выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости
Фото Алексея Реутского
13 июня 2017 г. 09:45
версия для печати версия для печати

В Москве обсудили вопросы взаимодействия государства и религиозных организаций в Крыму

В Москве, в Институте Европы РАН состоялась международная конференция «Россия и религиозное многообразие Крыма после 2014 года». Ее участники — политологи, социологи, религиоведы, историки и духовенство обсудили вопросы в сфере государственно-церковных отношений, межхристианского и межрелигиозного диалога в Крыму.

Палитра религиозных организаций Крыма, как показали последние социологические исследования, представленные ведущим научным сотрудником и руководителем Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романом Лункиным не сильно изменилась по сравнению с 2014 годом. В ней по прежнему присутствуют три основные религии — христианство, ислам и иудаизм (см.справку). Каждая из них включает в себя несколько конфессий. Например, христианство представляют православные, старообрядцы католики, Армянская Апостольская Церковь, Немецкая Евангелическая Церковь и др. Кроме того есть общины мормонов, пятидесятников, баптистов, кришнаитов и иеговистов. Национальный состав тоже пестрый- русские и украинцы, болгары и румыны, молдаване и греки , крымские татары и татары, евреи, караимы и поляки .

С учетом этих факторов, в 1992 году в Крыму был создан Межконфессиональный совет «Мир-дар Божий», в который вошли представители 9-ти исторических и традиционных для Крыма церквей и религий. Именно эта организация и ее лидеры помогли в стабилизации внутриполитической ситуации после провокаций, которые начались с возвращением Крыма в состав России. Самая известная из них- подрыв опор линий электропередач, лишивший крымчан электроэнергии. На месте преступления провокаторами был вывешен крымско-татарский флаг. «В эти дни митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и руководитель Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя Эмирали Аблаев сумели сплотить вокруг себя общество. Они использовали весь свой авторитет, чтобы провокаторам не удалось дестабилизировать обстановку на полуострове. Люди находили духовную и психологическую поддержку в Церкви и в мечетях. Цель провокаций была понятна- спроецировать это преступление на всех крымских татар», - отметил депутат Госдумы РФ Руслан Бальбек. По мнению участников мероприятия, провокации стали возможны благодаря активности таких националистических организаций как меджлис, «Хизб-ут-Тахрир», «Аль-ихван аль-муслимун» («Братья-мусульмане») и др., которые сумели проникнуть в мусульманскую среду Крыма в период украинского правления.

«Участвуя в межконфессиональном диалоге в различных формах (конференции¸ круглые столы, различные гуманитарные акции) со стороны Крымской и Симферопольской епархии мы стараемся учитывать в своей работе поликонфессиональность и полиэтничность крымского социума, особенно при формировании основ толерантности и веротерпимости у представителей разных конфессий», - отметил в своем докладе секретарь Межконфессионального совета Крыма «Мир-дар Божий» протоиерей Александр Якушечкин.

В сотрудничестве с государством Межконфессиональному Совету удалось решить ряд насущных проблем. «Например, по нашей инициативе в декабре минувшего года Государственный Совет Республики Крым внес изменения в местный закон «О некоммерческих организациях» в части снятия запрета на признание религиозных организаций социально-ориентированными»,- рассказал священник. По просьбе Межконфессионального Совета к главе Республики Крым Сергею Аксёнову религиозным организациям были также предоставлены льготные тарифы на коммунальные услуги. И сегодня некоторые коммунальные платежи для религиозных организаций такие же, как и для населения. Точно также был решен вопрос с предоставлением земельных участков под строительство кафедрального собора Александра Невского и Соборной мечети в Симферополе.

«Нашими общими усилиями мы добились возвращения верующим различных конфессий более 90% бывших культовых зданий, что позволило возродить множество религиозных святынь, известных далеко за пределами Крыма. Например, это самый древний православный храм в Восточной Европе – Иоанна Предтечи в г. Керчи (там крестили будущего святителя Луку Войно-Ясенецкого)»,- подчеркнул отец Александр. Среди возвращенных святынь монастырский комплекс Армянской Апостольской Церкви – Сурб- Хач вблизи г. Старый Крым, который 8 лет назад отметил своё 650-летие, комплекс караимских кенас в Евпатории, имеющих более чем двухвековую историю своей деятельности, мусульманское Духовное училище «Зынджырлы-медресе» образованное 5 веков назад и др. святыни.

Священник также рассказал о социальной работе, которая проводится в Крымской митрополии. Это благотворительная Рождественнская акция «Ангел- детям детского дома», когда в Рождество каждый покупатель супермаркета может купить подарок ребенку, чья фотография размещена на Новогодней елке в торговом зале. Это «Белый цветок» (когда по всему Крыму собирают средства на благотворительность), акция «Вера и дело» (помощь малоимущим семьям, не только финансовая, но и в приобретении мебели, бытовой техники, помощь по хозяйству, занятия учителей с отстающими детьми) и др.

На конференции также выступили заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Крым и Севастополя Айдер Исмаилов («Ислам в Крыму: особенности современного развития» и ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин ( «Ислам и национальное движение»).

Справка. В Крыму зарегистрировано 340 организаций православных приходов, 12 католичестких и 145 протестантских. Есть также представители евангельских христиан -баптистов. Мусульманских организаций зарегистрировано 166, иудейских - 10, караимов — 7.

 

 

 

 

13 июня 2017 г. 09:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00