![]()
Говорить о слове Божием Библейские встречи, на которых прихожане изучают Священное Писание, все чаще становятся неотъемлемой частью приходской жизни православных храмов, причем не только в России, но и за рубежом. И все чаще их берутся вести миряне. Как получилось, что они стали заниматься этой непростой катехизаторской деятельностью, и что дает им этот опыт? Об этом корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказали прихожане зарубежных и российских епархий. PDF-версия.
15 августа 2022 г. 16:00
Мы нашли Мессию! Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Невольник не богомольник Минуло десять лет со времени утверждения Священным Синодом документа о катехизическом служении в Русской Церкви*. К моменту его подготовки стало очевидно, что время, когда желающие креститься не помещались в храме, прошло, и Церкви нужно вновь обратить пристальное внимание на свое просветительское служение. Наш опрос показал, что сегодня опять появилась необходимость вернуться к этому документу, чтобы обобщить накопленный опыт и выявить наиболее эффективные формы и методы работы. Как пробудить в людях интерес к Православию, кто должен проводить огласительные беседы — священник или мирянин, какими должны быть эти встречи, чтобы люди захотели остаться в Церкви, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
19 июля 2021 г. 19:00
Протоиерей Валериан Кречетов: «Я свой выбор сделал в детстве»
Что самое страшное может случиться с молодым пастырем, какие изменения сегодня нужны Церкви, полезно ли священнику работать, с помощью чего надо изучать богословие и как изобретение самовара стало душеполезным занятием? Ответы на эти и другие вопросы о пастырстве — в интервью со старейшим клириком Московской епархии, почетным настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Одинцовского района протоиереем Валерианом Кречетовым. PDF-версия.
8 июля 2021 г. 16:30
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
Игумен Пантелеимон (Королев): «Моя задача — сохранять доверие братии» Свято-Троицкий Данилов монастырь — одна из архитектурных жемчужин Переславля. Основанный в XVI веке преподобным Даниилом Переславским на месте кладбища для странников, в удалении от городской суеты, он и сегодня хранит тишину и покой, располагающие к душеполезным размышлениям. При каких условиях создается настоящая монашеская семья, почему духовником обители должен быть ее настоятель и что для иноков сегодня самое сложное, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель обители игумен Пантелеимон (Королев). PDF-версия.
17 декабря 2021 г. 16:00
Желая Небесного Царствия В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности святого князя, значимости его цивилизационного выбора, его военного таланта, его личного благочестия и т. д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В истории последних дней святого князя Александра Невского «Журналу Московской Патриархии» помогает разобраться доцент кафедры теологии МПГУ священник Георгий Харин. PDF-версия.
5 декабря 2021 г. 14:00
Постриг как награда С Феодоровской колокольни Богоявленского женского монастыря можно бесконечно любоваться не только храмами обители, но и всего древнего Углича. Правда, такая возможность у любителей древнерусской культуры появилась совсем недавно. Всего десять лет назад, когда игумению Антонину (Злотникову) благословили возрождать заброшенный Богоявленский монастырь с 500-летней историей, ее встретили здесь не только ветшающие храмы с прогнившими крышами, но и притон бездомных, городская помойка, жилые корпуса и студенческое общежитие. А красавицы колокольни Феодоровского храма, как и монастырской стены, просто не существовало. PDF-версия.
16 сентября 2021 г. 16:30
Небесный заступник Тверской земли В середине XV века великий старец Митрофан Бывальцев, вернувшись на родину после девятилетнего пребывания на Афоне, по свидетельству Иосифа Волоцкого, признался, что напрасно он предпринял столько трудов, чтобы попасть на Святую Гору, ведь все то же самое можно было найти в Калязинском монастыре. Калязинский Троицкий Макарьев монастырь был самой большой обителью на Тверской земле. В разное время сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Борис Годунов, царь Михаил Федорович, юный Петр I. А основал знаменитый монастырь в дремучих лесах под Тверью святой Макарий Калязинский. PDF-версия.
16 июля 2021 г. 17:00
Стреляйте, а монастырь выселять не позволим Одигитриевский — первый основанный в Челябинске — монастырь был крупнейшей южноуральской обителью. Официальный статус монастыря получен в 1862 году. Монастырь располагал большим хозяйством: пашни и луга, леса и водоемы, пасека, скотный и конный дворы, ветряная мельница, молочная ферма, фруктовые сады и теплицы. Здесь действовало три храма и две часовни, работала церковноприходская школа, функционировали приют для девочек на 25 человек, больница, мастерские. Как и подавляющее большинство православных монастырей в Советском Союзе, Одигитриевский не перенес эпохи «ударного построения основ социализма». Его закрытие пришлось на первые годы советской власти. PDF-версия.
13 июля 2021 г. 19:00
|
![]()
ЖМП № 2 февраль 2013 /
Схиархимандрит Гавриил (Бунге): Монашество - сердце ЦерквиПолвека в монашестве, тридцать два года отшельнической жизни... Это редкий духовный опыт для наших современников. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) приоткрывает завесу жизни монаха-затворника, делится переживаниями, наполняющими душу монаха вдали от суетного многообразия мира. Его советы о духовной жизни и молитве просты и понятны, основаны на личном опыте и глубоком знании творений святых отцов. — Отец Гавриил, вы часто вспоминаете в своих беседах древних отцов-пустынников. С чем связано ваше внимание к ним? — Вы наверняка знаете, святые отцы-пустынники беседовали с приходившими к ним паломниками не по книгам. В Патерике мы видим, что их ответы — это экспромт, импровизация. И это очень важно. Люди приходили к отцу-пустыннику, который старался ответить на все вопросы, и, надо сказать, вопросы всегда были личные и никогда — общие. Отцы делились собственным духовным опытом, который они получили от своих духовных отцов, и опыт этот предавался от одного к другому. А затем, из того, что они говорили, сложились апофтегмы, или изречения, в которых была заложена простая и понятная мудрость, потому что отцы-пустынники не говорили о теологических проблемах и не толковали Святое Писание. Они учили справляться с обычными человеческими страстями и промыслами. И важно, что это не было просто теорией, они исходили из собственного опыта. И сегодня эти очень древние тексты, переведенные, изданные, читают простые христиане и находят в них помощь, просветление. — Позвольте задать вам как монаху-отшельнику вопрос: в чем суть вашей жизни в затворничестве, как складывалась ваша жизнь в отсутствие постоянного общения с людьми? — Монахи редко говорят о себе, они предпочитают цитировать святых отцов. Я тоже очень редко говорю о своем опыте. Я живу отшельником в горной монашеской келии уже 32 года, но мне кажется, что я еще слишком молод для того, чтобы рассказывать о своем опыте... Но я могу рассказать вам одну историю. Как-то я посмотрел французский документальный фильм «Свет пустыни». В нем рассказывалось о монастыре святого Макария Великого, это монастырь Коптской Церкви. В конце фильма съемочная группа посетила очень-очень старого монаха-отшельника, одного из основателей монастыря, мне кажется, его звали Абуна Мина, ему более 90 лет. Ему задали вопрос: «Что же вы нашли здесь, живя такой жизнью?» На что этот человек, с лицом, которое не пощадили песок, холод, зной, ответил с прекрасной улыбкой на лице: «Удивительную близость Бога». И это воистину так! И он может так говорить, но если бы это были мои слова, то люди бы мне не поверили. Но я очень стремлюсь именно к тому, что он сказал. — Давайте поставим вопрос по-другому. С вашей точки зрения, в чем состоит разница между монашеской жизнью в общине и жизнью монаха-пустынника? В России возрождение монашеской жизни во многих случах наблюдается в довольно крупных монастырях... — Да, я наблюдал это на Валааме. — В чем же разница между жизнью в общине и отшельничеством? — Конечно, в целом разницы особой нет. Ведь основоположников пустынножительства и монашества было не так много, как вы знаете. Это, к примеру, Антоний Великий, Пахомий Великий, а затем и Антоний и Феодосий Печерские. Та же жизнь, те же цели, те же задачи. Но вот правила дисциплины и режим дня другие. Монастырь — это своего рода школа. Это, собственно, жизнь в общине. В любом случае, там вы не одиноки, вас наставляют другие люди, я повторюсь, это — школа, где вы учитесь у других. И большинству людей этого вполне достаточно. Но, как это часто случалось в истории, и в России в том числе, иногда монахи понимали, что им требуется уединение, и уходили, по одному или несколько. Я прожил в общине 18 лет, постиг основы монашеской жизни. Но затем пришел день, когда я понял, что хочу более тихой жизни. В отшельничестве все чувствуется намного глубже. Например, отношения с Церковью. Вначале я думал, что буду находиться, образно говоря, в «самой гуще», но то было материальное, физическое ощущение. Затем я старался быть незаметным, и не хочу делать голословных утверждений, но я никогда не чувствовал себя настолько близко к Церкви, ее святым таинствам, не ощущал в столь полной мере церковной жизни до тех пор, пока не оказался в отшельничестве. — В одной из статей вы размышляли о единстве Церкви. Мне кажется, опыт единения в молитве, единства во Христе очень важен, однако существует множество препятствий к этому, и очень часто одним из таких препятствий является наша собственная жизнь. Не могли бы вы рассказать о вашем опыте единства, чем для вас является православие? В чем для вас как для бенедектинского монаха в прошлом и православного в настоящем связь православия и единства Церкви? — О православии я могу сказать лишь одно, и многие католики подтвердят мои слова. Православная Церковь — единственная Вселенская Святая Апостольская Церковь. Она всегда была такой, и всегда будет, несмотря на то, что претерпела. И поэтому я, как и многие другие, принял решение перейти в православие, потому что понял, что надежды на то, что Западная Церковь, Католическая Церковь когда-либо вернется на путь, который оставила, нет. Единство Церкви возможно построить лишь на общем фундаменте. А фундаментом послужило бы объединение Востока и Запада. Единство Церкви существовало около тысячи лет, были, разумеется, определенные проблемы, но тем не менее. Церковь — это дом Божий, как говорили апостолы. Но сейчас это уже не просто дом, это — небоскреб, потому что каждое столетие по кирпичику строилось что-то новое, как будто очередная квартира в доме. Может быть, не совсем удачное сравнение. Но есть основание — Иисус Христос и апостолы, а мы годами выстраиваем дом Божий на этом основании. А если говорить об архитектуре церковных зданий, то Восток и Запад раньше строили совершенно одинаково, в романском стиле. А затем Запад внезапно перешел на готический стиль, а потом и на Ренессанс. Грегорианская реформа, которой подверглась Западная Церковь, только увеличила степень отчуждения. Был потерян литургический смысл храмового зодчества, и я здесь более имею в виду духовную сторону вопроса, чем архитектуру. — Вы очень интересно говорили о единстве как о заповеди и даре... — Возможно, я не очень хороший богослов, но я абсолютно уверен в том, что в Писании ничего не сказано о том, что Господь заповедал нам объединяться. Видите ли, многие люди постоянно говорят о том, что Господь заповедал нам объединиться, стать «единым целым». Но Он не говорил ничего подобного, Он просил об этом Бога Отца. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино». Это не заповедь, это — дар. Все, что мы можем, это принять его и оставаться в нем. Тогда единство будет сохранено. Но достичь его самостоятельно нам не под силу, и я думаю, что и вернуть его человеку невозможно. — Как ваша бенедектинская община отнеслась к тому, что вы решили присоединиться к Православной Церкви? Насколько я знаю, аббат-примас относится к православию с большой симпатией и даже в свое время поддерживал Объединенную международную комиссию по богословскому диалогу между Римо-католической и Православной Церквами? — Совершенно верно, однако комиссии больше не существует. Но идея ее создания исходила от бенедектинских аббатов, которые хотели бы помочь возрождению русских монастырей. Бенедектинский орден — один из старейших ныне существующих на Западе. Конечно, он старше ордена иезуитов или доминиканцев, живет по одному из древнейших уставов в истории западного монашества. Все бенедектинцы, включая сформировавшиеся позднее ордена цистерианцев и траппистов, следуют Уставу святого Венедикта, что делает их одной большой семьей. Орден был основан еще до разделения Церквей, поэтому вполне естественно, что бенедектинцам очень близка Православная Церковь. Мое решение было воспринято положительно. Это мой личный выбор, не связанный с какими-то политическими моментами или желанием подняться по служебной лестнице, что в моем возрасте было бы даже смешно предположить. Мое желание присоединиться к Православной Церкви было одобрено даже католическим священником, который также понимал, что это сознательный выбор, а не поспешное решение. Никто из тех, кто меня знает, не отнесся к моему поступку враждебно. Некоторые люди, конечно, меня не поняли, но, возможно, потому, что не осознали — став православным, я никогда не буду противником Католической Церкви. Я часто говорю моим православным друзьям, что на Западе люди отделены от общения с Православной Церковью, но чаще всего это не их выбор, просто они родились, как мы говорим, «по другую сторону улицы», и как они могут что-то сделать в одиночку? Они просто стараются жить как можно лучше, как умеют. Одна простая женщина, католичка, мне как-то сказала: «Отец Гавриил, Вы навсегда останетесь в нашем сердце, мы понимаем Вас. В конце концов, Вы сделали то, о чем Вы всегда проповедовали, Вы вернулись». И еще она мне сказала, что же, по ее мнению, есть Православная Церковь. Это — Церковь вечности. Удивительно. — Еще один вопрос о монашестве. Мы обычно говорим, что монахи — это «соль земли», церковная элита... — Это верно для Православия, но для Западной Церкви — далеко не всегда. — Я говорю об очень зыбком равновесии. Если такое суждение выносит Церковь, то это одно, но если так о себе говорит сам монах, то это уже считается неприемлемым. — Монахи так говорят? Надеюсь, нет. Я бы о себе такого не сказал никогда. — Но почему так происходит? Что же странного в том, что монах говорит о себе то, что о нем говорит Церковь? — Я затрудняюсь ответить, в этом вопросе у меня совсем нет опыта. Россия — большая страна. В Русской Церкви около 800 монастырей, и я каждый раз узнаю что-то новое, о чем на Западе даже не имеют представления. Это странно для меня. Я бы сказал, что в православии монашество — это сердце Церкви. Но сердце — скрытый, внутренний орган. И, так же как с другими внутренними органами, если вы их не ощущаете, значит, со здоровьем у вас все в порядке. Но если вы вдруг почувствуете боль в сердце или в желудке, к примеру, значит, что-то не в порядке. Внутренние органы должны работать исправно и незаметно. Западное монашество во втором тысячелетии стало тем самым заболевшим органом, традиционное монашество я имею в виду... Но вернемся к Вашему вопросу. Я никогда не встречал монаха, который говорил бы о себе как о церковной элите. Может быть, вы говорите о совсем молодых послушниках? — На Западе вы были духовником, исповедовали людей. Расскажите, пожалуйста, об этом опыте. Чувствуют ли западные христиане потребность исповедоваться? Что означает серьезное отношение к исповеди? В России это непростой вопрос, потому что, как вы знаете, традиционно мы исповедуемся каждый раз перед причастием и у новоначального христианина обычно с этим нет никаких проблем. Но чем больше человек воцерковляется, тем труднее нам покаяться, потому что мы знаем о грехах, которые исповедуем постоянно, говорим о них всю нашу духовную жизнь. И порой получается, что наше раскаяние становится формальным. — Раскаяние не должно быть формальным. Мне кажется, лучше всего в такой ситуации дождаться момента, когда человек, вынужденный каждый раз говорить об одних и тех же грехах, поймет, что он не знает, что ему говорить. Есть люди, которых я очень хорошо знаю. Они часто приходят в храм. И им не обязательно бывать на исповеди всякий раз, но одному справляться с грехами невозможно. Хорошо, если люди приходят в течение недели, но если прямо перед Литургией, когда у меня нет ни диаконов, ни священников, которые могли бы мне помочь, мне приходится чуть ли не прерывать исповедующегося. Но я должен сказать, что прихожане знают, зачем и почему они приходят, иногда с одними и теми же слабостями, и они плачут, потому что в буквальном смысле не способны их преодолеть. Я бы никак не назвал это формальностью. На Западе сегодня люди не чувствуют себя комфортно на исповеди. В некоторых Церквах или даже странах некоторые вообще не имеют представления о том, как надо исповедоваться. Я сталкивался с тем, что человек ничего не знает о своих грехах, но охотно говорит о своих проблемах. И я всегда говорю, что есть две вещи — исповедь и беседа с духовником, это не одно и то же. На исповеди вы исповедуете ваши грехи, и больше ничего. А уже потом, после службы, если у нас есть время, мы сядем и обсудим ваши проблемы. — В Русской Православной Церкви обсуждается вопрос о том, чтобы разделить беседы с духовником и исповедь, потому что многие, особенно неофиты, считают, что время исповеди — это время духовного общения с батюшкой. — Конечно, потому что совершенно не знают разницы между ними. — Да, и священники очень загружены, им не выкроить времени для того, чтобы и исповедовать, и проводить духовные беседы впоследствии. Некоторым удается, но, я бы сказал, очень немногим. С вашей точки зрения, с какой целью прихожанин приходит к отцу-исповеднику на духовную беседу? Я имею в виду, когда она происходит не на исповеди, а после нее? — Цель — упорядочить свою жизнь, понять, в правильном ли он идет направлении, все ли он делает правильно. Я даю послушание, говорю, как молиться, но при этом всегда учитываю состояние здоровья, духовное устроение, насколько человек пришел в вере к Господу, есть ли у него семья или это одинокий человек, это очень важно. Каждый месяц прихожане приходили ко мне и рассказывали, что и как они сделали, какие есть трудности, проблемы, что не получается. И я вижу их духовный рост, которого они сами не видят, вижу все вехи их духовного развития. Я никогда не даю непосильных послушаний, для меня важна не трудность, а регулярность их исполнения. Когда человек дает обещание это послушание исполнить, я ожидаю, что он так и поступит, но для некоторых людей очень-очень трудно исполнить это обещание. Иногда проходят годы, много лет. И потом человек наконец понимает, что же мешает его духовному росту. Я никогда бы не сказал человеку, к примеру: «Истинная твоя проблема в том, что ты слишком гордый». Нет, я всегда ждал того момента, когда он придет ко мне и скажет: «Батюшка, после стольких лет я наконец понял, что моя гордыня мешает мне». Очень важно дождаться такого момента. Очень важно дать возможность человеку самому осознать то, что для духовника или отца-исповедника уже и так очевидно. Но не каждый прихожанин приходит к исповеднику, не каждый находит своего духовника. И это очень тяжело осознавать. Что же касается тех, кто путает исповедь с духовной беседой, мне кажется, со временем они поймут, что у приходского священника слишком много обязанностей, послушаний. И, если он пока не может побеседовать с ними, скажем, после службы или в отдельные дни, значит, он просто не может уделять человеку достаточное количество времени. Ведь людям нужно время, чтобы высказаться, а батюшке — чтобы ответить на их вопросы. Бывает, конечно, что человек очень четко знает, чего он хочет, и, зная, что у отца-исповедника есть от силы 5–10 минут, такие люди сразу же переходят к делу и испрашивают совета. Им нужен лучик света в их темный час, и если Господь попустит, то, конечно, они его увидят. — Часто ли к вам обращаются за советом о молитвенном правиле? Есть утренние молитвы и вечерние, но иногда этого недостаточно. Например, когда на молитву встаешь вместе с детьми, то монашеское исповедание грехов далеко не всегда понятно и, более того, не всегда уместно. Мне не раз приходилось быть свидетелем дискуссии о том, что и как можно изменить в домашнем молитвенном правиле. Архимандрит Софроний (Сахаров) написал для своих чад прекрасную утреннюю молитву. Он говорил, что преподобный Макарий Великий жил совершенно в другой среде, в другое время, а современным людям следует настроиться на предстоящий день, и это именно то, что мы и делаем в утренней молитве. Некоторые священники, к примеру, советуют добавить к утреннему правилу псалмы или тропари празднуемых в этот день святых... — Я бы дал точно такой же совет. Именно так я и делаю это и всегда так делал. — А какой у вас подход к молитвенному правилу для мирян? — Есть определенные рамки, но духовный отец вправе подкорректировать их. Молитвы остаются теми же, но ведь если вам тяжело или вы чувствуете, что прочитанных молитв вам мало, всегда можно что-то добавить, псалмы например, как вы сказали, или, если чувствуете вдохновение, напишите свою молитву. Почему нет? Я не читал молитву отца Софрония, но я знаю, как это бывает в духовных отношениях — старший помогает младшему расти духовно, именно расти, а не формально практиковать веру. Благодарение Богу за духовных отцов, способных поддержать людей в их серьезном стремлении жить духовной жизнью. Беседовал Сергей Чапнин пер. с англ. Дарьи Подчезерцевой Крестовоздвиженский скит схиархимандрита Гавриила. Швейцария
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Поучение новопоставленному иерею В пасхальном номере Американского Православного Вестника, официального органа Русской Церкви в Америке (№ 8, 15–28 апреля, за 1900 год) было опубликовано Послание святителя Тихона, в то время епископа Алеутского и Северо-Американского, новопоставленному иерею Владимиру Александрову. Архипастырь напутствовал священника, которого ждала многонациональная и в большинстве своем нецерковная паства. Прошло более ста лет, но слова наставления звучат как будто для нас сегодняшних. PDF-версия.
26 мая 2023 г. 16:00
«Введение в арамеистику и сирологию» В Центре Императорского православного палестинского общества в Москве 10 марта 2023 года прошла презентация серии книг «Корпус христианских текстов и исследований» Центра изучения патристики и христианской древности при Московской духовной академии. Соорганизаторами мероприятия выступили Московская духовная академия, ИППО и Центр культурного сотрудничества имени святителя Спиридона Тримифунтского. Идея «Корпуса христианских текстов и исследований» как Приложения (Supplementum) к журналу МДА «Библия и христианская древность» заключается в подготовке ориентированного на русскоязычного читателя издания текстов отцов и христианских писателей Церкви. Данный проект предполагает работу с рукописями оригинального текста, который сопровождается переводом, вводной статьей (исследованием), комментарием, индексами и словарем терминов с использованием всего имеющегося на данный момент научного отечественного и зарубежного исследовательского материала. Среди представленных работ было исследование кандидата филологических наук Армана Егишевича Акопяна «Введение в арамеистику и сирологию», выпущенное в свет издательством Московской духовной академии в серии «Современные переводы и исследования». «Журнал Московской Патриархии» попросил автора рассказать о его книге. PDF-версия.
23 мая 2023 г. 16:30
Протоиерей Борис Глебов 01.06.1936 – 28.02.2023 28 февраля 2023 года на 87-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни отошел ко Господу почетный клирик Спасо-Преображенского собора города Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов.
18 мая 2023 г. 16:40
|