выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  25 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово архимандрита Тихона (Зайцева) при наречении во епископа Подольского, викария Московской епархии

25 апреля, в субботу Светлой седмицы, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции Данилова монастыря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил наречение архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, викария Московской епархии. При наречении архимандрит Тихон обратился к Предстоятелю Церкви и Преосвященным сослужителям Его Святейшества со ставленническим словом.

Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый Отец!

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, богомудрые архипастыри!

Изволением и определением Святейшего Отца нашего Кирилла, Патриарха Всероссийского, и Священного Синода призываюсь я, недостойный, к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 14) — архиерейскому служению. Страх и трепет охватывают душу мою от сознания высоты и святости того служения, которое указует мне Десница Божия и к которому призывает Святая Церковь. Исповедую свою немощь и недостатки, чувствую свою неподготовленность быть «всем для всех» (1 Кор. 9, 22), но в то же время глубоко верю в божественную силу, которая в немощи человеческой совершается (2 Кор. 12, 9), благодатью врачуя немощное и восполняя оскудевающее.

Стоя перед вами, я сознаю высоту предстоящего служения и большую ответственность, на меня возлагаемую. Моему внутреннему, духовному взору предстоит Пастыреначальник Христос, Великий Архиерей (Евр. 4, 14), призывая к высочайшей чистоте и святости того, кто готовится восприять Его образ. Утешением отзываются в моем сердце слова, сказанные Господом нашим Иисусом Христом Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин. 14, 27).
Со смирением и покорностью преклоняю главу под святые руки ваши для восприятия преемственной благодати апостольской. Но прежде чем быть поставленным на свещницу архиерейского служения, хочу открыть пред вами свою душу и сердце.

Обращаю свой мысленный взор на жизненный путь, пройденный мною, и вижу, как Промыслительная Десница Божия вела меня по этому пути. Вся жизнь моя от самого рождения была связана с Церковью. Будучи младенцем, едва научившимся ходить и по-детски исповедоваться, я устремлялся с мамой в Псково-Печерскою обитель, чтобы окунуться в красоту этого земного рая. С благоговением и трепетом подходил я за благословением к убеленным сединой старцам, опытным в духовной жизни. Общение с теми, на чью долю выпали не только горечи минувшей войны, но и испытания отстоять славную обитель Пресвятой Богородицы от закрытия и поругания, доставляло мне радость. Слова этих старцев, исполненные жизни и благодати, все более и более возжигали во мне огонь любви к монашеству, укрепляя во мне желание стать монахом. Спустя годы, воспитанником духовных школ вступил я в Лавру преподобного Сергия, где мне открылась возможность через боголюбезное, по слову отцов, послушание образовать свой ум и сердце. С ненасытной жадностью принялся я за изучение богословских наук и творений святых Отцов Церкви. Я читал и перечитывал их, оценивал и, по мере сил своих, втайне от других или же с теми, с кем был близок духовно, старался применить на опыте то, что мною было прочитано. В скором времени я стал монахом и прошел степени священства, будучи посвященным во иеродиакона и иеромонаха. Восемнадцать лет, проведенные в Лавре преподобного Сергия, в стенах Московской духовной академии, где судил мне Господь учиться и преподавать, оставили неизгладимый след в моей душе. С благодарностью склоняюсь перед всеми, кто воспитал и духовно окормлял меня тогда.

Шли годы. Мне выпал жребий служения на Святой Земле. С покорностью, как от руки Господней, воспринял я от Вас, Ваше Святейшество, новое церковное послушание. Я искренне благодарен Вам за ту высокую честь, которую Вы мне оказали, за те внимание и любовь, которыми окружен я был с того дня, когда лицом к лицу Господь судил мне впервые увидеться и беседовать с Вами, определив прохождение дальнейшего жизненного пути моего под Вашим водительством во Святой Земле. Признаюсь, сердце мое было исполнено тревоги, когда стоял я перед необходимостью оставить лавру Сергиеву. Но вскоре чувство беспокойства сменилось чувством ему противоположным. Слова Ваши, исполненные силы, ободрили мой дух, миром наполнили мое сердце и утвердили в мысли подъять новое церковное послушание. Привыкший во всем полагаться на волю Божию, я вручил себя Богу и Вам, Ваше Святейшество. Теперь, окидывая взором пройденный путь служителя Церкви Христовой и одновременно паломника, более четырех лет шествовавшего по Святой Земле, благодарю Бога за сей неизреченный дар. О, Святая Земля, земное отечество Господа нашего и Спасителя, место Его умаления, Крестной смерти и славного Воскресения, сколь многих ты облагодетельствовала! Твои святыни — это ребро Спасителево, прикосновение к которому открывает человеку Саму Истину — Христа. Твои образы навсегда запечатлелись в моем сердце. Мне довелось быть свидетелем многих слез и воздыханий, умилительных просьб и благодарений, обращенных паломниками ко Господу у Его Живоносного Гроба и Божественной Голгофы. Мысленно склоняя пред ними колена сердца моего, из глубины души возношу молитвы за тех, кто удостоил меня такой чести — быть служителем во Святой Земле, и благодарю тех, кто был мне помощником.

С чистой совестью открыл я перед Вами, Ваше Святейшество и богомудрые святители, помышления своего сердца. Сознаю, на какое великое дело призывает меня ныне Спаситель. Воспринимаю совершившееся обо мне определение как действие Божественного Промышления, ибо «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). Воля Божия желает, чтобы я неленостно потрудился на ниве Божией. «Не вы Меня избрали, — говорит Господь Своим ученикам, — а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16). «На помощь Твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49, 18) — отвечает душа моя на этот Божественный призыв словами бытописателя. Утешаю себя надеждой на покров и молитвы Царицы Небесной, Вратарницы. Уповаю на молитвенное предстательство моих небесных покровителей святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Твердо верю, что Господь и Бог, человеколюбивый и милосердный (Исх. 34, 6), через возложение рук ваших, передающих апостольское преемство, прольет и на меня щедрый дар благодати. С мыслями о безграничном милосердии Божием дерзаю произнести ответ поставляемого во епископа: «Благодарю, приемлю и нимало вопреки глаголю».

Прошу, Ваше Святейшество, Ваших отеческих молитв и наставлений. В этот особый час моей жизни прошу и вас, святители Христовы, помолиться обо мне, чтобы Пастыреначальник Христос покрыл мои недостатки, умудрил меня и помог достойно нести епископское служение во славу Триединого Бога и ко благу Церкви Христовой.

***

Нареченный во епископа Подольского архимандрит Тихон (в миру Зайцев Александр Викторович) родился 13 апреля в 1967 г. в Москве.

После окончания средней школы поступил в профессионально-техническое училище, которое закончил в 1985 г.

С июня 1985 по май 1987 г. проходил воинскую службу в рядах Вооруженных сил.

В 1987 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1991 г. В том же году был принят в Московскую духовную академию, которую окончил в 1995 г., защитив диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия по кафедре патрологии на тему: «Преподобный Феодор Студит — учитель иночества».

После завершения обучения в академии был оставлен преподавателем Московской духовной семинарии, где преподавал литургику, гомилетику и древнегреческий язык.

25 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был пострижен в монашество с именем Тихон (в честь святителя Тихона, патриарха Всероссийского) архимандритом Венедиктом (Князевым), первым проректором МДАиС.

7 апреля 1993 г. епископом Дмитровским Филаретом рукоположен в сан диакона в Покровском академическом храме. Проходил послушание старшего диакона в академии. В августе 1995 г. назначен благочинным Покровского академического храма.

6 января 1996 г. в Покровском академическом храме рукоположен в сан пресвитера епископом Верейским Евгением. Ко дню Святой Пасхи 1996 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награжден наперсным крестом.

Ко дню Святой Пасхи 1999 г. возведен в сан игумена. С 2002 г. отвечал в МДАиС за подготовку кандидатов к принятию священного сана.

24 декабря 2004 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. 6 октября 2006 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме.

8 октября 2006 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита.

17 августа 2007 г. митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, удостоен медали святителя Кирилла Туровского. К 160-летию Русской духовной миссии в Иерусалиме 28 октября 2007 г. награжден орденом преподобного Сергия Радонежского (III степени). С 2008 г. — член Совета Императорского православного палестинского общества, с 2009 г. — почетный член Фонда святого апостола Андрея Первозванного.

 

25 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00