![]()
По молитвам святого апостола Варфоломея 28 декабря 1998 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Алексия II было принято решение о возрождении Бакинской епархии. Тогда же в пределах Азербайджанской Республики, Республики Дагестан и Чеченской Республики была образована Бакинская и Прикаспийская епархия. Правящим архиереем этой епархии было определено стать настоятелю кафедрального собора Рождества Богородицы в Баку, благочинному православных церквей Азербайджана архимандриту Александру (Ищеину). 14 января 1999 года в московском Богоявленском соборе в Елохово состоялась его епископская хиротония. Сегодня, 20 лет спустя, архиепископ Александр вспоминает, что было сделано за это время, и рассказывает, чем отличается служение в Азербайджане.PDF-версия
15 января 2019 г. 16:01
Монастырь и музей под одной крышей Михаило-Архангельский монастырь в городе -Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей. Такое соседство не мешает ни музейщикам, ни монашествующим. Здесь туристы охотно участвуют в церковных службах, паломники с интересом разглядывают музейные экспозиции, а директор музея поет на клиросе. PDF-версия
9 января 2019 г. 16:06
В Ильинском храме г. о. Подольск молитвенно помянули новомучеников и исповедников российских в земле Подольской просиявших В Ильинском храме села Лемешево городского округа Подольск впервые за минувшие 15 лет состоялось архиерейское богослужение, на котором помянули пострадавших за Христа. Праздничную Литургию возглавил, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, епископ Видновский Тихон, викарий Московской епархии. Владыке сослужили двадцать пять священников Подольского благочиния. В богослужении также участвовали зам. главы администрации г. о. Подольск Сергей Иванов и депутат Мособлдумы Павел Максимович.
12 декабря 2018 г. 18:25
В Аргентине отметили 50-летие второго освящения Благовещенского кафедрального собора В столице Аргентины Буэнос-Айресе прошли торжества посвященные 50-летию второго освящения Благовещенского кафедрального собора. На праздничной Божественной Литургии, которую возглавил митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий, молились не только служащее духовенство и прихожане храма, но и представители Посольства России в Аргентине, Российского центра науки и культуры, члены Координационного совета соотечественников и другие. По окончании службы архиерей поздравил всех с юбилеем собора и вручил Архиерейские грамоты священнослужителям и мирянам, чьими трудами живет и укрепляется православная община столице Аргентины.
2 декабря 2018 г. 14:35
Победитель цифрового прокта «ХРАМ78» определится 18 ноября с 8 до 20 часов по московскому времени при помощи всеобщего онлайн-голосования Как и у большинства успешных начинаний, у этого тоже есть предыстория — кампания социальной рекламы «Твой святой», в ходе которой петербуржцам рассказывали о небесных покровителях города на Неве и о храмах, тем или иным образом с ними связанными.
16 ноября 2018 г. 13:58
Жизнь и молитва на Смоленской земле В этом году Смоленск отпраздновал свое 1155-летие. За почти 12 веков существования этот город неоднократно становился крепостью на пути рвущихся к Москве захватчиков и навсегда вписал себя в летопись воинской славы России. Но есть у него и еще одна особенность. Не случайно на Днепровских воротах, на въезде в историческую часть Смоленска, на огромном плакате с изображением Предстоятеля Русской Церкви написано: «Смоленск — земля Патриарха». Над духовным возрождением города Святейший Патриарх Кирилл трудился без малого четверть века. Как сегодня организована и развивается здесь духовная жизнь, какие проблемы стоят перед ее духовенством и как оно отвечает на вызовы времени, «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор. ПДФ-версия
10 октября 2018 г. 15:21
В Смоленске, в рамках праздника «Одигитрия», состоялся фестиваль колокольного звона Фестиваль проходит в Смоленске уже 3 год. В этому году в нем принимают участие 18 звонарей из Смоленска, Минска, Москвы, Вязьмы, Новосибирска. Некоторые из них только закончили курсы звонарного мастерства, организованные Смоленской епархией и это их первый в жизни фестиваль.
9 августа 2018 г. 21:45
На Смядыни молитвенно помянули святых князей Бориса и Глеба На окраине Смоленска, на Смядыне, в канун праздника святых князей мучеников -страстотерпцев Бориса и Глеба состоялись торжественное богослужение и крестный ход, которые возглавил митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор.
6 августа 2018 г. 08:15
В Ярославской митрополии проходит многодневный крестный ход с Казанской иконой Божией Матери В Ярославской митрополии начался традиционный многодневный крестный пеший ход с почитаемой иконой Казанской Божией Матери, который в течение семнадцати дней посетит несколько городов и сел Ярославской области (в частности, города Тутаев (бывший Романов-Борисоглебск, где и была обретена святыня) и Рыбинск). Перед началом крестного хода в Казанском монастыре, где икона пребывает постоянно, клириком обители иереем Сергием Котовым был отслужен молебен.
7 июня 2018 г. 17:40
Свято место пусто не бывает 13 апреля — День рождения преподобного Серафима Вырицкого. Его малая родина — деревня Вахрамеево, где в октябре 2017 года поставили в память о святом новую часовню. Это урочище сегодня привлекает к себе все больше и больше людей, постепенно становясь местом паломничества. На первой Литургии в часовне побывала корреспондент «Журнала Московской Патриархии». О том, как и кто строил часовню, возможно ли сегодня проложить до Вахрамеево дорогу, как возрождается там духовная жизнь нашему корреспонденту рассказали местные жители, краеведы, мэр Рыбинска, духовенство епархии и епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.
13 апреля 2018 г. 20:45
|
![]()
ЖМП № 10 октябрь 2012 /
За оградой храмаО практике создания приходской общины Дружная приходская община — всё еще редкость, хотя устроение ее является одной из важных забот для рачительного настоятеля. Некоторыми практическими размышлениями на этот счет с читателями "Журнала Московской Патриархии" поделились представители Пятигорской и Черкесской епархии. Пятигорская и Черкесская епархия объединяет почти половину жителей своего региона (Кавказские Минеральные Воды, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская Республики). Епархия — это сто двадцать приходов (сорок из них — дотационные) и шестьдесят общин. С одной стороны, формирование общин здесь идет достаточно сложно: у людей нет навыка к восприятию друг друга не как соседей, а как членов семьи. С другой стороны, общины создаются без административного нажима, людям предлагают, объясняют и находят отклик. Конечно, увеличивается нагрузка у священников, потому что каждую вновь образованную общину нужно курировать, бывать там хотя бы один-два раза в месяц, оставаться на связи по телефону или электронной почте. Но все понимают, что по-другому не получится. "Мы не изобретаем ничего нового, — говорит в одном из своих выступлений епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, — просто привлекаем внимание людей к вещам естественным настолько, что начинает казаться, что они как-то сами сделаются, по умолчанию. Не принято напоминать человеку о том, что ему нужно дышать, чтобы жить. Вот и община верующих кажется такой же естественной вещью. Но опыт показывает, что человек может искренне молиться и поститься, участвовать в таинствах и одновременно быть совершенно обособленной единицей. Более того, не видеть в этой обособленности никакой проблемы. А значит, проблема есть. И мы пробуем ее решить". Участие в общественном богослужении, участие в таинствах Церкви — это сердцевина духовной жизни. "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них..." (Мф. 18, 20–21) Это основание, на котором мы призваны выстраивать свою духовную жизнь. Не может же быть так, что наша принадлежность к Церкви ограничивается только искренней молитвой в храме, регулярным и осознанным обращением к таинствам, а за оградой церковной мы теряем эту соборность. Но на деле мы часто остаемся христианами глубоко внутри, а внешнему миру демонстрируем совсем другие идентичности: этнические, политические, корпоративные. И Кавказский регион здесь находится в особом положении. Например, мы называем православный женский журнал "Славянка", как будто слова "христианка" и "славянка" — это синонимы. Православным гречанкам, осетинкам, кабардинкам и далее по списку как-то нужно объяснить этот парадокс. Например, на Северном Кавказе есть населенные пункты, где житель Средней полосы России может вдруг почувствовать себя чужим: у людей другая внешность, другой говор, и тут же купола и кресты православного храма — человек попал в греческое или осетинское село. Что для него станет определяющим: православное единство во Христе или этнические стереотипы — это вопрос, не имеющий однозначного ответа. Местные неоязычники, например, активно позиционируют себя защитниками славянской культуры. Некоторые представители казачества могут распространять идею о том, что казаки — это особая национальность. Подход к христианству как к частному, "интимному" делу — во многом продолжение советской парадигмы. Даже в семидесятые-восьмидесятые годы советская власть, хотя и терпела Церковь, продолжала бдительно следить за любыми проявлениями внебогослужебной активности и пресекала их с разной степенью жесткости: от профилактических бесед до тюремного заключения. Среди таких проявлений активности можно вспомнить собрания на кухнях, разговоры о вере в университетских аудиториях, самиздат. Главное содержание церковной жизни в таких условиях — это молитва, келейная и храмовая, реже — чтение Священного Писания (реже хотя бы потому, что найти Библию было не так просто). Сейчас, двадцать-тридцать лет спустя условия нашей жизни совершенно изменились. Попробуем привести несколько живых примеров из приходской жизни и проанализировать их. Обсуждаем эти мысли с настоятелем архиерейского подворья Спасского собора в Пятигорске протоиереем Димитрием Россоханем, и он во многом соглашается со своим собратом, хотя и видит ситуацию более оптимистично: "Спасский собор — это второй храм, где я стал настоятелем. До этого и несколько лет назад служил в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в станице Суворовской, а до этого более десяти лет был штатным клириком в большом городском соборе. Настоятельство в станичном храме стало совершенно новым опытом, поэтому я спрашивал совета у многих старших собратьев. Один из советов я особо запомнил. Прежде всего ты должен понять, чем и как живут люди в станице, какие у них проблемы, какой строй жизни. Исходить ты должен из этого, а не из своих представлений, как должно быть. Понять всю глубину этого совета я смог очень быстро. Например, по городской привычке я считал, что наибольшее количество верующих придет на ночную рождественскую службу, а на позднюю Литургию утром — несколько человек. И вот полночь с шестого на седьмое января — и в храме всего несколько человек. Первая мысль: чем же здесь занимались мои предшественники, если в станице с пятнадцатитысячным населением, более чем на девяносто процентов православным, в храм на Рождество Христово приходит меньше пятидесяти человек. Проходит несколько часов, приходит время праздничного молебна, и храм оказывается переполненным людьми, пришедшими на Литургию. Множество детей: люди пришли семьями, полным составом, от прадедушек до правнуков. А объяснение простое — станица весьма протяженная, маршрутки ночью не ездят, на такси туда и обратно, да еще по двойному тарифу (ночь и погода), деньги есть не у всех. Можно счесть эту деталь мелкой и не заслуживающей внимания. Но именно из таких деталей и складывается приходская жизнь, которая протекает не в безвоздушном пространстве, а здесь и сейчас". "Община — это корни. А храм — это уже ствол дерева. Мы ценим дерево за его плоды, но без корней не будет ни дерева, ни его плодов, — говорит епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт. — Слава Богу, только в течение этого года на территории нашей епархии были созданы десятки новых общин! И я надеюсь, что это те самые корни, которые со временем принесут плоды". Епископ рассказывает о конкретном случае. В кафедральном городе Пятигорске есть микрорайон "Белая Ромашка", сложившийся в шестидесятые — девяностые годы. Микрорайон строился по генеральному плану, в котором не было места для церкви. И сегодня, когда одно за другим в епархиальное управление приходят письма с просьбой построить храм, приходится просить людей подождать. Дело не в отсутствии средств, а в том, что отсутствуют простые решения по выделению земельного участка. "Но ведь объединиться православные верующие района могут уже сейчас, — отмечает архиерей. — Можно это делать с образованием юридического лица, можно создать религиозную группу без регистрации. Помещение в безвозмездное пользование можно попросить у муниципалитета. В этом помещении собираться для общей молитвы, для обсуждения общих нужд и проблем. Здесь же можно создать прообраз приходской воскресной школы, организовать кружки и другие формы дополнительного образования для подростков и молодежи. Духовное окормление получать у священнослужителей ближайших храмов. И параллельно вести подготовку к строительству храма, который, конечно, тоже нужен". На это трудно что-либо возразить. Действительно, для любого созидания нужен фундамент, а фундамент прихода — это община. Но "Белая Ромашка" — это микрорайон в большом городе. Здесь количество приходов на душу населения одно из самых высоких в епархии, и до храма в другом микрорайоне путь и хоть и неблизкий, но всё же туда можно как-то добраться городским транспортом. А как быть православным людям, живущим в небольших поселках, где не только строительство храма, но и постоянное присутствие священника пока проблематично? В Пятигорской и Черкесской епархии считают, что выход здесь только один — формирование общин. И опять приводят конкретный пример: поселок Уруп Урупского района КЧР — один из самых отдаленных населенных пунктов в Карачаево-Черкесии. Жители поселка не всегда имеют возможность приехать на богослужение в Кирилло-Мефодиевский храм ближайшей станицы Преградной. Не всегда и настоятель этого храма иерей Алексий Соловьев может приехать в поселок. Лидер новой общины определился быстро: им стал атаман казачьего общества поселка Владимир Нещидимов. Этот выбор утвердил правящий архиерей. Владимир участвует в возрождении казачества с девяностых годов. В 2009-м избран атаманом казачьего общества поселка в чине младшего вахмистра. Он женат, имеет двоих детей. Заботясь в том числе и об их достойном воспитании, атаман согласился взять на себя не самое легкое послушание по образованию и развитию православной общины в своем поселке. У Владимира Нещидимова замечательная профессия: он работает горноспасателем, помогая сохранять жизни людей, попавших в чрезвычайные ситуации. Теперь атаман будет помогать и их душам, чтобы люди привыкали к общей молитве, к общим делам, к взаимовыручке и поддержке. Другой пример — хутор Крупско-Ульяновский в Кировском районе Ставропольского края. Здесь живет немногим более пятидесяти семей. Хутор административно относится к станице Старопавловской и окормляется причтом Никольского храма станицы, и всё же жители поселка чувствуют свою обособленность. Общинная жизнь, где развита взаимопомощь, кажется естественной и необходимой для сельских жителей. Местная православная община, которая здесь формируется, пробует стать центром жизни хутора. В поселке Чкалова рядом с городом Ессентуки живет триста человек. Православные люди очень хотели построить храм и за несколько лет построили, пусть небольшой, но красивый. Место, где можно молиться. И вдруг оказалось, что даже при самом горячем желании собираться вместе ради молитвы нужны определенные условия, необходимо прилагать организаторские усилия. Два года, прошедшие после окончания строительства храма в поселке и до создания Пятигорской и Черкесской епархии, были сложным временем. Хорошо, что сейчас появилась возможность направить сюда священника для регулярных богослужений, прихожане вместе с ним могут обсуждать и повседневные вопросы социального служения, а также общественные вопросы поселковой жизни. Евгений Зайцев
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
В Гродно открылся XVIII Международный фестиваль православных песнопений «Коложский благовест» В крупнейшем на сегодня из организуемых силами Русской Православной Церкви хоровых форумов с престижнейшей конкурсной составляющей участвует 41 коллектив из Белоруссии, России, Украины, Польши, Литвы, Латвии, Сербии и Румынии.
21 февраля 2019 г. 09:35
Иконы из разоренных ярославских храмов в экспозиции Государственного Исторического музея История коллекции старинных икон с чердака Митрополичьих палат в древнем Ярославле заставляет задуматься о многом. Этот удивительный, поистине детективный сюжет, где оказались густо перемешаны кровавая революция 1917-го и самоотверженность музейных работников, репрессии 1930-х годов и длительный архивный поиск, бои Гражданской войны и впечатляющий результат многолетней реставрации подчас руинированных живописных памятников, - достоин если не эффектного блокбастера, то по крайней мере вдумчивого и внимательного осмысления, кто такие мы в современном мире и чем оправдаемся перед потомками.
18 февраля 2019 г. 18:40
Перед лицом красного Левиафана Уже с первых дней Февральской революции тема взаимоотношений Православной Церкви и государства и перспективы их развития в новой России стала предметом церковно-общественной дискуссии. Сразу после Октябрьского переворота большевики сами задали вектор дальнейшего развития этих отношений, которого новая власть придерживалась все годы существования советского государства. Как в первый год новой власти формировались правовые основы церковно-государственных отношений, чем руководствовалось в этом процессе государство и какую позицию занимала Церковь? PDF-версия.
18 февраля 2019 г. 16:57
Работа и служение Современные священники все чаще сталкиваются с необходимостью искать дополнительный заработок. Но как определить, какие светские профессии или даже специальности допустимо совмещать со священническим служением, а какие могут ввести пасомых во искушение? Как сегодня трактовать правила, установленные много веков назад? Нужен ли вообще документ, который определит такой список совместимых профессий, или же лучше предоставить решение вопроса о возможности какой-либо светской работы клириков их пастырской совести? Полемику, возникшую вокруг этих вопросов, проанализировал секретарь Комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни протоиерей Олег Корытко. PDF-версия.
14 февраля 2019 г. 12:16
По молитве Черниговских святых Святейший Патриарх Кирилл 11 марта 2018 года освятил московский храм Святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских, реставрация которого завершилась минувшей осенью. Храм входит в состав Черниговского Патриаршего подворья, на территории которого уже семь лет располагается Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД). PDF-версия.
13 февраля 2019 г. 14:36
|