![]()
Обнять и вместе помолиться Идущие в бой офицеры и солдаты должны быть готовы встретить смерть лицом к лицу. Но любой вооруженный конфликт бьет и по мирному населению. Еще за несколько дней до начала активных боевых действий, с учетом активизировавшихся вооруженных столкновений, на территории Донбасса началась организованная эвакуация мирных жителей, поэтому близлежащие епархии на территории России смогли подготовиться к приему беженцев. Сейчас, когда людской поток многократно возрос, на церковные социальные структуры этих регионов ложится значительная дополнительная нагрузка. Как они справляются с работой в близких к чрезвычайным условиях, своими глазами увидел обозреватель «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
6 мая 2022 г. 17:00
Грани возможностей Сегодня социальная и молодежная работа в епархии стала нормой. Однако везде есть своя специфика, свои подходы, свой опыт и направления деятельности. И конечно, в этом плане мегаполис не сравнить с малыми городами на территории отдельно взятой епархии. Разные ресурсы, разный личностный фактор, разные возможности. Но и в глубинке живут люди, для которых естественны милосердие, забота о ближнем и внимание к подрастающему поколению. И Выксунская епархия — одна из таких. PDF-версия.
11 марта 2022 г. 12:00
Под покровом Варнавы Гефсиманского Выксунская епархия Нижегородской митрополии связана с именами преподобных Серафима Саровского, Серафима Вырицкого, Антония Ардатовского, Варнавы Гефсиманского. В интервью «Журналу Московской Патриархии» епископ Выксунский и Павловский Варнава рассказывает, как помог ему в создании епархии игуменский опыт Флорищевой пустыни, зачем консервировать руинированные храмы и какие тенденции в современном пастырском служении особенно тревожны. PDF-версия.
9 марта 2022 г. 16:00
Митрополит Владимирский и Суздальский Тихон: «Служим, живем и трудимся на благословенной земле» В Русской Церкви Владимирская епархия — одна из самых старинных, архиерейская кафедра была учреждена здесь свыше восьми столетий назад. В интервью «Журналу Московской Патриархии» митрополит Владимирский и Суздальский Тихон вспоминает, как задолго до своего назначения сюда перевозил из Петушков в российскую столицу архив святителя Ковровского Афанасия, рассказывает о собственном опыте миссионерства и делится мыслями, почему логика поступков святых далеко не всегда ясна и понятна их современникам. PDF-версия.
2 февраля 2022 г. 16:00
Митрополит Курганский и Белозерский Даниил: «Доверие клириков правящий архиерей заслуживает реальными делами» В прошлом номере мы рассказали, как юбилейный год Александра Невского прошел в Курганской епархии, побывали на кормлении бездомных в Сквере милосердия в центре областной столицы и совершили паломничество в Казанский Чимеевский мужской монастырь. Сегодня на вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает глава Курганской митрополии — митрополит Курганский и Белозерский Даниил. PDF-версия.
12 января 2022 г. 13:00
Митрополит Тверской и Кашинский Амвросий: «Поездки по сельским приходам — самая большая радость для меня как правящего архиерея» В уходящем году Тверской епархии исполнилось 750 лет. Праздничная Литургия по поводу столь значительного юбилея состоялась в Спасо-Преображенском соборе Твери. Этот храм, основанный первым Тверским епископом святителем Симеоном, несколько веков был кафедральным собором епархии, а в 1935 году большевики его взорвали. Нынешний правящий архиерей Тверской епархии митрополит Тверской и Кашинский Амвросий рассказал «Журналу Московской Патриархии», как уже в процессе воссоздания собор наполняется жизнью, зачем архипастырь недавно пригласил директоров школ на совещание в один из монастырей, часто ли он видит страх в глазах подчиненных и каким образом удалось прекратить поток жалоб в епархиальное управление от мирян. PDF-версия.
16 декабря 2021 г. 16:30
Курган добра, тепла и счастья В Курганской области минувшим летом уродился отменный кишмиш. Привычная для Средней Азии разновидность винограда за Уралом по климатическим нормам вызревать вроде бы не должна. Садоводы ее здесь сажают в качестве декоративной культуры, да и плоды она обычно дает малюсенькие — примерно как дикий виноград. Этим же летом 42-градусная жара стояла в регионе несколько недель, и урожай курганский кишмиш (как, впрочем, и другие сорта) выдал знатный. Для Курганской епархии 2021 год тоже стал урожайным на добрые дела, знаковые свершения и долгожданные достижения. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» убедился в этом своими глазами. PDF-версия.
8 декабря 2021 г. 15:00
Русский мир в центре Парижа Больше полутора веков назад в центре Парижа на улице Дарю был возведен православный храм святого Александра Невского. Освященный во имя небесного покровителя российских императоров Александра I и Александра II, с самого начала своего существования он находился в центре важных исторических событий, связанных с Россией. В ХХ веке храм получил статус кафедрального собора, став настоящим религиозным и духовным центром русской эмиграции. Сегодня, спустя десятилетия, собор не затерялся среди блистательных парижских достопримечательностей, оставаясь одной из визитных карточек французской столицы. Он по-прежнему духовный центр для русских парижан. PDF-версия.
3 ноября 2021 г. 12:00
Белый храм на Красной улице собор Александра Невского в КраснодареЕсли вы захотите совершить экскурсию по Краснодару, то, скорее всего, вам посоветуют начать ее с войскового собора святого благоверного князя Александра Невского, от которого тянется главная улица столицы Кубани — Красная. Вернувшийся из небытия в 2006 году, этот храм сразу стал визитной карточкой города и занял свое место во всех туристических маршрутах наравне с кафедральным Екатерининским. Какие социально значимые проекты осуществляют его прихожане, как собор стал своим для казаков Кубанского казачьего войска и почему здесь так почитают Казанскую икону Божией Матери, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
11 октября 2021 г. 16:00
Крещение в Тихом океане В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2011 /
20 сентября 2011 г.
Возвращение Казанского собора. К 200-летию шедевра отечественной архитектурыК 200-летию шедевра отечественной архитектуры Казанский собор в Санкт-Петербурге был возведен архитектором А.Н. Воронихиным в 1811 году. Прежде на этом месте стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1737 году архитектором М.Г. Земцовым. Собор стал ее преемником, из нее была перенесена сюда чтимая Казанская икона Божией Матери. В 1922 году большевики передали собор обновленцам, а в 1932 году открыли в нем Музей истории религии и атеизма. Потребовалось еще более шестидесяти лет, чтобы в стенах величественного храма вновь зазвучала молитва и он вернулся в лоно Русской Православной Церкви.
Первые попытки Эта мысль постоянно жила в умах и сердцах мирян и церковного священноначалия. Как только появлялась малейшая надежда, верующие снова поднимали этот вопрос. Одну из попыток вернуть храм сразу после окончания Великой Отечественной войны предпринял митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). Он несколько раз обращался с этой просьбой к городским властям. В отчетах епархии за 1947–1948 годы говорится: «Весьма желательным и давно ожидаемым является открытие Казанского собора в качестве кафедрального». Но эти пожелания не нашли сочувствия у властей. Однако с началом перестройки ситуация изменилась. В Ленинграде, как и во многих других городах, всё настойчивей звучали требования восстановить историческую справедливость. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер) несколько раз обращался к городским властям с просьбой передать епархии некоторые храмы, в том числе и Казанский собор. В декабре 1987 года исполнилось 175 лет со дня освобождения России от нашествия армии Наполеона. На Рождество в 1988 году у памятников Кутузову и Барклаю де Толли состоялся митинг и возложение венков. А затем его участники направились в Казанский собор, пропели у гробницы великого полководца Кутузова «Вечную память», возложили цветы и огласили коллективное требование превратить собор в музей Отечественной войны 1812 года. Вскоре на Всесоюзном съезде художников председатель Ленинградского отделения Советского фонда культуры академик А.А. Мыльников публично потребовал изменить назначение Казанского собора, имея в виду его возвращение Церкви. Так началась многолетняя борьба за передачу собора верующим.
Обретение святынь Не желая отдавать собор верующим после празднования 1000-летия Крещения Руси, городские власти предложили устроить в нем пантеон Отечественной войны 1812 года. А музей перенести в другой храм. Но к июню 1989 года митрополит Алексий договорился с Министерством культуры РСФСР и дирекцией Музея истории религии и атеизма о возвращении Церкви хранившихся в музее мощей святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя города. 3 июня в присутствии представителей городского духовенства, властей и общественности митрополит Алексий и министр культуры РСФСР Ю.С. Мелентьев подписали в Казанском соборе акт о передаче Церкви святых мощей святого благоверного князя Александра Невского. Ларец со святыми мощами поместили в окропленный святой водой ковчег, поставленный перед гробницей полководца Кутузова. Митрополит Алексий совершил над ковчегом краткий молебен, после которого была возглашена «Вечная память» рабу Божию Михаилу и всем воинам, за Отечество положившим жизнь свою. Затем ковчег перевезли в Александро-Невскую лавру. Последующие за этим события подсказывали верующим людям, что Господь слышит их молитвы и ободряет не оставлять надежды. Вскоре Церкви были последовательно возвращены святые мощи преподобных Савватия и Зосимы Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. Все мощи были обретены здесь же, в Музее религии и атеизма.
Начало богослужений 21 июля 1990 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, по просьбе только что созданной общины в соборе состоялся первый молебен. В правом Рождественском приделе его отслужил протоиерей Павел Красноцветов (ныне настоятель собора). На молебне присутствовали около двухсот молящихся. Следующий молебен совершил в том же приделе в праздник Рождества Божией Матери архимандрит Симон (Гетя), будущий епископ Мурманский. В августе 1990 года на Ленинградскую кафедру был назначен новый глава епархии митрополит Иоанн (Снычев). Через месяц правящий архиерей договорился с руководством музея о компромиссе относительно Казанского собора. Музей согласился восстановить алтари, обеспечить храм всем необходимым для богослужения, освободить центральный алтарь, южный придел и всю подкупольную часть собора. А в западном и северном нефах разместить экспозицию из истории русского православия. Вскоре митрополит Иоанн обратился в Ленсовет с просьбой «сформировать компетентную комиссию для изучения состава, учета и хранения фондов и предметов экспозиции музея с целью передачи культового имущества и литературы в ближайшее время соответствующим религиозным конфессиям». 4 ноября 1990 года, в праздник Казанской Божией Матери, в соборе состоялась первая (почти за 70 лет) Божественная литургия. Совершалась она в главном алтаре, где находилась музейная экспозиция. В центре храма по-прежнему находились предметы языческих культов. Но по требованию верующих к празднику их прикрыли полотном. В этот день в храме молились более тысячи человек. Литургию служил клирик Князь-Владимирского собора отец Григорий Красноцветов. В конце ноября 1990 года, к радости прихожан, у Казанского собора появился свой настоятель. Им стал игумен Сергий (Кузьмин), преподаватель Ленинградских духовных школ. А с Рождества 1991 года Божественная литургия стала совершаться в соборе по воскресеньям и в праздники. То, что ее следовало заканчивать к десяти утра — когда в музей приходили первые посетители, — верующие воспринимали как досадный казус. Между тем Музей истории религии готовился к переезду в перестраиваемое для него здание на Почтамтской улице.
Возвращение 12 февраля 1991 года стало отправной точкой в возвращении храма верующим. В этот день была создана рабочая группа «по рассмотрению вопросов, связанных с передачей Казанского собора в собственность епархии». Однако при всей внешней заинтересованности городской власти у нее постоянно находились поводы к замораживанию этого процесса. Так одним из них стало отсутствие средств на ремонт нового помещения для Музея религии. Тем не менее к маю духовенству епархии всё же удалось заключить с властями соглашение, предусматривающее совместное использование храма, когда для богослужений отводились только воскресные и праздничные дни и два (не полностью) придела: главный — Казанской иконы Божией Материи, левый — преподобных Антония и Феодосия Печерских. 25 мая 1991 года, в Троицкую родительскую субботу, были отслужены Литургия (на которой присутствовали около 300 причастников) и вселенская панихида, а вечером — всенощное бдение. Службы шли в левом приделе, который настоятель освятил малым освящением. Поначалу требы совершались исключительно по средам, когда музей не работал, однако со временем венчания стали происходить и в другие дни одновременно с экскурсиями. И молитвенная жизнь в соборе постепенно налаживалась, его приход увеличивался. Музейную экспозицию отделили от середины собора, где молились прихожане. В клире было уже три священника. С лета 1991 года реставрационный центр епархии занялся изготовлением и установкой креста на куполе собора. Утраченный крест был из дерева, обшитого золочеными медными листами. Новый решили сделать металлическим. Крест высотой около 5 метров и весом 335 килограммов был отлит на Канонерском заводе и покрыт сусальным золотом. В Великую субботу 1994 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн освятил новый крест для собора. Вертолет, которым командовал вице-президент компании «Балтийские авиалинии» Вадим Базыкин, подхватил крест и понес над городом к куполу собора. Первая попытка установить его оказалась неудачной. Сильный порывистый ветер раскачивал крест из стороны в сторону. Подвеску креста сделали заново. К девяти часам вечера вертолет снова подлетел к собору. Ветер утих. Крест точно встал на свое место и был закреплен монтажниками. Через три часа над городом поплыл звон колоколов, возвестивший о празднике Пасхи. Это звонили колокола на Казанском соборе. В 1992 году первому настоятелю собора игумену Сергию (Кузьмину) удалось вернуть «на временное хранение» из Русского музея три больших иконы живописцев Брюллова, Бруни и Басина, изображавших Успение, Покров и Введение во храм Богородицы. 4 ноября 1995 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, от западного крыла колоннады со звонницы собора раздался звон. Колокола, однако, были небольшими, и далеко их слышно не было. Вскоре были отлиты еще один большой колокол (весом в двести пятьдесят килограммов) и три малых. Колокола были освящены 19 января 1996 года, они усилили «голос собора». В конце 1995 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским стал Высокопреосвященный Владимир (Котляров). В январе 1996 года на пресс-конференции, посвященной восстановлению Казанского собора, он сообщил о своем решении придать Казанскому собору статус кафедрального. Мэр города А.А. Собчак поддержал предложение ассоциации «Клуб «Невский проспект»» привести в порядок иконостас собора. Ориентировочная стоимость всех работ должна была составить три с половиной миллиарда рублей. На пресс-конференции представителей епархиальных и городских властей прозвучал призыв к пожертвованиям. 21 июля 1996 года, в «летнюю Казанскую», в соборе впервые за постсоветский период прошла архиерейская служба — митрополит Владимир отслужил Божественную литургию. Ему сослужил настоятель протоиерей Павел Красноцветов, переведенный 14 июня из Князь-Владимирского собора. С этого дня богослужения в храме стали ежедневными. Протоиерей Павел Красноцветов стал энергично заниматься не только возвращением имущества, но и восстановлением былого убранства собора. В этом ему помогал богатый опыт, приобретенный на прежних местах церковного служения. И вот наступил знаменательный день, которого прихожане собора ждали восемь лет. 14 декабря 1999 года после вечернего богослужения в Казанском соборе митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор В.Яковлев и министр культуры Российской Федерации В.Егоров подписали соглашение о передаче здания собора Санкт-Петербургской епархии. В своем слове митрополит Владимир выразил надежду, что «этот святой храм больше никогда не будет поруган, а будет стоять цел и невредим до скончания века». 22 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий II подписал указ о присвоении Казанскому собору статуса кафедрального. В 2001 году после реставрации главного иконостаса в Казанский собор на свое место — с левой стороны от Царских врат — вернулась из Князь-Владимирского собора чудотворная Казанская икона Божией Матери. Перед этим образом Владычицы Небесной молился в 2009 году незадолго до своего избрания в Патриархи Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. При подготовке материала использована монография «Казанский собор» (СПб.: Арт Деко, 2001).
Второе обретение мощей святого Серафима Саровского В 1990 году в запасниках Музея истории религии, занимавшего здание Казанского собора были повторно обретены мощи преподобного Серафима Саровского. Случилось это так. Сотрудники музея готовились к переезду в новое здание на Почтамтской улице. В одном из помещений, где хранились гобелены, был найден прямоугольный предмет приблизительно в рост человека, зашитый в холст. Под холстом обнаружили деревянный постамент, на котором под марлей и ватой находились мощи. Сохранились борода, волосы, частицы мышечной ткани. На груди усопшего лежал медный крест. На руках — священнические поручи и атласные светлые рукавицы, на одной из которых золотом было вышито: «Святый отче Серафиме», на другой — «Моли Бога о нас». Кроме надписи на перчатке, никакой другой информации не было: ни номера, ни описания. О находке сообщили Святейшему Патриарху Алексию II. «Уже при первой встрече с директором Музея истории религии, — вспоминал Патриарх, — мы договорились о том, что мощи, как православная святыня, должны быть возвращены Церкви». Для их обследования в Ленинград приехали епископы Тамбовский и Мичуринский Евгений и Истринский Арсений. Изучая историю мощей по архивным документам Святейший Патриарх Алексий II выяснил, что их вскрыли в 1920 году, из Сарова доставили в Арзамас, из Арзамаса — в Донской монастырь, далее след терялся. Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления мощей с подробным актом, составленным при их вскрытии, появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. Накануне их возвращения Русской Православной Церкви, мощи были переложены в специально изготовленную раку. И 11 января 1991 года в присутствии иерархов Церкви и большого числа верующих в центральном нефе собора торжественно переданы дирекцией музея Патриарху Алексию II. Директор Музея истории религии также передал Патриарху икону преподобного Серафима с частицей его мощей. В своем слове перед ракой со святыми мощами Святейший Патриарх отметил: «То, что было достоянием всего нашего народа, то, что казалось безвозвратно утраченным, то, о чем долгие, тяжелые годы сожалели тысячи православных христиан, сегодня здесь, перед нами: преподобный Серафим не только духом, но останками своими с нами... Духовно радуясь и торжествуя, мы прекрасно понимаем, что Промысл Божий действует в мире через конкретных людей. Через определенные обстоятельства». После подписания акта о передаче у вновь обретенных мощей отслужили первый молебен. Раку перевезли в Александро-Невскую лавру, в феврале — в Богоявленский собор Москвы и наконец летом в Дивеевский монастырь. Так неизъяснимым Промыслом Божиим Музей истории атеизма и религии стал хранилищем одной из почитаемых для православного сердца святыни.
Казанская икона – покровительница северной столицы Казанская икона Божией Матери — главная святыня Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Это один из списков с первообраза Казанской иконы, обретенного в 1579 году в городе Казани на месте пожара, истребившего перед этим значительную часть города. События явления и перенесения иконы описал священник Никольской церкви Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем Патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за православную веру в Смутное время. Ему принадлежит и служба в честь Казанского образа, включая общеизвестный тропарь «Заступнице усердная…» Он также засвидетельствовал и первые чудеса, свершившиеся во время торжества: по дороге прозрел Иосиф, бывший слепым уже три года, в самом соборе исцелился другой слепец Никита. В последствии также была замечена особая милость Богоматери через Свой Казанский образ к больным глазами. В том же 1579 году царь Иван Грозный основал в городе Казани монастырь Пресвятой Богородицы. В него и поместили обретенную икону. Первообраз находился в монастыре вплоть до 1904 года, когда был похищен и уничтожен святотатцами. Еще в XVII веке с первообраза было сделано множество списков, наиболее известные из которых — московский и петербургский. Московский список присутствовал в ополчении Минина и Пожарского, освободивших столицу от польско-литовских интервентов. Позже он был помещен в Казанском соборе, построенном князем Пожарским на Красной площади. По повелению царя Михаила Федоровича чудотворный образ Богоматери стали чествовать в Москве дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых. Поводом послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Второй наиболее чтимый список, принадлежал вдовствующей царице Прасковье Феодоровне (супруге царя Иоанна Алексеевича). Его-то и перенес в северную столицу император Петр Великий, где он стал одной из главнейших святынь города. В 1811 году образ Владычицы занял свое место в иконостасе Казанского собора у Царских врат. В 1920–1922 годах иконостас Казанского собора был уничтожен, чудотворный образ Владычицы передали в храм Смоленской иконы Божией Матери, а в 1930‑х годах ее перенесли в Князь-Владимирский собор. Во время Ленинградской блокады, жители города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что, несомненно, добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять в тяжелые годы войны. В 2002 году Казанская икона Божией Матери была торжественно возвращена в восстановленный Казанский кафедральный собор и заняла свое прежнее место в иконостасе. Сегодня каждую среду перед образом Владычицы в кафедральном Казанском соборе Санкт-Петербурга служится акафист.
20 сентября 2011 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» исполнилось 72 года Сегодня, 15 мая 2022 года, главе Издательства Московской Патриархии и Главному редактору «Журнала Московской Патриархии» епископу Балашихинскому и Орехово-Зуевскому Николаю исполнилось 72 года.
15 мая 2022 г. 12:30
Говори, Господи, раб Твой слушает Сегодня группы самостоятельного изучения Священного Писания — явление привычное на многих православных приходах. О важности их создания неустанно говорит Святейший Патриарх Кирилл. А каких-то сорок лет назад такие встречи были невозможны на территории храма, и они проходили подпольно, на квартирах. Эти времена хорошо помнят протоиереи Александр Борисов и Геннадий Фаст. Оба эти священника стояли у истоков создания Евангельских групп. PDF-версия.
13 мая 2022 г. 13:00
Вера от слышания С появлением переводов Библии на национальные языки в епархиях, где живут коренные народы, появился запрос на перевод богослужений. В каждом конкретном случае сложность перевода определялась рядом факторов: от наличия в языке множества диалектов и влияния на богослужебный язык христианских миссионеров до отсутствия в языке православной терминологии и даже собственного алфавита. При этом везде требовалось точно подбирать слова, учитывая контекст и не допуская семантических ошибок. Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» обобщил опыт тех людей, которые участвовали в переводе богослужения на национальные языки. PDF-версия.
11 мая 2022 г. 11:00
Марина Викторовна Творогова Дизайнер-верстальщик «Журнала Московской Патриархии». 11.12.1949–31.03.2022
9 мая 2022 г. 13:00
Шуйское дело: от приговора до канонизации Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00
|