выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Мы — одна семья, мы все — одно тело
В 2024 году Церковь молитвенно отмечает 95-летие со дня рождения митрополита Никодима (Ротова), выдающегося иерарха XX века, председателя ОВЦС, Патриаршего экзарха Западной Европы. Именно благодаря ему в Ленинградской духовной академии появилось отделение для обучения иностранных студентов, что помогло спасти эту духовную школу от закрытия. Среди студентов из Индии, прошедших в те годы обучение в Ленинграде, был и нынешний Предстоятель Маланкарской Церкви Святейший Католикос Василий Мар Фома Матфей III. Святейший Католикос рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своей учебе в академии, митрополите Никодиме и тогдашнем ректоре — ныне Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, а также о том, что считает самым важным в служении Предстоятеля Маланкарской Церкви. PDF-версия.
30 августа 2024 г. 15:00
Новая эпоха расцвета Новодевичьего монастыря — духовного центра Москвы
Обитель, основанная в 1524–1525 годах великим князем Московским Василием III, стала его благодарственным приношением Господу Вседержителю за победу над литовцами и присоединение древнего Смоленска и его земель к Великому княжеству Московскому (1514). Это событие — важнейший этап в процессе собирания Русских земель вокруг Москвы. Смоленский собор Новодевичьего монастыря во имя Богоматери Путеводительницы стал еще одним (после Успенского собора Кремля, воздвигнутого при Иване III) символом возвышения Москвы.  Местоположение обители было и знаковым, и стратегически выгодным: в живописной излучине Москвы-реки на Девичьем поле, в четырех верстах от Кремля при начале Старой Смолянки, по которой издревле ходили русские дружины оборонять западные рубежи. PDF-версия.  
9 августа 2024 г. 19:00
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Глубокая вера русского народа неизменна
Антиохийская Церковь — одна из древнейших Православных Церквей, основанная апостолом Петром. Отношения Русской и Антиохийской Православных Церквей имеют давнюю историю, которой уже более 1000 лет. С XVI века отношения двух Церквей вышли на новый уровень, Антиохийские Патриархи стали регулярно посещать Россию, которая с этого времени стала покровителем Православных Церквей на османском Востоке. В середине XIX века в Москве открылось Антиохийское подворье — представительство Церкви Антиохии в России. В конце 1920-х годов подворье закрыли, но через 20 лет, спустя ровно столетие после открытия, подворье возобновило свою деятельность. Больше 75 лет Антиохийское подворье беспрерывно действует в Москве, из них уже почти полвека представителем Антиохийской Церкви является митрополит Филиппопольский Нифон — выдающийся церковный иерарх, свидетель жизни Русской Церкви в советские годы и в наши дни. Об истории и деятельности подворья, русском храме в Ливане, своей жизни в России и восстановлении евхаристического общения между Антиохийской и Иерусалимской Церквами владыка Нифон рассказал в интервью «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
20 июня 2024 г. 15:00
Церковь
Второй пленум Межсоборного присутствия
24 ноября 2012 г. 13:08
версия для печати версия для печати

Пленум Межсоборного присутствия принял решение по шести документам

В пятницу в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла завершил работу пленум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. По его итогам на рассмотрение Архиерейского собора 2013 года представляются пять документов: "Предложения по внесению изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви", "Процедура избрания Патриарха Московского и всея Руси", "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности", "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции", и "О позиции Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии". Документ "О принципах реабилитации наркозависимых в Русской Православной Церкви" изменил название на "Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых" и передан на утверждение Священного Синода.

"К грядущему Архиерейскому Собору 2013 года Межсоборным присутствием подготовлено шесть проектов документов. К проектам 2012 года получено 62 епархиальных отзыва и около двух тысяч комментариев в Интернете", - отметил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая второй пленум Межсоборного присутствия в четверг.

Прошедшие общецерковное обсуждение поправки к Уставу Русской Православной Церкви касались уточнения полномочий Поместного и Архиерейского соборов. Новые формулировки предполагают, что Поместному собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха, предоставления автокефалии или самоуправления и ряде других. Архиерейскому собору принадлежит высшая власть в вероучительных, канонических, богослужебных, пастырских и административных вопросах.

По процедуре избрания Патриарха Межсоборное присутствие решило не высказываться в пользу ни одного из четырех вариантов:решение предстоит принять Архиерейскому собору в феврале 2013 года. Различные версии проектного документа сводятся к следующим возможным вариантам: Патриарх избирается Поместным собором из числа кандидатов, представленных Архиерейским собором (при этом первый либо вправе, либо не вправе выдвигать собственные кандидатуры), или же избрание происходит на Архиерейском соборе (из числа кандидатов, представленных либо Поместным, либо самим Архиерейским соборами). Во всех изложенных случаях голосования, как по определению кандидатов, так и по избранию Патриарха предусмотрены в тайной форме.

Рассматривая документ о ювенальной юстиции, Межсоборное присутствие посчитало необходимым уточнить его название: "Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции". В документе подчеркивается, что Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить своих детей. В то же время в документе отмечена озабоченность возможностью искусственного противопоставления правам родителей прав ребенка и придания последним безусловного приоритета. Также не могут не беспокоить факты изъятия детей из семей государственными органами на основании таких расплывчатых и необъективных критериев, как "недостаточный уровень материального благосостояния", "низкое развитие ребенка" или "ненадлежащие воспитание". В связи с этим в документе выражено пожелание сформулировать в законодательстве конкретные и ясные нормы, что позволит исключить субъективную интерпретацию закона.

В документ "Позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам экологии" изложено богословское отношение к вопросам экологии и уточнены возможности соработничества с общественными и государственными институтами в сфере защиты окружающей среды.

Наиболее острая дискуссия развернулась вокруг документа "О позиции Церкви в связи с появлением и перспективами развития новых технологий идентификации личности". В результате основной документ получил название "О позиции Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных", а приложение к нему - "О правктических и этических аспектах новых идентефикационных технологий". Первая часть документа одобрена пленумом и будет представлена на на рассмотрение Архиерейского собора. Приложение носит информационно-справочный характер.

Главный богословский тезис документа состоит в том, что Церковь стоит на страже богоданной свободы человека. Документ развивает положения более ранних церковных документов 2000-2009 годов. Отмечая положительные моменты в развитии информационно-коммуникационных технологий, в нем подчеркивается, что проблемы, связанные с электронной идентификацией и обработкой персональных данных продолжают накапливаться и усложняться, поэтому необходимо продолжение богословского, нравственного и гражданского осмысления этих вопросов. Вместе с тем задачей Церкви не является анализ причин отказа различных групп граждан от конкретных технологических новшеств.

24 ноября 2012 г. 13:08
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00