "Журнала Московской Патриархии" поделились представители Пятигорской и Черкесской епархии. Пятигорская и Черкесская епархия объединяет почти половину жителей своего региона (Кавказские Минеральные Воды, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики). Епархия — это сто двадцать приходов (сорок из них — дотационные) и шестьдесят общин. С одной стороны, формирование общин здесь идет достаточно сложно: у людей нет навыка к восприятию друг друга не как соседей, а как членов семьи. С другой стороны, общины создаются без административного нажима, людям предлагают, объясняют и находят отклик. Конечно, увеличивается нагрузка у священников, потому что каждую вновь образованную общину нужно курировать, бывать там хотя бы один-два раза в месяц, оставаться на связи по телефону или электронной почте. Но все понимают, что по-другому не получится. "Мы не изобретаем ничего нового, — говорит в одном из своих выступлений епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, — просто привлекаем внимание людей к вещам естественным настолько, что начинает казаться, что они как-то сами сделаются, по умолчанию. Не принято напоминать человеку о том, что ему нужно дышать, чтобы жить. Вот и община верующих кажется такой же естественной вещью. Но опыт показывает, что человек может искренне молиться и поститься, участвовать в таинствах и одновременно быть совершенно обособленной единицей. Более того, не видеть в этой обособленности никакой проблемы. А значит, проблема есть. И мы пробуем ее решить". Участие в общественном богослужении, участие в таинствах Церкви — это сердцевина духовной жизни. "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них..." (Мф. 18, 20–21) Это основание, на котором мы призваны выстраивать свою духовную жизнь. Не может же быть так, что наша принадлежность к Церкви ограничивается только искренней молитвой в храме, регулярным и осознанным обращением к таинствам, а за оградой церковной мы теряем эту соборность. Но на деле мы часто остаемся христианами глубоко внутри, а внешнему миру демонстрируем совсем другие идентичности: этнические, политические, корпоративные. И Кавказский регион здесь находится в особом положении. Например, мы называем православный женский журнал "Славянка", как будто слова "христианка" и "славянка" — это синонимы. Православным гречанкам, осетинкам, кабардинкам и далее по списку как-то нужно объяснить этот парадокс. Например, на Северном Кавказе есть населенные пункты, где житель Средней полосы России может вдруг почувствовать себя чужим: у людей другая внешность, другой говор, и тут же купола и кресты православного храма — человек попал в греческое или осетинское село. Что для него станет определяющим: православное единство во Христе или этнические стереотипы — это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Местные неоязычники, например, активно позиционируют себя защитниками славянской культуры. Некоторые представители казачества могут распространять идею о том, что казаки — это особая национальность. Подход к христианству как к частному, "интимному" делу — во многом продолжение советской парадигмы. Даже в семидесятые-восьмидесятые годы советская власть, хотя и терпела Церковь, продолжала бдительно следить за любыми проявлениями внебогослужебной активности и пресекала их с разной степенью жесткости: от профилактических бесед до тюремного заключения. Среди таких проявлений активности можно вспомнить собрания на кухнях, разговоры о вере в университетских аудиториях, самиздат. Главное содержание церковной жизни в таких условиях — это молитва, келейная и храмовая, реже — чтение Священного Писания (реже хотя бы потому, что найти Библию было не так просто). Сейчас, двадцать-тридцать лет спустя условия нашей жизни совершенно изменились. Попробуем привести несколько живых примеров из приходской жизни и проанализировать их. Обсуждаем эти мысли с настоятелем архиерейского подворья Спасского собора в Пятигорске протоиереем Димитрием Россоханем, и он во многом соглашается со своим собратом, хотя и видит ситуацию более оптимистично: "Спасский собор — это второй храм, где я стал настоятелем. До этого и несколько лет назад служил в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в станице Суворовской, а до этого более десяти лет был штатным клириком в большом городском соборе. Настоятельство в станичном храме стало совершенно новым опытом, поэтому я спрашивал совета у многих старших собратьев. Один из советов я особо запомнил. Прежде всего ты должен понять, чем и как живут люди в станице, какие у них проблемы, какой строй жизни. Исходить ты должен из этого, а не из своих представлений, как должно быть. Понять всю глубину этого совета я смог очень быстро. Например, по городской привычке я считал, что наибольшее количество верующих придет на ночную рождественскую службу, а на позднюю Литургию утром — несколько человек. И вот полночь с шестого на седьмое января — и в храме всего несколько человек. Первая мысль: чем же здесь занимались мои предшественники, если в станице с пятнадцатитысячным населением, более чем на девяносто процентов православным, в храм на Рождество Христово приходит меньше пятидесяти человек. Проходит несколько часов, приходит время праздничного молебна, и храм оказывается переполненным людьми, пришедшими на Литургию. Множество детей: люди пришли семьями, полным составом, от прадедушек до правнуков. А объяснение простое — станица весьма протяженная, маршрутки ночью не ездят, на такси туда и обратно, да еще по двойному тарифу (ночь и погода), деньги есть не у всех. Можно счесть эту деталь мелкой и не заслуживающей внимания. Но именно из таких деталей и складывается приходская жизнь, которая протекает не в безвоздушном пространстве, а здесь и сейчас". "Община — это корни. А храм — это уже ствол дерева. Мы ценим дерево за его плоды, но без корней не будет ни дерева, ни его плодов, — говорит епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. — Слава Богу, только в течение этого года на территории нашей епархии были созданы десятки новых общин! И я надеюсь, что это те самые корни, которые со временем принесут плоды". Епископ рассказывает о конкретном случае. В кафедральном городе Пятигорске есть микрорайон "Белая Ромашка", сложившийся в шестидесятые — девяностые годы. Микрорайон строился по генеральному плану, в котором не было места для церкви. И сегодня, когда одно за другим в епархиальное управление приходят письма с просьбой построить храм, приходится просить людей подождать. Дело не в отсутствии средств, а в том, что отсутствуют простые решения по выделению земельного участка. "Но ведь объединиться православные верующие района могут уже сейчас, — отмечает архиерей. — Можно это делать с образованием юридического лица, можно создать религиозную группу без регистрации. Помещение в безвозмездное пользование можно попросить у муниципалитета. В этом помещении собираться для общей молитвы, для обсуждения общих нужд и проблем. Здесь же можно создать прообраз приходской воскресной школы, организовать кружки и другие формы дополнительного образования для подростков и молодежи. Духовное окормление получать у священнослужителей ближайших храмов. И параллельно вести подготовку к строительству храма, который, конечно, тоже нужен". На это трудно что-либо возразить. Действительно, для любого созидания нужен фундамент, а фундамент прихода — это община. Но "Белая Ромашка" — это микрорайон в большом городе. Здесь количество приходов на душу населения одно из самых высоких в епархии, и до храма в другом микрорайоне путь и хоть и неблизкий, но всё же туда можно как-то добраться городским транспортом. А как быть православным людям, живущим в небольших поселках, где не только строительство храма, но и постоянное присутствие священника пока проблематично? В Пятигорской и Черкесской епархии считают, что выход здесь только один — формирование общин. И опять приводят конкретный пример: поселок Уруп Урупского района КЧР — один из самых отдаленных населенных пунктов в Карачаево-Черкесии. Жители поселка не всегда имеют возможность приехать на богослужение в Кирилло-Мефодиевский храм ближайшей станицы Преградной. Не всегда и настоятель этого храма иерей Алексий Соловьев может приехать в поселок. Лидер новой общины определился быстро: им стал атаман казачьего общества поселка Владимир Нещидимов. Этот выбор утвердил правящий архиерей. Владимир участвует в возрождении казачества с девяностых годов. В 2009-м избран атаманом казачьего общества поселка в чине младшего вахмистра. Он женат, имеет двоих детей. Заботясь в том числе и об их достойном воспитании, атаман согласился взять на себя не самое легкое послушание по образованию и развитию православной общины в своем поселке. У Владимира Нещидимова замечательная профессия: он работает горноспасателем, помогая сохранять жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации. Теперь атаман будет помогать и их душам, чтобы люди привыкали к общей молитве, к общим делам, к взаимовыручке и поддержке. Другой пример — хутор Крупско-Ульяновский в Кировском районе Ставропольского края. Здесь живет немногим более пятидесяти семей. Хутор административно относится к станице Старопавловской и окормляется причтом Никольского храма станицы, и всё же жители поселка чувствуют свою обособленность. Общинная жизнь, где развита взаимопомощь, кажется естественной и необходимой для сельских жителей. Местная православная община, которая здесь формируется, пробует стать центром жизни хутора. В поселке Чкалова рядом с городом Ессентуки живет триста человек. Православные люди очень хотели построить храм и за несколько лет построили, пусть небольшой, но красивый. Место, где можно молиться. И вдруг оказалось, что даже при самом горячем желании собираться вместе ради молитвы нужны определенные условия, необходимо прилагать организаторские усилия. Два года, прошедшие после окончания строительства храма в поселке и до создания Пятигорской и Черкесской епархии, были сложным временем. Хорошо, что сейчас появилась возможность направить сюда священника для регулярных богослужений, прихожане вместе с ним могут обсуждать и повседневные вопросы социального служения, а также общественные вопросы поселковой жизни. Евгений Зайцев
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Миссия — проповедь словом и делом Летом 2022 года Якутская епархия осуществила многопрофильный проект «Арктический десант». Впервые в новейшей истории России православные миссионеры посетили оленеводческий стан, находящийся в северном районе Якутии. Уникальность этого благотворительного проекта еще и в том, что он объединил победителей Международного грантового конкурса «Православная инициатива». В состав десанта помимо представителей Церкви вошли врачи, педагоги и социальные работники, а его программа охватила пять районов Республики Саха, три из которых расположены в Заполярье. Об особенностях православной миссии среди северных народов, о том, что сегодня определяет ее успех и каких результатов удалось достигнуть, участники проекта рассказали «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
16 марта 2023 г. 14:00
|