iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Новости
Покровский собор "на Рву" выглядит так же, как и во второй половине XVII века
18 июля 2011 г. 17:35
версия для печати версия для печати

Автор идеи девятиглавого Покровского собора- митрополит Макарий

Храм Покрова Божией Матери на Рву, известный как собор святого Василия Блаженного отметил 450-летие. К юбилею в соборе открылась новая музейная экспозиция, посвященная известным московским чудотворцам: Василию, Иоанну и Максиму юродивым. Между тем, в вопросе, сколько архитекторов было у собора, до сих пор существуют разные мнения. На этот и другие вопросы мы попросили ответить заведующую филиалом Исторического музея «Покровский собор» Татьяну Сарачеву.

У Покровского собора было два архитектора – Барма и Постник, именно они упоминаются в летописи лучше в письменных источниках. Сегодня ученые – историки придерживаются этой версии. Версия, что архитектор был один – Иван Яковлевич Барма, по прозвищу Постник, появилась в 50-е годы, но филологи пришли к другому мнению. По последним научным данным, сама идея многопридельного храма принадлежала митрополиту Макарию, задумавшему воссоздать в центре Москвы образ святого града Иерусалима, города в городе, что отвечало идее Третьего Рима. Распространенное мнение, что к основной Троицкой церкви последовательно пристраивались придел за приделом после каждой победы Ивана Грозного в Казанском походе – маловероятно. Во-первых, достоверно известно, что сначала на этом месте стоял деревянный храм, который просуществовал менее года. Его разобрали и возвели новый каменный, девятиглавый. Считается, что деревянный храм имел только семь приделов, а не восемь вокруг девятой центральной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, как каменный. Во-вторых, пристраивать приделы к центральному храму невозможно по архитектурным соображениям. Подклет первого яруса своим мощным основанием держит 9 церквей верхнего яруса. Восемь из них расположены симметрично вокруг центральной церкви. Такую композицию можно рассчитать только всю целиком. Однако сегодня собор выглядит так, как это было во второй половине XVII века. В это время к нему для защиты от климатических воздействий пристроили с юга и запада два крыльца, и сделали своды над внешней галереей. Храм потерял свою воздушность и легкость, но стал защищен.

Что касается святынь, представленных на выставке (иконы, хоругви, вериги), то возникли проблемы с реставрацией металлических хоругвей: никак не удавалось укрепить на латунных накладках живописный слой и восстановить лики святых. И только благодаря тому, что у нас очень опытный коллегиальный реставрационный совет, мы решили эту задачу.

Покров на раку святого Василия Блаженного (XVI век) дошел до нашего времени по двум обстоятельствам. С одной стороны, он изготовлен из атласа и шелка, и прошит золотными нитями. Драгоценный металл всегда - своеобразная защита для тканей. А с другой, в Покровском соборе очень быстро после 1917 г. организовали музей. Его первые руководители и сотрудники были опытными искусствоведами и исследователями. Они понимали значение покрова и других святынь не только с точки зрения религиозной, но и как бесценных предметов церковно-прикладного искусства.

К 14 октября (престольному празднику) выставка в Покровском соборе пополнится экспозицией, посвященной Казанскому походу Ивана Грозного, обязательно будут выставлены предметы, найденные во время археологических раскопок на территории собора и уникальные иконы. Особенно интересен раздел, посвященный истории реставрации собора на протяжении XX столетия. 

18 июля 2011 г. 17:35
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Методология богословских исследований сквозь призму модернистского кризиса в Римско-Католической Церкви
На рубеже XIX–ХХ веков Католическая Церковь столкнулась с новым для себя вызовом, получившим впоследствии именование «модернизм» и приведшим к возникновению так называемого модернистского кризиса. Согласно распространенной сегодня точке зрения, модернистский кризис продолжался в Католической Церкви вплоть до созыва в 1962 году Второго Ватиканского собора и был этим собором преодолен. Проанализировав постсоборные процессы внутри католицизма, кандидат богословия, доцент Московской духовной академии иерей Антоний Борисов дал разъяснения «Журналу Московской Патриархии», почему можно с уверенностью сказать, что некоторые аспекты модернистского кризиса присутствуют в Католической Церкви и на современном этапе, и какую пищу для размышлений это дает православному человеку. PDF-версия.
23 ноября 2022 г. 17:00