выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Церковь
ЦВ № 8 (405) апрель 2009 /  25 апреля 2009 г.
версия для печати версия для печати

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла еп. Подольскому Тихону

Возлюбленный о Господе собрат и сослужитель!

Ныне, в Неделю Фомину, в первый воскресный день после Пасхи, ты воспринял бремя архиерейского служения — почетное бремя, но соединенное с неизмеримой ответственностью перед Богом, Церковью и православным народом.

По слову святого Иоанна Златоуста, призывающийся к этому служению «должен быть важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и не раболепным, строгим и кротким, ...иметь в виду только одно благосостояние Церкви и ничего не делать по вражде или из угождения кому-нибудь».

Епископ — это, прежде всего, блюститель чистоты веры и церковного единства, которое, по слову святителя Киприана Карфагенского, особенно «надлежит крепко поддерживать и отстаивать нам, епископам, которые председательствуют в Церкви, дабы показать, что и самое епископство одно и нераздельно... Епископство одно, и каждый из епископов целостно в нем участвует».

Ты призываешься к служению в особое время, когда в жизни общества происходят серьезные изменения. Многие обращаются к вере отцов, обретая духовное единство со Христом. Но, с другой стороны, нашему народу, как и многим другим народам, навязывается сегодня потребительское отношение к миру, побуждающее человека все свои силы отдавать материальному обогащению, направленному на то, чтобы тратить средства — и как можно больше, постоянно повышая уровень потребления материальных благ и извлекая удовольствия и наслаждения. В таком мировосприятии разрушается перспектива вечной жизни, исчезает потребность совершать духовный подвиг во имя Божие. Именно поэтому голос архиерея должен быть сегодня особенно убедителен, а его нравственный авторитет — силен и непререкаем.
Особая трудность возлагаемого на тебя послушания состоит в том, что ты будешь возглавлять Финансово-хозяйственное управление Московского Патриархата, помогая мне и Священному Синоду осуществлять руководство этой очень непростой областью церковной жизни.

В условиях экономического кризиса вверяемое тебе служение имеет особенно важное значение, ибо Церкви надлежит подавать пример поддержки самых слабых и наиболее обездоленных, социально незащищенных групп нашего общества.

Ты должен будешь заботиться о рачительном использовании средств, которые имеет Церковь, а также и о приумножении их праведным путем. Опорой в осуществлении этого служения да будут тебе наши благочестивые миряне, жертвующие от имущества своего во славу Божию.

Нам предстоит еще много восстановить святынь и воздвигнуть храмов Божиих. При этом нужно помнить, что каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы, посвящается Богу, и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие цели. А расточение этих лепт вдовиц, посвященных Богу, является святотатством, ибо эти средства есть дар людей Богу, и человек не может обращать этот дар для своего угождения и своих потребностей.

Одной из проблем современности является широкое распространение коррупции. Поэтому Церковь как хозяйствующий субъект призвана служить примером честного приобретения и расходования средств. Материальные средства в Церкви должны возвращаться людям, содействуя их духовному возрастанию.

Осуществление архиерейского служения связано со знаками иерархического положения, с символами особого почета и внимания. Тем не менее всегда следует помнить, что сущностью этого служения является не честь, не слава, не внешнее уважение, но несение тяжкого креста, в подражание деяниям Подвигоположника и Основателя Церкви, Который не для того пришел в мир, чтобы Ему послужили, но дабы Самому послужить и отдать жизнь Свою ради искупления многих (ср.: Мф. 20, 28).
Мирянин несет ответственность за себя, за своих ближних, а в случае особых административных полномочий — за подчиненных, священник ответственен за приход, архиерей же отвечает пред Богом за множество людей.

Эта ответственность реализуется как по окончании земной жизни, на Суде Божием, так и в нашем нынешнем земном поприще. Поэтому чувство ответственности, сознание своего высокого долга должно сопровождать тебя всю твою жизнь.

Как ты сам сказал в своей речи при наречении, служение епископа немыслимо совершить, опираясь исключительно на свои человеческие силы, таланты и способности, какими бы значительными они не были. Только в соработничестве с благодатью Божией, которая привлекается молитвой и личным христианским подвигом, возможно достойное несение креста архипастырства.

Приими же жезл сей, и да будет он в руках твоих жезлом правды, жезлом силы, жезлом соработничества Пастыреначальнику Христу, жезлом любви и милосердия.

 

25 апреля 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00