iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Церковь
Святейший Патриарх Кирилл на Валааме
ЦВ № 13-14 (434-435) июль 2010 /  16 июля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Монашеский остров встречает Патриарха

11 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Валаам. В ходе визита Святейший Патриарх Кирилл возглавил заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, освятил часовню в честь Валаамской иконы Божией Матери, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе обители.

Святейший Патриарх Кирилл прибыл на остров Валаам 8 июля. На следующий день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм на Игуменском кладбище обители, где совершил иерейским чином Божественную литургию. В слове после Литургии Святейший Патриарх Кирилл рассказал, как в 1960-е годы участвовал в богослужении в этом храме, пребывавшем тогда в руинах. Богослужение, которое совершил духовный наставник будущего Патриарха приснопамятный митрополит Никодим (Ротов), стало первой Литургией на Валааме после разорения монастыря. «Вспоминаю, как тогда, в ненастный, дождливый, холодный день, в конце Литургии вдруг воссияло солнце, и яркий солнечный луч пронзил этот полуразрушенный храм, — продолжил Предстоятель. — И те, кто присутствовал, — а присутствовали на этой службе всего три человека: сам совершавший Евхаристию митрополит и два его иподиакона — отшедший уже ко Господу архимандрит Климент (Толстихин) и я многогрешный, — увидели в этом Божественном знаке знамение надежды. Так оно и произошло. Великая, назидательная для всех нас история». «Огромная миссия лежит на монашеской братии — рассказывать о том, чем был Валаам, что с ним произошло, и рассказывать о чуде его возрождения. Многие люди в этом рассказе обретут огромную духовную силу, соотнеся то, что произошло с Валаамом, со своей собственной судьбой, и поймут, что даже из самих тяжких обстоятельств всегда есть выход. Господь выводит нас из тени смертной (см.: Пс. 22, 4), когда мы сами того желаем», — сказал Святейший Патриарх.

В дар храму Всех преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, Святейший Патриарх передал икону Божий Матери «Путеводительница».
Затем Предстоятель совершил заупокойную литию на месте погребения отца Дамаскина (Кононова) и других игуменов Валаамского монастыря.
После Божественной литургии в храме на Игуменском кладбище Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря Святейший Патриарх посетил Спасо-Преображенский собор обители.

В нижнем храме собора, освященном в честь святых Сергия и Германа Валаамских, Патриарх Кирилл вознес молитву и поклонился честным мощам преподобных основателей Валаамской обители. Предстоятель поклонился также Валаамской иконе Божией Матери и мощам преподобного Антипы.
От лица насельников обители Святейшего Патриарха приветствовал епископ Троицкий Панкратий.
Патриарх Кирилл обратился к монастырской братии с Первосвятительским словом.

Общение Святейшего Патриарха Кирилла, священноархимандрита Валаамского Спасо-Преображенского монастыря, с игуменом и насельниками обители продолжилось за чаепитием в братской трапезной. Предстоятель поделился с братией мыслями о значении монашеской жизни и ответил на вопросы собеседников.
Позднее Патриарх Кирилл освятил часовню в честь Валаамской иконы Божией Матери.

По окончании чина освящения Святейшего Патриарха приветствовал руководитель центра «Свет Валаама» игумен Мефодий (Петров), который преподнес Предстоятелю список Валаамской иконы Божией Матери.

Затем к собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл.
По словам Предстоятеля Русской Церкви, часовня в честь Валаамской иконы и расположенный по другую сторону бухты Никольский скит словно образуют святые врата на входе в монастырскую гавань, от которой идет путь к главной святыне Валаамского архипелага.

«Не будет, наверное, ни одного человека, который посетит Валаам, миновав эту святыню, — отметил Патриарх Кирилл. — Уверен, что очень многие, увидев купол этой часовни под светом заходящего солнца, задумаются о многом, потому что даже внешний вид храма нередко пробуждает в нас самые светлые и сильные чувства, помогает понять красоту Божиего мироздания и силу Божиего присутствия в человеческой жизни».

В память о совершенном богослужении Святейший Патриарх посадил у стен новоосвященной часовни лиственницу.
В тот же день Патриарх Кирилл посетил скит во имя Всех святых Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Святейший Патриарх посетил возрожденный верхний храм в честь Архангела Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
В беседе со схиигуменом Серафимом Предстоятель интересовался особенностями монашеской жизни в скиту, в котором действует строгий устав, близкий к Афонскому.
Епископ Троицкий Панкратий ознакомил Святейшего Патриарха с ходом ремонтно-реставрационных работ во Всехсвятском скиту.
Затем Патриарх Кирилл совершил молитву на месте погребения монахов, подвизавшихся в скиту и погребенных за алтарем собора.
Святейший Патриарх посетил также самый дальний скит Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря — возрожденный скит во имя святого пророка Божия Илии на острове Лембос Валаамского архипелага. Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали скитоначальник иеродиакон Илия (Руднев) и насельники скита.
Святейший Патриарх посетил храм и совершил молитву у поклонного креста.

10 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил заседание Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, состоявшееся в центральной усадьбе Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

В президиуме также находились: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Троицкий Панкратий, наместник Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; епископ Зарайский Меркурий, наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Русской Православной Церкви; епископ Нарвский Лазарь.
В работе заседания участвовали: архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы; архимандрит Порфирий (Шутов), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря; архимандрит Савва (Фатеев), наместник Саввино-Сторожевского монастыря; игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Дивеевского женского монастыря; игумения Моисея (Бубнова), настоятельница Свято-Вознесенского Иерусалимского женского монастыря на Елеоне; игумения Феофила (Лепешинская), настоятельница Богородице-Рождественского женского монастыря; игумения Серафима (Шевчик), настоятельница Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря г. Одессы; игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга; игумен Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодальной комиссии по делам монастырей; протоиерей Павел Великанов, проректор по научной работе Московской духовной академии; В.Р. Легойда, председатель Синодального информационного отдела.
В начале заседания Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, в котором дал положительную оценку проделанной комиссией работе и отметил наиболее актуальные направления дальнейшей деятельности.

Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Задачи, которые стоят перед Межсоборным присутствием, — это те задачи, которые формулирует для нас сама жизнь. Мы собираемся не для того, чтобы проводить академическую, теоретическую работу, — хотя, конечно, и этот компонент должен присутствовать. Но мы организовали Межсоборное присутствие в первую очередь для того, чтобы Церковь могла своевременно отвечать на те проблемы, с которыми сталкивается. И вы, как никто другой, хорошо знаете о проблемах, существующих в монастырях и среди монашествующих.

Монашество всегда было главной духовной силой православия. Оскудение монашества приводило к оскудению церковной жизни. И сегодня, если оценить происходящее в поместных Православных Церквах, невооруженным глазом видно, как уровень активности поместных Церквей, сила их духовной жизни связаны с присутствием монашествующих. В тех Церквах, где монашество оскудело или практически нет монашествующих, картина церковной жизни весьма печальна. Для такой Церкви как Русская, с ее огромными масштабами, с тем масштабом проблем, которые перед ней стоят, жизнь монашествующих, эффективность монашеского служения являются чем-то совершенно необходимым».

С кратким отчетом о деятельности комиссии выступил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Затем состоялось обсуждение основных направлений ее работы.
Позднее в тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил больницу, расположенную на Валааме, и принял участие в церемонии открытия нового здания врачебной амбулатории.
Вечером, накануне дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в нижнем храме в честь святых Сергия и Германа Валаамских Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря.

Перед началом богослужения Предстоятель поклонился честным мощам преподобных Сергия и Германа, которые покоятся в нижнем храме. Патриарх Кирилл поклонился также Валаамской иконе Божией Матери и мощам преподобного Антипы.
В этот же день Святейший Патриарх Кирилл отбыл в Санкт-Петербург.

 

16 июля 2010 г.
Ключевые слова: Патриарх Кирилл
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00