выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости
Покровский собор "на Рву" выглядит так же, как и во второй половине XVII века
18 июля 2011 г. 17:35
версия для печати версия для печати

Автор идеи девятиглавого Покровского собора- митрополит Макарий

Храм Покрова Божией Матери на Рву, известный как собор святого Василия Блаженного отметил 450-летие. К юбилею в соборе открылась новая музейная экспозиция, посвященная известным московским чудотворцам: Василию, Иоанну и Максиму юродивым. Между тем, в вопросе, сколько архитекторов было у собора, до сих пор существуют разные мнения. На этот и другие вопросы мы попросили ответить заведующую филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяну Сарачеву.

У Покровского собора было два архитектора – Барма и Постник, именно они упоминаются в летописи лучше в письменных источниках. Сегодня ученые – историки придерживаются этой версии. Версия, что архитектор был один – Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник, появилась в 50-е годы, но филологи пришли к другому мнению. По последним научным данным, сама идея многопридельного храма принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого града Иерусалима, города в городе, что отвечало идее Третьего Рима. Распространенное мнение, что к основной Троицкой церкви последовательно пристраивались придел за приделом после каждой победы Ивана Грозного в Казанском походе – маловероятно. Во-первых, достоверно известно, что сначала на этом месте стоял деревянный храм, который просуществовал менее года. Его разобрали и возвели новый каменный, девятиглавый. Считается, что деревянный храм имел только семь приделов, а не восемь вокруг девятой центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, как каменный. Во-вторых, пристраивать приделы к центральному храму невозможно по архитектурным соображениям. Подклет первого яруса своим мощным основанием держит 9 церквей верхнего яруса. Восемь из них расположены симметрично вокруг центральной церкви. Такую композицию можно рассчитать только всю целиком. Однако сегодня собор выглядит так, как это было во второй половине XVII века. В это время к нему для защиты от климатических воздействий пристроили с юга и запада два крыльца, и сделали своды над внешней галереей. Храм потерял свою воздушность и легкость, но стал защищен.

Что касается святынь, представленных на выставке (иконы, хоругви, вериги), то возникли проблемы с реставрацией металлических хоругвей: никак не удавалось укрепить на латунных накладках живописный слой и восстановить лики святых. И только благодаря тому, что у нас очень опытный коллегиальный реставрационный совет, мы решили эту задачу.

Покров на раку святого Василия Блаженного (XVI век) дошел до нашего времени по двум обстоятельствам. С одной стороны, он изготовлен из атласа и шелка, и прошит золотными нитями. Драгоценный металл всегда - своеобразная защита для тканей. А с другой, в Покровском соборе очень быстро после 1917 г. организовали музей. Его первые руководители и сотрудники были опытными искусствоведами и исследователями. Они понимали значение покрова и других святынь не только с точки зрения религиозной, но и как бесценных предметов церковно-прикладного искусства.

К 14 октября (престольному празднику) выставка в Покровском соборе пополнится экспозицией, посвященной Казанскому походу Ивана Грозного, обязательно будут выставлены предметы, найденные во время археологических раскопок на территории собора и уникальные иконы. Особенно интересен раздел, посвященный истории реставрации собора на протяжении XX столетия. 

18 июля 2011 г. 17:35
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00