iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Новости
Фото Алексея Реутского
13 июня 2017 г. 09:45
версия для печати версия для печати

В Москве обсудили вопросы взаимодействия государства и религиозных организаций в Крыму

В Москве, в Институте Европы РАН состоялась международная конференция «Россия и религиозное многообразие Крыма после 2014 года». Ее участники — политологи, социологи, религиоведы, историки и духовенство обсудили вопросы в сфере государственно-церковных отношений, межхристианского и межрелигиозного диалога в Крыму.

Палитра религиозных организаций Крыма, как показали последние социологические исследования, представленные ведущим научным сотрудником и руководителем Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Романом Лункиным не сильно изменилась по сравнению с 2014 годом. В ней по прежнему присутствуют три основные религии — христианство, ислам и иудаизм (см.справку). Каждая из них включает в себя несколько конфессий. Например, христианство представляют православные, старообрядцы католики, Армянская Апостольская Церковь, Немецкая Евангелическая Церковь и др. Кроме того есть общины мормонов, пятидесятников, баптистов, кришнаитов и иеговистов. Национальный состав тоже пестрый- русские и украинцы, болгары и румыны, молдаване и греки , крымские татары и татары, евреи, караимы и поляки .

С учетом этих факторов, в 1992 году в Крыму был создан Межконфессиональный совет «Мир-дар Божий», в который вошли представители 9-ти исторических и традиционных для Крыма церквей и религий. Именно эта организация и ее лидеры помогли в стабилизации внутриполитической ситуации после провокаций, которые начались с возвращением Крыма в состав России. Самая известная из них- подрыв опор линий электропередач, лишивший крымчан электроэнергии. На месте преступления провокаторами был вывешен крымско-татарский флаг. «В эти дни митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и руководитель Духовного управления мусульман Крыма и Севастополя Эмирали Аблаев сумели сплотить вокруг себя общество. Они использовали весь свой авторитет, чтобы провокаторам не удалось дестабилизировать обстановку на полуострове. Люди находили духовную и психологическую поддержку в Церкви и в мечетях. Цель провокаций была понятна- спроецировать это преступление на всех крымских татар», - отметил депутат Госдумы РФ Руслан Бальбек. По мнению участников мероприятия, провокации стали возможны благодаря активности таких националистических организаций как меджлис, «Хизб-ут-Тахрир», «Аль-ихван аль-муслимун» («Братья-мусульмане») и др., которые сумели проникнуть в мусульманскую среду Крыма в период украинского правления.

«Участвуя в межконфессиональном диалоге в различных формах (конференции¸ круглые столы, различные гуманитарные акции) со стороны Крымской и Симферопольской епархии мы стараемся учитывать в своей работе поликонфессиональность и полиэтничность крымского социума, особенно при формировании основ толерантности и веротерпимости у представителей разных конфессий», - отметил в своем докладе секретарь Межконфессионального совета Крыма «Мир-дар Божий» протоиерей Александр Якушечкин.

В сотрудничестве с государством Межконфессиональному Совету удалось решить ряд насущных проблем. «Например, по нашей инициативе в декабре минувшего года Государственный Совет Республики Крым внес изменения в местный закон «О некоммерческих организациях» в части снятия запрета на признание религиозных организаций социально-ориентированными»,- рассказал священник. По просьбе Межконфессионального Совета к главе Республики Крым Сергею Аксёнову религиозным организациям были также предоставлены льготные тарифы на коммунальные услуги. И сегодня некоторые коммунальные платежи для религиозных организаций такие же, как и для населения. Точно также был решен вопрос с предоставлением земельных участков под строительство кафедрального собора Александра Невского и Соборной мечети в Симферополе.

«Нашими общими усилиями мы добились возвращения верующим различных конфессий более 90% бывших культовых зданий, что позволило возродить множество религиозных святынь, известных далеко за пределами Крыма. Например, это самый древний православный храм в Восточной Европе – Иоанна Предтечи в г. Керчи (там крестили будущего святителя Луку Войно-Ясенецкого)»,- подчеркнул отец Александр. Среди возвращенных святынь монастырский комплекс Армянской Апостольской Церкви – Сурб- Хач вблизи г. Старый Крым, который 8 лет назад отметил своё 650-летие, комплекс караимских кенас в Евпатории, имеющих более чем двухвековую историю своей деятельности, мусульманское Духовное училище «Зынджырлы-медресе» образованное 5 веков назад и др. святыни.

Священник также рассказал о социальной работе, которая проводится в Крымской митрополии. Это благотворительная Рождественнская акция «Ангел- детям детского дома», когда в Рождество каждый покупатель супермаркета может купить подарок ребенку, чья фотография размещена на Новогодней елке в торговом зале. Это «Белый цветок» (когда по всему Крыму собирают средства на благотворительность), акция «Вера и дело» (помощь малоимущим семьям, не только финансовая, но и в приобретении мебели, бытовой техники, помощь по хозяйству, занятия учителей с отстающими детьми) и др.

На конференции также выступили заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Крым и Севастополя Айдер Исмаилов («Ислам в Крыму: особенности современного развития» и ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин ( «Ислам и национальное движение»).

Справка. В Крыму зарегистрировано 340 организаций православных приходов, 12 католичестких и 145 протестантских. Есть также представители евангельских христиан -баптистов. Мусульманских организаций зарегистрировано 166, иудейских - 10, караимов — 7.

 

 

 

 

13 июня 2017 г. 09:45
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Одним миром
Иван-чай пахнет недлинным русским летом, низким небом, луговым разноцветьем на дороге от Ростова Великого к Угличу. В терпком его вкусе — десятки поколений живших и кормившихся от родной земли хлебопашцев, сотни исхоженных нищими босоногими странниками верст и напутственная спозаранку материнская молитва. Есть в нем и добросовестный труд безымянных паломников — неутомимых крестоходцев, кропотливо собирающих соцветия кипрея ежегодно в конце июля. И еще этот маленький пакетик плотной бумаги несет имя великого святого подвижника Церкви Русской. К преподобному Иринарху Затворнику корреспондент «Журнала Московской Патриархии» отправился в юбилейный год: угодник Божий окончил земной путь ровно четыре века назад — 13/26 н.ст. января 1616 года. Вернулся же из Ростовского Борисо-Глебского, что на Устье, монастыря я со знаменитым местным иван-чаем... Но не только с ним.
24 июля 2017 г. 16:00