В Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия начала работу V международная патристическая конференция «Святитель Ириней Лионский в богословской традиции Востока и Запада». Доклады ее участников включают литературное наследие сщмч. Иринея Лионского, его историческое окружение, вклад в богословскую полемику, его учение о Боге, мире и человеке, особенности его библейской экзегетики, а также рецепцию идей святого Иринея в последующей христианской традиции Востока и Запада.
Открывая мероприятие, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион напомнил участникам конференции, что это пятая патристическая конференция. «Изучение наследия святых отцов имеет приоритетное значение как для нашего учебного заведения, так и для всей богословской науки»,- отметил председатель ОВЦС. На эти конференции приглашаются лучшие специалисты со всего мира- из Европы, Америки, Африки и Ближнего Востока, представляющие разные научные школы и разные христианские конфессии. «С самого начала мы решили следовать трем направлениям патристической письменности- ориентальному, греческому и латинскому,- уточнил митрополит.- Так, первая конференция прошла в октябре 2013 года и была посвящена преподобному Исааку Сирину, наследие которого сегодня привлекает многих специалистов». Далее последовали научные конференции, на которых было рассмотрено наследие преп. Симеона Нового Богослова, преп.Иоанн Коссиана и преп.Ефрема Сирина. А в этом году участники конференции собрались, чтобы обсудить духовное наследие священномученика Иринея, епископа Лионского, ученика святого Поликарпа Смирнского.
Священномученик Ириней родился в начале II века. Его можно было бы назвать посредником между эпохами и культурами. «Он был учеником очевидцев апостольского века, но творил в том поколении, когда Церковь столкнулась с новыми проблемами, как внешними, так и внутренними, которые не были актуальны ранее,- отметил митрополит Иларион. - Он был греком из Малой Азии - региона с развитой эллинистической культурой и уже ко второму веку богатыми христианскими традициями, - но нес служение в Галлии, среди народа, который для образованных греков и римлян был варварским. Эта посредствующая роль проявилась и в его церковном служении, когда он выступил посредником и миротворцем между несколькими церквами в вопросе о праздновании Пасхи».
Деятельность священномученика Иринея Лионского пришлась на один из самых трудных периодов в истории Церкви, когда ей приходилось противостоять гностическим течениям, представлявшим для христианства величайшую опасность. Однако значение святого Иринея для Церкви не ограничивается историческими обстоятельствами его деятельности: он явился не только великим церковным полемистом, но и глубоким богословом, и в этом отношении его наследие сохраняет актуальность по сей день. Выступающий подробно рассмотрел два аспекта богословия священномученика Иринея- его теорию искупления, ставшую вновь актуальной в православном богословии ХХ столетия и его роль в формировании и защите новозаветного канона. Митрополит Иларион также отметил, что в древней церковной литературе неизвестно описание мученичества святого Иринея. Самое раннее упоминание о святом Иринее как о мученике содержится у блаженного Иеронима Стридонского (крупнейшего на Западе в IV веке собирателя преданий о знаменитых мужах) в комментарии на Книгу пророка Исаии (64.4). Кроме того в самом Лионе Ириней почитается как священномученик.
На первой сессии конференции также выступили с докладами: «Младенчество спасения: возвращаясь к вопросу о детстве у свт. Иринея» епископ Сакраментский Ириней (управляющий епархии Великобритании и Ирландии, секретарь по Межправославным отношениям Русской Православной Церкви заграницей) и «Плоть, облеченная светом Отца: свт. Ириней о преображении тела» протоиерей Джон Бэр (Свято-Владимирская Семинария, Крествуд, Нью-Йорк, США и Амстердамский свободный университет, Нидерланды).
Планируется, что патристическая конференция, посвященная священномученику Иринею Лионскому продлится до 21 апреля. С ее программой можно ознакомиться
здесь.
Cправка.
До наших дней сохранились только два сочинения святого Иринея Лионского: "Обличение и опровержение лжеименного знания", известное больше под названием "Против ересей" (полное название приводится Евсевием Ксарийским в списке трудов Иринея, церковная истори 5.7.1), и "Об апостольской проповеди", адресованное Маркиану (более известное как "Доказательство апостольской проповеди").
19 апреля 2018 г. 21:10