выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Культура

Музыка Светлого Праздника

С 27 апреля по 9 мая в Москве и других городах России прошел VII Московский Пасхальный фестиваль. Его художественный руководитель Валерий Гергиев пригласил для участия в нем великолепный звездный состав исполнителей, которые представили слушателям шедевры классической и духовной музыки. Пасхальный фестиваль привлек внимание самой широкой аудитории и стал кульминацией музыкального сезона в столице. Мероприятие получило благословение Патриарха Московского и всея Руси Алексия.

Программу VII Московского Пасхального фестиваля можно было условно разделить на пять направлений: симфоническое, региональное, хоровое, звонильное и благотворительное. Но, по существу, все концерты из фестивальной афиши носили благотворительный характер. Значительную часть билетов выкупили спонсоры и безвозмездно передали московским социальным и образовательным учреждениям. Хоры, которые принимали участие в фестивале, дали концерты в детских домах и пансионатах для ветеранов. Концерт в Третьяковской галерее и гала-концерт в Большом зале Консерватории также были благотворительными. По инициативе артистов их гонорары вместе с концертными сборами были направлены на поддержку общеобразовательных и музыкальных школ Северной Осетии и строительство нового культурного центра во Владикавказе.

Основатель и художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев привлек к сотрудничеству наиболее ярких деятелей современной российской и мировой культуры. «В программах фестивальных концертов, на первый взгляд, очень непохожих друг на друга и охватывающих большой хронологический диапазон, мы постарались выделить единую линию, — сказал Валерий Гергиев в своем приветственном обращении к слушателям. — От Пасхальной оратории Баха через поздний шедевр Гайдна «Семь слов Христа на Кресте» мы приходим к Восьмой симфонии Малера, «Хованщине», оперным сюитам Римского-Корсакова и сочинению Софьи Губайдулиной, ставшему во многом парафразой опуса Гайдна. Тема духовного поиска и размышлений о жизни и вечности проходит сквозь века — и для нашего фестиваля такой ракурс более чем актуален».

Значительную часть симфонической программы Валерий Гергиев посвятил произведениям Николая Римского-Корсакова, 100-летие со дня смерти которого в этом году отмечает музыкальный мир. Еще одной темой фестиваля стало исполнение последних симфоний Густава Малера, редко звучащих в Москве. Главная роль в симфонической программе принадлежала солистам, оркестру и хору Мариинского театра.

На сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко прошли два балетных и два оперных спектакля знаменитой Мариинки. Волнующим событием этих вечеров стали выступления примы-балерины театра Ульяны Лопаткиной, в очередной раз подтвердившей статус ярчайшей звезды российского балета.

Участниками хоровой программы стали лучшие певческие коллективы России, Украины, Сербии, Грузии, Болгарии и Эстонии. Как и в прошлые годы, основная часть выступлений хоровых коллективов прошла в стенах московских храмов. Вход туда был свободным, и эти концерты собрали огромное число зрителей всех возрастов. В нынешний Год семьи в фестиваль была включена расширенная программа выступлений детских и юношеских хоровых коллективов.

В «Звонильной неделе» Пасхального фестиваля по традиции участвовали лучшие российские звонари. Москвичи познакомились с древними традициями колокольного звона. Впервые в программе пасхальных звонов участвовали звонари Петропавловского собора Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Завершилась программа Большим Пасхальным звоном. Он начался в полдень 9 мая в Храме Христа Спасителя, потом к нему присоединились 67 храмов, расположенных в центре Москвы. В финале в звоне приняли участие звонари колокольни Ивана Великого и храмов Казанской иконы Божией матери и Василия Блаженного на Красной площади.

В один из фестивальных дней, 2 мая, Валерию Гергиеву исполнилось 55 лет. Перед началом праздничного концерта юбиляра поздравил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Сложные чувства у зрителей вызвала поздравительная речь руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ Михаила Швыдкого. Обращаясь к Валерию Гергиеву со сцены Большого зала Консерватории, он, видимо в шутку, назвал его «выходцем с Кавказа» и сравнил с Фаустом, который устраивает Пасхальные фестивали «от нечего делать» («мне скучно, бес»). В атмосфере Светлой недели эта шутка прозвучала более чем двусмысленно.

В день рождения прославленного дирижера на сцену Большого зала Консерватории вместе с оркестром Мариинского театра вышли лучшие российские музыканты: альтист Юрий Башмет, сопрано Анна Нетребко, скрипач Вадим Репин, тенор Владимир Галузин. Зал стоя рукоплескал Валерию Гергиеву, его оркестру и солистам.

В день закрытия фестиваля, 9 мая, на Поклонной горе состоялся открытый праздничный концерт с участием симфонического оркестра Мариинского театра, за пультом которого вновь стоял художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев. Услышать этот концерт в День Победы смогли сотни тысяч москвичей и гостей столицы.

География Московского Пасхального фестиваля, который с 2003 года имеет статус Всероссийского, расширяется год от года. Концерты проходят не только в столице, но и других городах — от Архангельска до Владикавказа. Впервые участников музыкального форума в этом году приняла Казань. Московский Пасхальный фестиваль, продолжающий традицию европейских Пасхальных фестивалей, завоевал репутацию одного из наиболее заметных музыкальных форумов не только в России, но и за рубежом.

14 мая 2008 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00