![]()
Возрожденный из руин «…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00
Тихоокеанский рубеж На долю Серафимовского мужского монастыря на острове Русский в прошлом году выпало немало испытаний: вредоносное поветрие — поразившая насельников коронавирусная инфекция, бушевавший в августе ураганный ветер и, наконец, обрушившийся на Приморье в ноябре ледяной дождь. PDF-версия.
12 февраля 2021 г. 14:00
Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
25 января 2021 г. 13:30
Взойти на Монахову гору Век назад отошел ко Господу первоначальник Никольского монастыря Оренбургской епархии игумен Зосима (Карцев). Именно он в начале XIX столетия обустроил на Монаховой горе за селом Покровка пещерный храм, давший второе, неофициальное название обители — «Святые пещеры». Корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал в заваленных в советское время и раскрытых в начале 2000-х годов пещерах и узнал, как возрождается монашеская жизнь в обители, некогда основанной казаком. PDF-версия.
14 января 2021 г. 13:40
Игумен Марк (Виленский), наместник Казанского Богородицкого монастыря: «В нашей обители физически ощущается Покров Пречистой Владычицы» В преддверии празднования Казанской иконы Божией Матери "Церковный Вестник" анонсирует интервью в "Журнале Московской Патриархии" с наместником Казанского Богородицкого монастыря игуменом Марком (Виленским) PDF-версия
2 ноября 2020 г. 12:50
Наместник Свенского Успенского монастыря игумен Алексий (Тюрин): Наша обитель неразрывно связана с историей трех славянских народов В ходе Первосвятительского визита в Брянскую епархию 20 октября 2019 года Предстоятель Русской Церкви освятил Успенский собор Свенского Успенского монастыря. Минувшим летом корреспондент «Журнала Московской Патриархии» побывал на Брянской земле, где посетил восстанавливающийся Свенский Успенский монастырь и побеседовал с его наместником - игуменом Алексием (Тюриным). PDF-версия.
22 октября 2019 г. 12:00
Паломники к нам приезжают со всей России Ровно год назад, в октябре прошлого года, в Вологодской епархии возрожден Богородице-Рождественский Ферапонтов монастырь. Легендарная обитель в ожерелье Русской Фиваиды, из которой в разные эпохи вышли несколько светильников Церкви Русской, снова стала местом монашеской молитвы. Параллельно на монастырской территории продолжает функционировать музейное учреждение, ежегодно принимающее тысячи туристов со всего света. И это неудивительно, ведь их привлекает единственный дошедший до нас полный комплекс фресок знаменитого мастера средневековой Руси Дионисия. В преддверии первого престольного праздника обители корреспондент «Журнала Московской Патриархии» беседует с ее настоятелем игуменом Иоасафом (Вишняковым). PDF-версия
18 октября 2019 г. 12:59
Памяти архимандрита Кирилла (Павлова) 8 октября 2019 года архимандриту Кириллу (Павлову), одному из самых почитаемых пастырей наших дней, исполнилось бы 100 лет. К этой памятной дате в октябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» (№10, 2019) выйдет статья, где о старце вспоминает один из его духовных чад и насельников Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Пафнутий (Фокин).
8 октября 2019 г. 10:00
Брянские сестры Брянская епархия торжественно отметила четвертьвековой юбилей. За свою историю земли Брянщины находились под управлением и Черниговских, и Западнорусских (в составе Великого княжества Литовского), и Смоленских, и Московских, и Орловских преосвященных. Подобная кафедра в Церкви существовала и в советские годы — с 1921 по 1945 год. После юбилейных торжеств корреспондент «Журнала Московской Патриархии» навестил женские обители Брянщины — поздравил насельниц с праздником и посмотрел, в каких условиях они живут и молятся. PDF-версия
24 сентября 2019 г. 10:59
|
![]()
ЖМП № 12 декабрь 2019 /
6 декабря 2019 г. 12:59
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви"Крестный ход — от лавры к Дворцовой площади — Ваше Преосвященство, когда вы впервые услышали об Александре Невском? — Думаю, не буду оригинален. Как и все представители моего поколения, узнал об этом человеке из фильма Сергея Эйзенштейна. Очень долгое время Александр Невский отождествлялся для меня с киногероем, блистательно сыгранным Николаем Черкасовым. Кстати, черкасовский персонаж до сих пор меня впечатляет. Считаю, до сих пор ни одна из других попыток изобразить Александра Невского средствами кинематографа даже рядом встать не может по убедительности и глубине образа. В детстве я считал Александра Невского былинным персонажем, кем-то вроде одного из легендарных русских богатырей со знаменитого васнецовского полотна. Позднее, уже в школе, узнал, что это реальная историческая личность. Конечно, в то время о Священной истории мы и помышлять не могли. Я и по-славянски-то читать учился по шести разрозненным страничкам из Евангелия от Матфея с параллельно напечатанными текстами на русском и церковнославянском языках. Когда после школы поступил в Крымский сельскохозяйственный институт в Симферополе, на весь город там было лишь два открытых храма. По-настоящему я впервые соприкоснулся с житиями святых, когда начал петь на клиросе в одном из киевских храмов. Церковный праздник — отличная возможность познакомиться с тем или иным святым, ведь ему поешь стихиры, тропарь и кондак! А когда поступил в Ленинградскую духовную семинарию, при любой возможности бегал в Троицкий собор лавры. И конечно, даже не мог предположить, что вернусь сюда наместником возрожденного монастыря. — Как известно, мощи святого благоверного Александра Невского горели в пожаре во владимирском Рождественском монастыре. Были ли вы свидетелем какого-то обследования? В каком состоянии мощи? — При мне специальных обследований не было, но состояние мощей давно уже не тайна. Я впервые увидел мощи Александра Невского, когда уже в должности наместника брал от них частицу по патриаршему благословению. Мощи представляют собой комплекс весьма разнородных фракций: сметки послепожарного пепла, остатки монашеской мантии, части собственно самих мощей, среди которых выделяются большие кости голени и предплечья, а также фрагменты ребер (один из которых мы передали в Храм Христа Спасителя), части черепа. Так что версия о полностью сгоревших в пожаре останках Александра Невского не имеет ничего общего с действительностью. Тем более что во Владимире мощи пребывали в каменном саркофаге, довольно устойчивом к внешнему воздействию пламени, что, кстати, подтверждается частично уцелевшей мантией. После революции, когда мощи вскрывались, в серебряной раке обнаружили разной формы и величины подушечки и валики. Но их наличие опять-таки легко объяснимо: эти предметы помещались туда не для «обмана верующих», а просто для придания мощам формы тела, а также для естественного расположения их во внутренней геометрии раки. Когда серебряную раку изъяли, кипарисовый ларец поместили в соборный мощевик, а затем и сами мощи оказались в «плену» безбожной власти до 1989 года. Теперь в оба дня памяти святого благоверного Александра Невского — 12 сентября и 6 декабря — мы снимаем верхнюю крышку большого мощевика и достаем кипарисовый ларец, чтобы верующие могли приложиться к святыне. — Как лавра готовится к юбилейным дням 2021 года? — Главное для России торжество состоится здесь, в Санкт-Петербурге, и пройдет в день перенесения мощей, 12 сентября. Конечно, лучше и правильнее праздничную программу растянуть как во времени, так и в пространстве, чтобы она охватила максимальное число территорий и людей и не прошла «для галочки». Собственный подарок к грядущему празднику я уже преподнес: посвятил приближающемуся юбилею свой сборник обо всех существующих в мире храмах Святого благоверного Александра Невского, два тома в котором рассказывают о действующих церквах и еще один — об утраченных (кстати, эта работа удостоена премии XIV Международного конкурса издательских проектов «Просвещение через книгу»). Логично будет, если общероссийское празднование юбилея начнется в Переславле-Залесском, где будущий святой родился, крестился и был «посажен» на княжение. Завершить же торжества лучше всего в день земной кончины Александра Невского в Городце и во Владимире. Такое распределение еще и поможет всем желающим посетить праздники в разных местах Отечества, связанных с памятью святого. Собственно лаврская программа торжеств у нас готова, есть и наши предложения по петербургской общегородской программе. В беседе с вами я впервые оглашаю идею, реализовать которую в юбилейный год, думаю, более чем уместно. Она касается видоизменения Елизаветинского крестного хода, ежегодно бывающего у нас 12 сентября. Как правило, по Невскому проспекту в его составе в направлении лавры идут тысячи верующих. Достигнув конечной точки, большинство из них расходятся по домам: площадь просто не вмещает такое количество людей. Поэтому через два года, думаю, лучше поступить наоборот: вместе со святыми мощами выйти из стен лавры, пронести их через весь город и по пути следования принимать людские потоки малых крестных ходов от Казанского и Исаакиевского соборов, Петропавловской крепости и т. д. На Дворцовой площади в этом случае состоялся бы праздничный молебен при участии первых лиц государства и города, который мог бы продолжиться грандиозным концертом. Места всем хватит! Тем более что, к счастью, в 2021 году 12 сентября выпадает на воскресенье, так что перекрытие улиц и площадей, надеюсь, доставит минимальный дискомфорт петербуржцам. Есть у меня и личная идея, связанная с предстоящим праздником. Неплохо было бы устроить передвижную выставку икон одного святого, а именно Александра Невского, из фондов Русского музея, Московского Кремля, Центрального музея древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева, Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Музея русской иконы и некоторых других. Ну и наконец, практически готова фотовыставка о храмах Святого благоверного Александра Невского. Городские власти это начинание поддерживают, готовы предоставить площадки для экспозиции петербургские Союз фотохудожников и Исторический парк «Россия — Моя история». Чтобы не получить штукатуркой по голове — Шесть с половиной лет назад, когда лавра готовилась к своему трехвековому юбилею, мы подробно рассказали (см.: ЖМП. 2013. № 4) о проходивших в ней ремонтно-восстановительных работах. Как известно, далеко не все из них тогда удалось закончить к летним праздникам. Все ли начатое тогда завершено к настоящему моменту? — Да. Та программа финишировала. Но она носила противоаварийный характер: на наших памятниках фактически проводились углубленный косметический ремонт и самые неотложные работы. Осталось множество проблем в Троицком соборе, где налицо критическое состояние фрагментов декоративной лепнины. В Министерстве культуры я так и сказал: если все мы не хотим, чтобы первые лица государства, другие гости и прихожане попали под обвалившиеся куски — помогите профинансировать работы по реставрации памятника федерального значения, находящегося в государственной собственности! На словах чиновники нас поддерживают, но времени-то мало: фактически остается единственный летний сезон. Сейчас мы продолжаем реставрационно-восстановительные мероприятия за счет собственных средств. Большая работа проведена по капитальному ремонту бывшего храма-усыпальницы во имя Исидора Пелусиотского, куда сейчас переехал Духовно-просветительский центр. В планах — восстановление Свято-Духовского храма. Ведем активные работы в храме на первом этаже Феодоровской церкви, где под бетонной заливкой обнаружены три десятка захоронений грузинской знати с разбитыми и обезображенными надгробиями. — Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние лавры как монашеской общины? — Всех паломников я всегда прошу молиться о монахах на Невском проспекте. В центре огромного мегаполиса они несут сложное послушание. Когда митрополит Владимир (Котляров) 23 года назад перевел меня сюда с Коневского монастыря на острове Коневец, тут было всего восемь насельников, которые занимали шесть келий-комнатушек. Служить начинали в Никольской кладбищенской церкви. Но фактически лавра как монастырь стала возрождаться с упразднения прихода Троицкого собора и передачи его под управление Духовного собора обители. Сейчас лавре передан весь исторический монастырский ансамбль, за исключением Благовещенской церкви. В штате у нас 65 монашествующих. Десять из них, правда, окормляются у правящего архиерея Санкт-Петербургской епархии, так что непосредственно в моем распоряжении 55 насельников. — Достаточно ли этого числа? — Полностью устроило, если бы их стало двумя десятками больше. Тогда можно было бы обойтись исключительно собственными силами, без посторонней помощи (конечно, кроме специалистов, которых нет среди насельников). Нужны люди и в двух скитах, один из которых — дальний, Никольский — сейчас только формируется. — Вы упомянули о сложностях для монаха, обусловленных территориальным расположением монастыря. Они общеизвестны. Но влияют ли они на текучесть монашеской общины? — Я соблюдаю принцип свободы как первого и главного из богатств, дарованных Господом человеку. Новичков в кандалы не сажаю: походи, присмотрись, попробуй себя на разных послушаниях. Если решишься не уходить — конечно, с принятием пострига свобода твоя ограничится. Но, разумеется, совсем не исчезнет. Если кто находит себе другое место — насильно не держу! Например, недавно по обоюдному согласию расстались с одним иеромонахом, который много и плодотворно работает с молодежью и активно сотрудничает с телекомпанией «Союз». Он написал прошение о переходе в другую епархию в нашей митрополии, и я его удовлетворил. Молитва без домовой книги — Откуда приходят к вам послушники? — К сожалению, исторически сложилось так, что еще с дореволюционных времен связи с местными духовными школами у нас не очень тесные, хотя мы и соседствуем на едином острове, омываемом водами Невы, Монастырки и Обводного канала. Мы своих насельников посылаем туда получать высшее образование, а вот обратного движения что-то не заметно. Приходят русские из разных регионов страны (причем Санкт-Петербург отнюдь не превалирует), граждане Украины, Белоруссии, Литвы, Эстонии. Главная проблема, ограничивающая экстенсивное развитие нашего монастыря — формальное (с точки зрения российского законодательства) отсутствие жилых помещений. Мы занимаем архитектурный ансамбль, отнесенный к памятникам федерального значения, поэтому получить постоянную регистрацию у нас невозможно. Хотя это, конечно, нонсенс. Бытовые условия тут не хуже, чем в доброй половине петербургских квартир, но домовую книгу нам не дают. Поэтому насельники исхитряются кто как может: получают постоянную регистрацию у родственников, знакомых, доброхотов из числа наших прихожан. — А реально селить новичков есть куда? — Пока да. Но основательно сдерживает обустройство новых келий наличие паломнических гостиниц в братских корпусах. Придут 10 человек — свободного места не останется, еще 10 — и придется думать над этой проблемой. — Есть ли насельники, которые просятся в скит? — Скорее, есть такие, которые, слава Богу, не против. Конечно, монаху в городе тяжело. Но человек ко всему привыкает, а вокруг каждого из священников со временем складывается мини-община прихожан. Вырывать такого насельника из монастыря, перебрасывая его на работы в скит, — значит наносить прямой ущерб духовной жизни. — Сложился ли в Лавре более-менее цельный приход? — Мы городской монастырь, поэтому каких-то принципиальных особенностей у нашего прихода нет. Разве что остался костяк прихожан, составлявших общину Троицкого собора еще как приходского храма Санкт-Петербурга. Жаловаться грех: нашу лавру горожане любят! В надвратной церкви мы проводим венчания, в крипте Троицкого собора устроили крестильный храм с настоящим баптистерием. Людской поток к нам не оскудевает, хотя вместо 16 действовавших в Ленинграде церквей в Санкт-Петербурге открыто уже около четырех сотен православных храмов. — Выше вы упомянули о до сих пор не разрешившейся ситуации с передачей Благовещенской церкви. На протяжении этой истории позиция государства несколько раз кардинальным образом менялась. В чем дело? Кто против передачи первого лаврского храма Церкви? — Против пользователь — Музей городской скульптуры. Это своеобразная копия фарса с передачей Исаакиевского собора, только в миниатюре. Пожалуй, даже более возмутительная: Благовещенская церковь входила в перечень памятников, подлежащих передаче Церкви в соответствии с Распоряжением Президента РФ от 23 апреля 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». Теперь Музей городской скульптуры пытается представить дело так, будто во все времена это был только храм-усыпальница. Но, хотя здесь похоронен генералиссимус Суворов, многие другие знаменитые петербуржцы, Благовещенская церковь продолжала действовать даже после закрытия лавры как монастыря. Вплоть до января 1935 года здесь ежедневно совершалась Божественная литургия. Более того, там параллельно функционировали два прихода, немного конкурировавшие друг с другом, — один в нижнем храме, посвященном Благовещению Пресвятой Богородицы (это день рождения лавры), другой — в верхнем, престол в котором, к слову, посвящался святому благоверному князю Александру Невскому! Увы, приходится доказывать очевидные вещи... Да, государство неоднократно меняло свою позицию. В год 300-летия лавры вице-губернатор Василий Кичеджи прилюдно заявил о скорой передаче храма. Но воз и ныне там. А ведь именно в эту церковь были внесены мощи святого благоверного Александра Невского, когда они прибыли в наш город. Им даже пришлось немного подождать в Шлиссельбурге, пока церковь готовили к тому знаменательному событию. Так что вернуть этот храм Церкви к важнейшему юбилею, к которому мы сообща сейчас готовимся — всего лишь честный долг государства и ничего более. БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА. Епископ Кронштадтский Назарий (Николай Алексеевич Лавриненко) родился 11 августа 1952 г. в с. Ивковцы на Черкасчине (Украина) в многодетной семье. В 1974 г. окончил Крымский сельскохозяйственный институт. После срочной службы в Группе советских войск в Германии работал в Центральном республиканском ботаническом саду Академии наук Украинской ССР в должности старшего инженера. После обучения в Ленинградской духовной семинарии в 1985 г. пострижен в монашество и рукоположен в диакона, а затем в иеромонаха. С марта 1986 г. нес послушание в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. С ноября 1987 г. — настоятель Спасо-Преображенского собора г. Выборга. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию и возведен в сан игумена. В 1990 г. назначен настоятелем ленинградского подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского монастыря. В феврале 1991 г. в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рождество-Богородичного Коневского монастыря. В 1996 г. назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. С 17 апреля 1997 г. — наместник Александро-Невской лавры. Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. (журнал № 52) избран епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской епархии. Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) присвоен титул «Кронштадтский».
6 декабря 2019 г. 12:59
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь: Крым — колыбель духовности русского, украинского и белорусского народов Постоянный член Синода Украинской Православной Церкви — о том, как происходило обретение честных мощей святителя Крымского Луки, о воссоздании Александро-Невского кафедрального собора и о межконфессиональном диалоге на полуострове. PDF-версия.
9 апреля 2021 г. 16:00
Совет превечный «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком. PDF-версия.
6 апреля 2021 г. 12:30
Врачеватель душ и тел Случилось это в ночь с 17 на 18 марта на Крестопоклонной седмице Великого поста, и вот уже 25 лет мощи небесного заступника Крымской земли пребывают в соборном храме Троицкого женского монастыря в столице полуострова. Тогда, впрочем, церковь на Одесской улице в центре города была приходским храмом, хотя и в ранге кафедрального собора. PDF-верия.
5 апреля 2021 г. 17:00
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «Каждому пастырю нужно готовить себя к жертвенному и самоотверженному служению Церкви и людям» Отметивший 85-летний юбилей патриарший наместник Московской епархии рассказывает «Журналу Московской Патриархии» о своей деятельности на поприще внешних церковных связей, о подготовке канонизации новомучеников в 1990 годы и о развитии православного образования в Подмосковье. PDF-версия.
2 апреля 2021 г. 19:30
|