выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
Макариевские премии 2009
ЦВ № 19 (416) октябрь 2009 /  12 октября 2009 г.
версия для печати версия для печати

Российские ученые награждены за гуманитарные исследования

Награждение лауреатов Макариевских премий 2009 года состоялось 2 октября в Москве. Премия в седьмой раз вручается за высокие достижения в области церковной и светской исторической науки. Торжественную церемонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В ней также приняли участие сопредседатели Фонда по премиям имени митрополита Макария (Булгакова) мэр Москвы Ю.М. Лужков и президент Российской академии наук Ю.С. Осипов. Председатель Экспертного совета фонда, член-корреспондент Российской академии наук, декан исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова профессор С.П. Карповым ответил на вопросы корреспондента ЦВ.

— Сергей Павлович, много ли работ поступило на конкурс в 2008–2009 годах?
— Количество и качество работ с каждым годом увеличивается, и это свидетельствует о росте интереса научной общественности к конкурсу. В этом году было заявлено 208 работ. Для сравнения, в 1997 году было всего 46 соискателей. Между 2001 и 2005 годами произошел «рывок»: в 2003-м было 112 соискателей, в 2005-м — 275, в 2007 году — 212.
Рекомендовать на конкурс имеют право действительные члены и члены-корреспонденты РАН, лауреаты премий прежних лет, правящие архиереи, ученые советы научно-исследовательских учреждений и вузов. Самовыдвижение не допускается.
Трудность в отборе работ заключалась не только в их количестве, но и в том, что многие из них были выполнены на очень высоком уровне. Это не может не радовать, но и выбирать лауреатов становится все труднее. Голосование экспертного совета, после учета мнений рецензентов, проводилось в пять туров. В первом туре рассматривались все допущенные к конкурсу работы. Во втором туре участвовала 131 работа, в третьем — 112, в четвертом — 82, и к завершающему этапу было допущено 49 работ. Каждую работу оценивали по два эксперта. Если их оценки полярно расходились, а такое случалось, назначался третий рецензент.
Завершающим было рейтинговое голосование, которое и определило лауреатов. Некоторые из членов Экспертного совета в прошлом и сами были лауреатами премии. В числе рецензентов были также ведущие в своей области специалисты.
Мы выявили работы самые выдающиеся, а труды, которые не были удостоены премии, но внесли большой вклад в науку и духовное просвещение, были награждены Почетной благодарностью, подписанной Святейшим Патриархом Кириллом, президентом РАН академиком Ю.С. Осиповым и мэром Москвы Ю.М. Лужковым.

— Какова география представленных исследований?
— По числу заявленных работ доминирует Россия. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, работы поступили из Сибири, Дагестана, Калмыкии, Татарстана, Алтая, Чувашии, Ставрополья, Мурманска… Всего поступили заявки от соискателей из 39 субъектов Российской Федерации. Ближнее зарубежье представляли Беларусь, Молдова и Украина. Номинировались также работы из США и Великобритании.

— Каков был список номинаций?
— Работы распределились по пяти номинациям: «История Православной Церкви» — 70 сочинений, «История России» — 79 сочинений (в этой номинации было несколько тем: история выдающихся деятелей России, история государственных учреждений России и взаимодействие Церкви и государства, и др.).
К прежней номинации «История Москвы», по которой было заявлено 13 сочинений, добавлено «Историческое краеведение», чтобы полнее представить другие города России.
Отражая возросший научный интерес к истории Византии, Сирии, Палестины, Балканских государств, которые тесно связаны с нашей страной единством православной традиции, в 2008 году была учреждена новая номинация — «История православных стран и народов». По ней было заявлено 21 сочинение.
Также вручались премии за лучший учебник в области Российской истории и церковной истории. В этой номинации конкурировало 25 сочинений.

— Расскажите о наиболее запомнившихся вам работах.
— В номинации «История Православной Церкви» я бы отметил труд «Эпистолярное наследие Патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты» кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института филологии СО РАН С.К. Севостьяновой (г. Новосибирск). Она на высоком уровне сделала источниковедческую характеристику эпистолярного наследия Патриарха Никона.
Большой новый материал был собран и обобщен в монографии митрополита Калужского и Боровского Климента «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 г.».
Также стоит назвать работу молодого ученого из Беларуси Г.Э. Щеглова. Он получил премию за работу о церковном деятеле и ученом конца XIX — начала XX века Стефане Григорьевиче Рункевиче, который многие годы был секретарем Священного Синода и спас архивы Синода от уничтожения после революции. Этот человек своей жизнью и служением совершил духовный подвиг.
Интересна также работа о Русском зарубежье научного сотрудника Института Российской истории РАН В.Я. Гросула. Исследование посвящено Русскому зарубежью в первой половине XIX века, когда эмиграция только начиналась и была не политической, а идейной; тогда же была заложена традиция меценатства.
Уникальную работу по созданию современных путеводителей по Москве выполнил пенсионер С.К. Романюк. В трех книгах он описал каждый дом, каждое здание в нескольких районах Москвы. Мы наградили премией в номинации «История Москвы» его путеводитель по островной части города.
В номинации «История православных стран и народов» первую премию получила профессор Уральского государственного университета А.И. Романчук за исследования Херсонеса-Херсона. Она много лет занималась раскопками в Херсонесе и провела серьезные исследования этого античного и византийского комплекса.
В номинации «История России» особого внимания заслуживает работа «Степенная книга: История текста» сотрудника кафедры архивоведения исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Сиренова. Она посвящена исследованию выдающегося памятника русской исторической мысли XVI века, в котором вся история России впервые была представлена в неразрывной связи с историей Русской Православной Церкви, как непрерывная цепь взаимодействия светской и церковной власти, как торжество симфонии священства и царства.
Уникальные исследования об истории паспорта в России провела старший научный сотрудник Санкт-Петербургского Института истории РАН, доктор исторических наук В.Г. Чернуха. Сейчас мало кто знает, что история паспорта восходит к 1719 году. В своей чрезвычайно интересной работе автор проследила все этапы истории этого документа.
Отдельного внимания заслуживает работа «Миряне и Церковь: религиозные братства Киевской митрополии в конце XVIвека», подготовленная научным сотрудником Института славяноведения РАН С.С. Лукашовой (г. Москва).

— В чем особенность Макариевских премий 2009 года?
— Стоит отметить интерес исследователей не к умозрительным схемам, а к конкретным феноменам истории России. Это обогащает нашу культуру, нашу традицию. Был сделан вклад и в богословскую науку. Например, работа по эпистолярному наследию Патриарха Никона. Эти письма имеют глубокое богословское содержание, насыщены многими идеями, которые Никон пытался — иногда удачно, иногда неудачно — перенести на русскую почву.

— Были ли раскрыты качественно новые темы?
— К таким исследованиям можно отнести работу под названием «Белый царь», посвященную образу русского монарха в понимании неправославных народов России. Ее автор — руководитель Центра истории народов России и межэтнических отношений Института Российской истории РАН В.В. Трепавлов. Или исследование о «Степенной книге», которая до этого изучалась по не всегда достоверным рукописям, и была более известна, чем изучена.

— Какие из работ, на ваш взгляд, могут вызвать дискуссии среди церковной общественности?
— Мы стремились не к псевдоактуальности и сенсациям, но к академизму и научной выверенности. Мы не погрешили в нашем выборе. Все представленные работы — серьезные фундаментальные исследования, лишенные сенсационности. Их цель — добыть новые знания. Это глубокие источниковедческие исследования.
Наша задача состояла не в том, чтобы породить дискуссии, мы хотели поддержать уникальные работы, такие как, например, работа Я.Н. Щапова. Выдающийся ученый, член-корреспондент РАН, который был первым председателем Экспертного совета Макариевского фонда, Ярослав Николаевич Щапов написал очень хороший учебник «Справочный инструментарий историка России».

— Что бы вы хотели пожелать будущим участникам конкурса?
— Я бы хотел обратить их внимание на глубину исследований и призвать к тому, чтобы был сохранен тот высокий уровень, которого достигли нынешние лауреаты. Я бы хотел, чтобы больше людей участвовали в конкурсе, потому что даже если человек не получит премию, он получит поощрение, определенный импульс, совет, который будет побуждением к продолжению исследований.
Очень важно, чтобы фонд публиковал работы лауреатов премии. Некоторые работы, еще остаются в рукописях.

 

Елизавета Пападаки
12 октября 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00