iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Культура
ЦВ № 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г.
версия для печати версия для печати

История Русского православия на Аляске

15 января в Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги митрополита Калужского и Боровского Климента «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». Эта книга стала итогом более чем 20-летних исследований автора, посвященных истории Русской Церкви на североамериканском континенте. Открывает книгу обращение Святейшего Патриарха Алексия II.

«Мой интерес к истории Православия в США и, в частности, на Аляске возник давно», — рассказал журналистам митрополит Климент. По его словам, с этой темой он впервые познакомился в конце 70-х годов, когда был преподавателем курса общей церковной истории в Московской духовной академии и семинарии. Тогда же он начал собирать материалы о деятельности русских миссионеров на Аляске, их трудах и подвижническом служении.

В 1982 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Климент был назначен управляющим Патриаршими приходами в США. На этом служении он находился восемь лет, и за это время смог провести более глубокое исследование. «Там появилась возможность изучать архивные документы и дореволюционные периодические издания, — продолжил свой рассказ митрополит Климент, — и, самое главное, побывать на самой Аляске. Меня увлекло не только обилие малодоступного в России материала, я нашел совсем неизвестные до того факты».

Находясь в Америке, владыка Климент начал систематически собирать материалы по теме и делать наброски будущей книги. Там же была опубликована его первая статья о Русской миссии. «По возвращении из Америки работа была продолжена, — рассказал митрополит Климент, — но из-за большой загруженности подготовка настоящего труда заняла достаточно много времени. За этот немалый срок мне удалось найти многие первоисточники в наших отечественных архивных фондах и библиотеках, что позволило детально проработать уже известные и впервые описать неисследованные страницы истории».

В своем выступлении митрополит Климент подчеркнул, что в последние годы тема истории Аляски стала весьма популярной и актуальной. Это, безусловно, неотъемлемая часть нашей отечественной истории. Но это еще и история нашей отечественной культуры, причем история долговременная, не закончившаяся с продажей Аляски Соединенным Штатам в 1867 году.

«Даже сейчас, спустя 140 лет после того, как Аляска стала частью США, чувствуется приобщенность местного населения к русской духовной культуре, — подчеркнул митрополит Климент. — И сегодня в православных храмах на Аляске верующие возносят молитвы на нескольких языках. Кроме английского и своего родного еще сохраняется в употреблении церковнославянский язык, а детям при крещении дают русские имена».

Русская духовная культура не прекратила свое существование на Аляске во многом благодаря тому, что Русская Церковь продолжила свою деятельность на ее территории и после продажи Аляски Соединенным Штатам Америки. Однако изучением церковной истории на Аляске в ее американский период еще никто серьезно не занимался. Следует отметить, что численность российского духовенства на Аляске к концу XIX века почти в два раза превосходила количество священников в период расцвета миссии в Русской Америке. В то время и внутриприходская жизнь там была намного более развитой по сравнению с русским периодом.

В книге митрополита Климента представлено исследование распространения и утверждения православной веры и церковной традиции среди коренных жителей Аляски, соприкоснувшихся в той или иной мере с русской культурой. Особое внимание уделено малоизученному «американскому» периоду. Книга является первым опытом изучения этой церковной эпохи в данном регионе.

В основе исследования лежат многочисленные свидетельства современников, сотни архивных документов, публикации миссионерских журналов, путевые записки путешественников и статьи о церковной жизни на Аляске, а также письма и книги святителя Иннокентия (Вениаминова) и других миссионеров.

«Главным итогом более чем вековой деятельности Русской Православной Церкви на Аляске стала верность ее коренных жителей Православию. Данная книга отвечает на ключевой вопрос, каким образом русская цивилизация смогла оставить столь глубокий след на Североамериканском континенте в совершенно другом народе», — сказал в заключение митрополит Климент.

Со своей рецензией на книгу «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года» перед журналистами выступил Валерий Тишков, член-корреспонден РАН. Он отметил, что митрополит Климент в своей работе привел много ярких и драматических моментов из истории Русской Америки. Валерий Тишков также подчеркнул, что в монографии владыки широко и полно описана деятельность выдающего русского миссионера — святителя Иннокентия (Вениаминова), который в значительной мере способствовал созданию системы русской миссии на Аляске.



 

Евгения Арсеньева
22 января 2009 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00