iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Точка отсчета
В истории монашества Афона, и прежде всего русского Пантелеимонова монастыря, есть важная, точная и непреложная дата — «февраль 14-го индикта» как хронологически первое документально верифицированное упоминание «обители Рос(а)», игумен которой Герасим собственноручно подписал документ с указанием своего развернутого титула. Грамота из архива Святогорской лавры Святого Афанасия (Акт. Лавр. I.19: P. 155.37–38) сохранилась в подлиннике и издана в 1970 году Полем Лемерлем с коллегами в парижской серии «Архивы Афона» по этому оригиналу с приложением альбома фотографий. Подлинный документ представляет собой гарантийное подтверждение (Ἀσφάλεια) игумена обители Святого Илии Николая, который, судя по тексту, намерен обосноваться в монастыре Предтечи τοῦ Ἀτζιιωάννη, где игуменом являлся Симеон, чтобы исполнять свои обязанности (игумена) по управлению (обителью) — временно, на один год. Акт подписан свидетелями — игуменами афонских монастырей, среди которых и «пресвитер и игумен обители Рос(а)» Герасим.
15 мая 2017 г. 12:59
Десять веков Русского Афона
От расположившейся в центре Македонии материковой части Халкидик в Эгейское море Творец бросил три полуострова-«пальца». Западная Кассандра — скопление молодежных курортов, пристанище любящих вольный морской ветер серферов. Центральная Ситония, еще несколько десятков лет назад сплошь покрытая рыбацкими деревушками, теперь превратилась в облюбованное немецкими, сербскими и русскими отпускниками место для спокойного семейного отдыха. Восточный Афон, отделенный от Ситонии заливом Святой горы, — удел Пресвятой Богородицы, единственное в мире монашеское государство и один из центров мирового Православия. Перед празднованием тысячелетнего присутствия русских на этой земле корреспондент «Журнала Московской Патриархии» совершил краткое паломничество в Пантелеимонов монастырь, которое, впрочем, едва не затянулось.
12 мая 2017 г. 17:59
Новости
Фото Алексея Реутского
23 сентября 2015 г. 22:37
версия для печати версия для печати

В Москве проходит Международная богословская конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности»

В Покровском монастыре открылась Международная богословская научно-практическая  конференция «Монашество Святой Руси: от истоков к современности». Мероприятие приурочено к празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. В своих докладах ее участники освящают темы исторической традиции древнерусского иночества, способы организации современной монашеской общины, совмещение настоятелем монастыря духовничества с административной функцией, условия принятия нового брата или сестру в монашескую семью и др.

Форматом мероприятия предусмотрено, что после каждого доклада отводится время на вопросы и ответы, в которых участники конференции могут уточнить интересующие их детали. Так наиболее оживленное обсуждение вызвал вопрос совмещения игуменом духовного окормления братии и выполнения своих административных обязанностей. Проблема в том, что в силу своей должности на игумена ложится столько забот по обеспечению жизнедеятельности монастыря, что если у него нет помощника, про окормление братии можно забыть. Однако это недопустимо. В докладе архимандрита Елисея, священноигумена афонского монастыря Симонопетра, представленном насельником обители архимандритом Серапионом прозвучала мысль, что эта проблема на Афоне решается распределением административных обязанностей между собором  старцев (герондией), которые берут на себя главные обязанности управления (наместника, казначея, заведующего канцелярией и др.). Таким образом игумен освобождается от значительного бремени повседневных обязанностей. По мнению отца Серапиона в российском варианте это можно решить «приглашением помощников из вне. Или найти такого человека среди братии. Выход всегда есть, если есть желание». 
В свою очередь митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий отметил, что за 25 лет в возрождающемся российском монашестве появились игумены и игуменьи, кто мог бы поделиться опытом в решении этой проблемы. «Мы не в пустыне живем, есть у кого поучиться. Или обратитесь к опыту Греческой, Румынской, Сербской, Болгарской Поместных Церквей. Просите и обрящете, стучите и откроют вам Лк (гл. 11, ст. 9). не сидите сложа руки».
 
Еще один актуальный вопрос, через какое время жизни в монастыре можно принимать в число братии трудников, в том числе из инославных (например, в недавнем прошлом - мусульман). По мнению  архиепископа Берлинского, Германского и Великобританского Марка нужно четко понимать, что новоначальные не присоединяются к Церкви, а принимают Таинство Крещения. Не важно, был человек мусульманином, католиком или протестантом. «Этих людей нельзя сразу принимать в монастырь, какое-то время они должны стать прихожанами одного из храмов, - сказал архиепископ. - Не редко человек после крещения горит любовью ко Христу, но этот огонь очень быстро и часто угасает, человек становится другим. Поэтому надо все время наблюдать за ним и поддерживать его. И только через какое-то время его можно принять в монастырь, да и то с опаской, не оставляя духовную поддержку. Человек не делается православным  автоматически, он должен врастать в Церковь и это длительный процесс».  Между тем митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий убежден, что до принятия даже в послушники, человек должен пожить в монастыре в статусе трудника до десяти лет, чтобы ни ему ни настоятелю монастыря не пришлось потом раскаиваться в поспешно принятом решении.
Участники конференции говорили также о том, что хорошей практикой могли бы стать поездки монашествующих в другие монастыри, не только России, но и за рубеж, чтобы ознакомиться там с опытом духовной жизни. В частности такая практика наблюдается в Белоруском экзархате, где насельники монастырей посещают Афонские монастыри и впитывают живую традицию монашеской жизни. 
Обсуждая вопрос перевода монашествующих в другие монастыри, митрополит Нижегородский и Арзамазский Георгий отметил, что нельзя без согласия монашествующего переводить его в другой монастырь и необходимо учитывать его физические и духовные силы. С ним согласился и архиепископ Сергиево-Посадский Феогност: «Одно дело, когда послушник дал обет послушания,  и другое ответственность игумена и правящего архиерея. Непродуманные действия вместо смирения могут привести к озлоблению. Много случаев, когда монахов начинают посылать по таким командировкам и ни к чему хорошему это не приводит». Ведь Святейший Патриарх ждет от священноначалия таких результатов, когда итогом руководящих действий будет воспитание смирения и любви, а не отторжение от монашеской жизни.
В первый день на конференции также выступили епископ Боярский Феодосий (Киевская духовная академия), епископ Лидский и Сморгонский Порфирий (Белорусский экзархат), епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин и другие.
В конференции принимают участие представители из 80 епархий, из них 8 архиереев, 50 архимандритов и игуменов, 67 игумений из России, Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, Греции и Германии, всего 180 человек. 
Завтра конференция продолжит свою работу. Одним из ее мероприятий, в частности, станут два Круглых стола : «Отеческое отношение к братии и управление монастырем» (для игуменов) и «Материнское отношение к сестрам и управление монастырем» (для игумений).

 

23 сентября 2015 г. 22:37
Ключевые слова: монашество, монастырь
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи