iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Пастыри с открытым сердцем
На заседании Священного Синода 25 августа 2022 года было утверждено Положение о Центре поддержки миссионерских станов при Синодальном миссионерском отделе с целью  дальнейшего развития миссионерской работы в отдаленных регионах России (журнал № 86). Согласно Положению, основными задачами центра являются открытие и развитие миссионерских станов на Дальнем Востоке, Сибири и Крайнем Севере; их кадровое обеспечение; проведение социологических, аналитических исследований состояния «миссионерского поля» Русской Православной Церкви в местах расположения миссионерских станов, а также предложения по организации работы миссионерских станов; обучающие мероприятия, в том числе семинары, конференции и рабочие встречи по проблемам деятельности и развития миссионерских станов. Центр поддержки возглавил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн. С какими проблемами сталкиваются проповедники сегодня и что необходимо для повышения эффективности их служения, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
14 ноября 2022 г. 15:00
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00
Крест на плацу
Исправительную колонию ИК-18 в Ардатове клирик Знаменского храма протоиерей Михаил Резин посещает с 1992 года. На этом месте до революции располагался Покровский женский монастырь, основанный в начале XIX века по благословению преподобного Серафима Саровского. После того как обитель ликвидировали, здесь была детская коммуна, похожая на ту, которая описана в повести Антона Макаренко «Педагогическая поэма», затем содержались несовершеннолетние преступники, а десять лет назад учреждение перепрофилировали в женскую исправительную колонию. Какова специфика окормления осужденных женщин, как здесь нужно расставлять акценты на проповеди, каких тем лучше избегать в разговоре и в чем заключаются истоки женской преступности, священник рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
19 мая 2022 г. 13:00
Интервью
Митрополит Крымский и Симферопольский Лазарь
ЖМП № 3 март 2021 /  9 апреля 2021 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: «Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов»

Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви — о том, как происходило обретение честных мощей святителя Крымского Луки, о воссоздании Александро-­Невского кафедрального собора и о межконфессиональном диалоге на полуострове. PDF-версия.

Святитель Лука всецело посвятил жизнь служению Богу и ближнему

— Ваше Высокопреосвященство, на этот год приходятся четыре круглые даты, связанные со святителем Крымским Лукой: ровно век назад в Ташкенте он принял священный сан; исполняется 75 лет его восшествию на Крымскую кафедру; 60 лет минуло с момента преставления ко Господу, и четверть века назад были обретены его честные мощи. Вспомните, пожалуйста, кто выступил с инициативой обретения мощей, как оно готовилось и проходило?

— Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки на симферопольском кладбище, всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых были составлены житие святителя, а также служба и акафист ему, написана икона. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Мне как правящему архиерею Симферопольской и Крымской епархии Синод выдал разрешение поднять честные останки святителя Луки.

На Крестопоклонной седмице в ночь с 17 на 18 марта 1996 года в симферопольском Всехсвятском храме собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Совершили молебен, попросили приснопамятного владыку о помощи в обретении его мощей. Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Никогда не изгладится из памяти момент, когда я спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя. Ветер мгновенно стих, воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное Трисвятое. Священники внесли мощи в храм Всех Святых.

В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы я совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду 20 марта состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии, прибыли священнослужители и из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки.

Крестный ход шел центральной улицей города. Первую остановку сделали рядом с ближайшей рыночной площадью, где с особой торжественностью отслужили панихиду. Сама природа оказалась созвучной духовной радости, переполнявшей сердца верующих. После холодных и пасмурных дней появилось солнце, рассеялись тучи. Так после всех лишений и гонений, которые претерпел владыка Лука, обнажилась правда Божией славы, являющаяся нам во святых! Ведь свет Христов сияет и просвещает всякого, хотя не все и не всегда это видят из-за житейской суеты и душевной непогоды.

Пришедших проводить святые мощи собралось, по приблизительным подсчетам, 35–40 тысяч человек. Это было трогательное зрелище. В городе царила атмосфера духовного праздника, подчиняя неверующих и привлекая маловерных. Святитель возвращался в свой собор, где служил и проповедовал пятнадцать лет. Не случайно перенесение мощей состоялось в день памяти семи священномучеников Херсонесских. Прославленные святые принимали в сонм святых Крымской земли святителя-исповедника Луку.

— Святитель Лука — один из наиболее почитаемых святых Русской Церкви новейшего времени. Он широко известен среди церковных людей; на приходах ему часто заказывают молебны. Почему, на ваш взгляд, именно этого святого так любят наши современники?

— Владыка всецело посвятил жизнь служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем не много примеров такого сугубого подвига — святой великомученик и целитель Пантелеимон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан... Но святитель Лука жил и подвизался в наше время. И потому именно сейчас, когда очевидно духовное оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное — вера, надежда, любовь, мы особенно пристально всматриваемся в житие этого святителя. Как он жил? Как боролся с неверием, косностью, ханжеством? Как побеждал грех? Как протестовал против насилия и жестокости? Каким образом благодать Божия вела его по тернистой дороге целожизненного подвига и, наконец, ввела тесными вратами в Царство Отца светов?

Поскольку при земной жизни он много помогал людям как врач и хирург, верующие, конечно, обращаются к нему с просьбами о помощи в различных болезнях и телесных немощах. Имеются многочисленные свидетельства помощи святителя. Уважение и любовь народа он снискал своим ревностным служением Богу и людям, неустанной архиерейской деятельностью, самоотверженным врачебным трудом, проникновенными проповедями и глубокими научными исследованиями в области медицины. Его неординарная личность гармонично объединяла в себе нравственные качества духовного лица и профессионализм хирурга, талант богослова и профессорский кругозор.

— Что в вашей епархии делается для сохранения духовного наследия святителя Луки?

— Знаменательное событие, произошедшее в 1996 году, подвигает на новые труды по из­учению и распространению богатого духовного наследия, оставленного нам святителем. Пере­издаются его проповеди, которые записаны, ­бережно сохранены и скрупулезно перепечатаны на печатной машинке верующими современниками. Епархией переиздан монументальный труд святого хирурга «Очерки гнойной хирургии», актуальный и сейчас (понадобился даже второй тираж этой книги). Совместно с Министерством здравоохранения и Крымским государственным медицинским университетом имени С.Георгиевского издаем журнал «Православие и медицина». Создано Общество православных врачей Крыма имени святителя Луки, которое активно действует. Провели ряд международных ­церковно-научных конференций по апологетическим, богословским и научно-медицинским трудам святого угодника Божия. Перечень, конечно, далеко не полон.

— А кто-то из родственников святителя до сих пор живет на территории вашей епархии?

— Как известно, последние пятнадцать лет своей жизни владыка прожил на Госпитальной улице, 1 (ныне ул. Курчатова) с родной племянницей Верой Прозоровской и ее дочерью Майей. Майя Дмитриевна Прозоровская, внучатая племянница святителя Луки, и поныне живет в Симферополе, поддерживает тесную связь с епархией, делится теплыми воспоминаниями о своем великом родственнике.

От «Зерна Истины» до «Дара Божьего»

— Вы занимаете нынешнюю кафедру почти три десятка лет — срок если не рекордный в нынешней Церкви, то, по крайней мере, близок к этому определению. Обрисуйте, пожалуйста, путь, который епархия прошла за это время. Назовите главные достижения, а также проб­лемы, которые пока не удалось решить.

— Думаю, за эти годы удалось укрепить христианскую мораль, значительно поднять понимание величия православной веры в жизни людей и дать им духовную надежду, которая, по моему глубокому убеждению, может реализоваться только в Православии. Выросло число православных приходов. Если в 1992 году здесь действовало только полсотни православных общин, сейчас их уже свыше полутысячи (130 из них в 2009 году вошли в состав Джанкойской епархии и 72 — в образованную в 2012 году Феодосийскую епархию). Сегодня в составе Симферопольской и Крымской епархии зарегистрированы 258 православных религиозных общин. Возрождены девять крымских монастырей, идет процесс восстановления нескольких пещерных обителей, прекративших свое существование еще в XV веке, после турецкого завоевания Крыма. Нам также удалось добиться возвращения верующим свыше шести десятков храмов и часовен, то есть более чем 90% бывших церковных зданий и сооружений.

Широко развернута работа с молодежью. Например, еженедельная телепередача Конкурс знатоков православной культуры «Зерно Истины», которая выходит в эфир 14 лет (в этом году не только на местном крымском телевидении, но и на федеральном телеканале «Спас»), собирает у телеэкранов подростков и студенчество России, Украины, Беларуси. А молодежные клубы знатоков православной культуры «Зерно Истины», образующиеся на местах, становятся новыми высокоэффективными площадками по работе с юношеством.

Поле деятельности по-прежнему широко. Убежден, что Крым должен стать одним из важнейших духовных центров. Еще я хотел бы добиться, чтобы наш полуостров стал образцом мира, дружбы, духовного процветания живущих здесь людей, а также миллионов тех, кто ежегодно посещает этот богоугодный край.

— Крым — поликонфессиональный и полиэтнический регион. Как бы вы определили «температуру» межрелигиозного взаимодействия и добрососедства на полуострове сегодня? Расскажите, пожалуйста, о деятельности Межконфессионального совета «Мир — дар Божий» и о достигнутых там под вашим руководством результатах.

— Крым, как известно, изначальное место крещения Руси, колыбель духовности русского, украинского, белорусского и других братских народов. По признанию святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического, служившего здесь в середине позапрошлого века, Крымская земля — «древнее и родовое достояние наше. Здесь купель нашего крещения, здесь начало нашей священной истории и народных традиций». Русским Афоном называл этот угодник Божий наш полуостров. Особенностью современного Крыма является и его межнациональное, межконфессиональное разнообразие: здесь живут люди 133 национальностей. Помимо Православия, представлены ислам и другие религии. А это требует взвешенной, кропотливой работы по сохранению в регионе мира и стабильности.

Представители исторических религий и Церквей Крымского полуострова в ноябре 1992 года первыми на всем постсоветском пространстве объединились в Межконфессиональный совет «Мир — дар Божий», сопредседателем которого я ныне являюсь. Его учредителями стали представители традиционных религиозных конфессий Крыма. Межконфессиональный совет «Мир — дар Божий» вносит весомую лепту в дело сохранения мира на благословенном Крымском полуострове, в процесс законной защиты прав религиозных организаций, в возвращение культового имущества, популяризацию в обществе ценностей семьи, здорового образа жизни и т. п.

— Вы постоянный член Синода Украинской Православной Церкви. Удается ли вам бывать сейчас на заседаниях Синода?

— Действительно, с 2012 года я являюсь постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви. В связи с коронавирусной инфекцией и карантинными ограничениями мое присутствие на заседаниях Синода временно приостановлено. Хочу отметить, что в это непростое время Синод призвал духовенство, монашество и мирян к усиленной молитве и утвердил текст молитвы и прошения на сугубой ектенье, которые возносятся за Божественной литургией в период карантина в связи с распространением коронавирусной инфекции. Верю, что милостью Божией вскоре прекратится это моровое поветрие и вся наша жизнь войдет в прежнее русло.

Паломникам мы стали ближе

— Нынешний год в Церкви и в России проходит под знаком святого благоверного князя Александра Невского. Расскажите, пожалуйста, о программе юбилейных торжеств в вашей епархии.

— Конечно же, 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Нев­ского отмечается у нас торжественно. В рамках юбилея проводятся тематические телепередачи, разнообразные творческие конкурсы, конференции, организуются молодежные лагеря и паломнические поездки. Венцом празднеств станет великое освящение Александро-­Невского кафедрального собора в республиканской столице, а также установка памятника святому в ограде этого храма. В начале улицы Александра Невского в Симферополе появится мемориальная доска. В этом же городе именем святого благоверного князя Александра Невского будет наименована площадь.

— Как идут работы по воссозданию кафед­рального Александро-Невского собора?

— С первых месяцев моего служения в Симферопольской и Крымской епархии много сил и времени я положил на то, чтобы убедить местные власти, да и немалую часть отдалившегося от Православия за годы безбожия народа, восстановить в центре Симферополя уничтоженный в 1930 году кафедральный Александро-Нев­ский собор. Решение вопроса растянулось на годы. Наконец создали оргкомитет по восстановлению собора, куда вошли ветераны Великой Отечественной войны, в том числе кавалеры ордена Александра Невского, архитекторы, руководители крупных предприятий и, конечно же, представители Церкви. К 1999 году мы убедили Верховный совет Крыма принять решение о строительстве в сквере Победы (основой для которого, к слову, послужили деревья, выросшие на подворье кафедрального собора) духовно-патриотического комплекса, куда войдут соборный храм, памятник-танк и монумент в честь освобождения Крыма от турок в XVIII веке (Долгоруковский обелиск). Собор был внесен в перечень выдающихся памятников архитектуры, требующих безусловного восстановления. Строительство началось в 2003 году.

И вот собор перед нами! Завершено строительство, но еще продолжается роспись. И он с каждым днем все более и более обретает не только былое внешнее благолепие, но и внутреннюю духовную силу. За эту великую милость и дивное чудо ежедневно благодарю Всемилостивого Господа.

— После возведения Крымского моста полуостров стал гораздо доступнее жителям соседних российских регионов. Как это повлияло на епархиальные паломнические программы? В каком направлении они развиваются?

— Да, с открытием Крымского моста паломников из Краснодарского края, Ростовской области и Ставропольского края стало намного больше. Этим же путем приезжают в Крым и паломники из других регионов России, следующих на автотранспорте и поездах. Крымчанам же теперь стало намного проще посещать святые места Краснодарского края, Абхазии и Кавказа. Епархиальным паломническим отделом созданы маршруты по этим направлениям, и они пользуются большим спросом.

СПРАВКА

Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин Кременецкого р-на Тернопольской обл. в крестьянской семье. В 15-летнем возрасте поступил послушником в Свято-Духовский скит Успенской Почаевской лавры, затем нес послушание в Успенском Жиро­вицком монастыре. После срочной службы в Советской Армии поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1964 г. В 1968 г. окончил Ленинградскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1968–1971 гг. обучался в аспирантуре Московской духовной академии, нес послушания в Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

В марте 1971 г. рукоположен во диакона и во иерея, служил в Покровском женском монастыре и Владимирском кафедральном соборе г. Киева. 25 июля 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, исполнял послушание секретаря архиепископа Аргентинского и Южноамериканского. В 1978 г. возведен в сан протоиерея. 1 апреля 1980 г. в Почаевской лавре пострижен в монашество, 7 апреля возведен в сан архимандрита. 18 апреля 1980 г. хиротонисан во епископа Аргентинского и Южноамериканского, назначен Патриаршим экзархом в Центральной и Южной Америке.

20 июня 1985 г. возведен в сан архиепископа. С июня по октябрь 1985 г. временно управлял Ивано-Франковской епархией. 10 апреля 1989 г. назначен на Тернопольскую кафедру. С 11 февраля 1991 г. — архиепископ Одесский и Херсонский, с 27 июля 1992 г. — архиепископ Симферопольский и Крымский. 25 ноября 2000 г. возведен в сан митрополита.

 

Также на сашем сайте читайте исторический материал об обретении честных мощей святителя Луки Крымского (Воино-Ясенецкого) и интервью с епископом Ялтинским Нестором.

 

9 апреля 2021 г. 16:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
В исследовании дела об изъятии церковных ценностей рано ставить точку
В уходящем 2022 году Русская Церковь пыталась осмыслить начавшуюся сто лет назад кампанию по изъятию церковных ценностей, изучая архивные документы, анализируя трагические события двадцатых годов прошлого века, организуя научные конференции, публикуя результаты исследований. На эту тему в «Журнале Московской Патриархии» был напечатан ряд статей, в том числе священника Сергия Иванова, кандидата богословия, научного сотрудника Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви богословского факультета ПСТГУ. В первой половине 2023 года выйдет его книга «Святой Патриарх Тихон и кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году». «Журнал Московской Патриархии» встретился с автором и задал ему несколько вопросов о готовящейся к выходу монографии и ставшей ее темой богоборческой кампании двадцатых годов ХХ столетия. PDF-версия.
6 декабря 2022 г. 15:00