![]()
Митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии: «Видеть образ Божий в каждом» В 2021 году на территории подмосковной части Московской епархии были созданы пять новых епархий, объединенных в Московскую митрополию. С какой целью был предпринят этот шаг и как изменилась церковная жизнь Подмосковья? Каким образом митрополия координирует осуществление общих епархиальных проектов. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии. PDF-версия.
13 июня 2023 г. 19:00
Протоиерей Тимофей Фетисов: «Случайных людей у нас быть не должно...» Ректор Донской духовной семинарии — о том, как удалось войти в десятку лучших духовных школ по успеваемости студентов, чем хорош принцип сетевого обучения будущих регентов и иконописцев и на кого из священнослужителей ориентирована специализация «государственно-конфессиональные отношения». PDF-версия.
26 апреля 2023 г. 18:00
Донская икона Божией Матери В Ростовской-на-Дону епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. PDF-версия.
24 апреля 2023 г. 15:00
Священник Евгений Осяк: «Работа с беженцами и вынужденными переселенцами приобрела устойчивый и стабильный характер» Руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии и председатель правления Православной службы помощи «Милосердие-на-Дону» — о том, почему начал служение с опеки бездомных мужчин, можно ли удаленно катехизировать подопечных церковных приютов и что из опыта, приобретенного за десять лет помощи беженцам, для него самое важное. PDF-версия.
21 апреля 2023 г. 13:30
Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Время, которое учит быть вместе» «В любых условиях Церковь остается Церковью. Она исполняет свою миссию, которая на нее возложена Господом: свидетельство Евангелия и спасение человеческой души. Условия могут быть мирные или далеко не мирные, они могут меняться. Но слово евангельское и служение Церкви настолько универсальны, что доносят христианские смыслы при самых сложных обстоятельствах. Меняются формы, суть остается неизменной». PDF-версия.
14 апреля 2023 г. 16:30
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Веруем, что только по ея молитвам и сохранились мы Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году. PDF-версия.
12 января 2023 г. 13:00
Пастыри с открытым сердцем На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Епископ Владикавказский и Аланский Герасим: «Сердце монаха всегда тянется в горы» В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-версия.
21 сентября 2022 г. 13:00
Наследники древней Алании Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
|
![]()
ЦВ № 4 (425) февраль 2010 /
27 февраля 2010 г.
Нива благодатнаяИван Иванович Черемисов, будущий архиепископ Антоний, родился 17 ноября 1939 года на станции Терновка Воронежской области в большой крестьянской семье. Его отец, Иван Федорович Черемисов, пройдя Великую Отечественную войну, считал, что своим чудесным спасением от плена и пули врага он обязан Спасителю, Божией Матери и святым угодникам. Об этом он рассказывал по возвращении с фронта детям. Мать, Анна Ивановна, даже видела сон о монашеском призвании сына и понимала, что без молитвы, без Бога — детей на ноги не поднять, а самое главное — не дать им нравственного противоядия против всех соблазнов и зла мира, где разрушались вековые устои крестьянской России, закрывались храмы, а людей без вины ссылали, расстреливали, уничтожали. Как вспоминал владыка, и в вере, и в жизненных вопросах мать для него была «бережным и неназойливым» воспитателем, направляя его сердце к опыту познания Бога в Любви Его. После переезда семьи из Воронежской области в Вильнюс мечта молиться за всеми воскресными и праздничными богослужениями в храме исполнилась. В 1954 году начались новые гонения на Церковь. Колокольный звон запретили, колокола умолкли, но вера в людях не угасла. Продолжал петь и архиерейский хор Свято-Духова собора, продолжал в нем петь и Ваня Черемисов — для этого мальчику приходилось вставать затемно, к чему он был давно привычен, и тайком от педагогов и членов специальных атеистических комиссий пробираться в монастырь. С семи лет он помогал монастырской братии во главе с аввой Сергием (Вощенко). На родительских собраниях его матери угрожали исключением юного «богомола» из школы. Мальчика заставляли публично отказаться от вступления в пионеры или отречься от Бога. В Вильнюсском музыкальном техникуме, куда поступил Иван после окончания восьмого класса, было меньше интенсивной богоборческой «воспитательной» работы. Иван Черемисов осознал, что влияние «мира» на его жизнь значимо гораздо в меньшей степени, чем глубинная связь с наставниками из Свято-Духова. Владыка до сих пор помнит каждого из тринадцати иноков и четырех послушников, составлявших монастырскую братию в первые послевоенные годы, и особенно отца Антония (Войтовича), принявшего на короткий срок наместничество после аввы Сергия. «О. Антоний был моим духовным отцом и самым близким после родителей человеком. Нет в мире уголка, где бы я ни побывал с о. Антонием, благодаря самым различным его там послушаниям: он ежедневный звонарь, — и я становлюсь им, даже в дни учебы; он истопник гигантских, в моем мальчишеском воображении, печей под церковью, и я истопник, покрытый сажей и потом; он полы в храме намащивает, и я; он просфоры печет на монастырской кухне, — и я тут как тут к первой выпечке за румяной просфорой являюсь; он свечи делает, — и я, засучив рукава за локоть и опуская длинные стержни с фитилями в восковую кипящую массу; он в саду трудится, — и я в саду участник общего совета, куда что высаживать из доставленных нами же саженцев гвоздики, левкоев, канн индийских и махровых прочих... Разве можно забыть те священные минуты, в святой пещере, когда он, а следом и я, прикладывались к святым мощам виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Сколько благоговения поселили в мою душу эти мгновения приобщения к иному миру — миру, в котором “идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкапывают…” (Мф. 6, 20), как говорится в акафисте этим святым. Может быть, именно эти минуты и посеяли в душе моей семена монашества, которые дали всходы — увы! — незадолго до кончины дорогого моего духовника». В 1965 году Иван Черемисов получает возможность поступить в Московскую духовную семинарию, а затем и в академию. Незадолго до окончания Академии Иоанн по благословению Святейшего Патриарха Пимена вступает на путь монашеского служения. Его постриг 7 апреля 1971 года, в день Благовещения Пресвятой Богородицы, совершил ректор Академии епископ Филарет, будущий митрополит и Патриарший Экзарх Беларуси. 14 апреля 1971 года, в Страстную среду, в Покровском храме Московской духовной академии епископ Филарет рукоположил монаха Антония во иеродиаконы. 4 ноября 1972 года, в день Казанской иконы Божией Матери, председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии митрополит Ювеналий рукоположил иеродиакона Антония во иеромонаха. В 1973 году иеромонах Антоний продолжил свою учебу в Экуменическом институте швейцарского города Боссэ. Это была школа церковной дипломатии. Возвращение в Россию в 1975 году связано с новыми ответственными послушаниями. В 1975–1979 годах он благочинный родного для него Свято-Духова монастыря в Вильнюсе, с 1979 по 1982 год — настоятель Благовещенского собора в Каунасе и благочинный храмов Каунасского округа. 8 апреля 1979 года иеромонах Антоний был возведен в сан игумена. В 1982 году Отдел внешних церковных связей командировал игумена Антония на три года в Японию — заместителем настоятеля Московского Патриаршего подворья при Автономной Японской Православной Церкви. Новую эпоху в жизни Церкви и государства игумен Антоний встретил в должности благочинного первого из возвращенных Церкви перед 1000-летием Крещения Руси, древнейшего и славнейшего из российских монастырей. Патриарший указ о назначении игумена Антония благочинным Данилова монастыря в Москве был издан в ноябре 1986 года, когда уже намечался пересмотр политики советского руководства по отношению к Русской Православной Церкви. После передачи монастыря Церкви работа по его возрождению из руин закипела с невероятной энергией. Однако шли постоянные тревожные разговоры о том, что в планах властей был, якобы, вариант окончить реставрацию монастыря к 1000-летию Крещения Руси, а потом предоставить ему функционировать в сугубо закрытом режиме, как церковному учреждению — и не более. Советская атеистическая «общественность» не могла смириться с фактом открытия монастыря в центре Москвы. Но по мере восстановления обитель все более притягивала не только москвичей, но и паломников из различных уголков России. 10 апреля 1989 года определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода архимандрит Антоний был поставлен епископом Виленским и Литовским. В Лазареву субботу, 22 апреля, за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе московского Данилова монастыря была совершена хиротония архимандрита Антония во епископа Виленского и Литовского. Авторитет епископа Антония был так высок, что его выдвинули кандидатом в депутаты Сейма Литвы, первой из советских республик принявшей Декларацию о суверенитете. Однако незадолго до выборов он был отозван Священным Синодом в Москву и 25 января 1990 года получил назначение на новообразованную Тобольско-Тюменскую кафедру. Храмов на всей тогдашней территории Красноярской епархии (а она включала в себя и нынешние Кемеровскую и Абакано-Кызылскую епархии) едва ли насчитывалось более десяти. И столько же было священников, большей частью — начавших служить еще в послевоенные годы. Красноярский край многие десятилетия был прежде всего местом ссылок и лагерей. Местные руководители, которым приходилось встречаться с первым после 1948 года красноярским архиереем, были откровенно недоброжелательны или отчаянно конфузились в поиске правильного к нему обращения. Но духовный интерес простых людей к новому владыке и его архипастырскому слову был неподдельным. В марте 1991 года владыка проехал по некогда прекрасным, но теперь полуразрушенным храмам под Красноярском. Поездка длилась весь день. Когда весть о приезде архиерея разносилась по селу (и колоколов-то не было, чтобы звоном оповестить об этом сельчан!), буквально все его население бросало все свои дела и шло в центр села, ко храму. Общение с архиереем, бесконечные вопросы (обо всем — и о смысле жизни, и о том, можно ли на танцы ходить, и о планах по восстановлению захиревших хозяйств, и о человеческих судьбах, и о том, как детей от водки и «наркоты» уберечь) длились в каждом селе не менее полутора часов. Равнодушные лица становились живыми, осмысленными, одухотворенными. Больше всего мне запомнилась седая, сгорбленная старушка из села Частоостровского, которая, пробившись через толпу, встала перед владыкой на колени и, целуя подол его облачения, как в забытье повторяла: «Господи, сподобились!.. Приехал!.. Владыка, батюшка наш… Сынок!..» Архиерей с помощью иподиаконов поднял бабушку на ноги, благословил ее, и я увидел слезу на его щеке. Позднее, на пути в соседнее сельцо, он задумчиво сказал: «Такие-то бабушки и выплакали, вымолили для нас с вами и Церковь нашу, и саму Россию…» Полностью материал опубликован в «Журнале Московской Патриархии»
27 февраля 2010 г.
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|