выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Новости
фото: patriarchia.ru
19 июня 2013 г. 17:15
версия для печати версия для печати

Объявлены лауреаты Макариевской премии 2013 года

На заседании Комитета по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), состоявшемся сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре, был оглашен список лауреатов Макариевской премии 2013 года . Открывая мероприятие, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что премия была учреждена митрополитом Московским Макарием в 1867 году и являлась наградой для всех талантливых ученых, как гуманитариев, так естественников. В 1917 году традиция прервалась.

«В 1995 году по инициативе Церкви, Правительства Москвы и Академии наук Макариевская премия была возрождена, и было принято решение, что в первую очередь эта премия будет присуждаться тем, кто проявляет себя наилучшим образом в сфере исторических исследований — как в области отечественной истории, истории Церкви, москвоведения (в чем было особенно заинтересовано Правительство Москвы), так и в области истории славянских государств, Православных Церквей в славянских странах»,- отметил Святейший Патриарх. Он так же уточнил, что одной из задач премии является «поддержка молодых ученых в тех сферах деятельности, в которых они реализуют свои способности и таланты».

В мероприятии участвовали: председатель Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, архиепископ Истринский Арсений, и.о. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх, декан исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Экспертного совета Макариевского фонда академик РАН С.П. Карпов, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец и другие.

                                                    Список лауреатов Макариевской премии 2013 года

По номинации «История Православной Церкви»

Первая премия — А.С. Преображенский, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, за труд «Ктиторские портреты средневековой Руси XI — начало XVI века»;

Вторая премия — А.Ю. Бендин, кандидат исторических наук, доцент Института теологии Белорусского государственного университета, г. Минск, за труд «Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи (1863-1914 гг.)»;

Третья премия — Т.И. Афанасьева, доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург, за труд «Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв.: исследование и тексты»;

Третья премия — К.Г. Капков, руководитель церковно-исторического проекта «Летопись», г. Москва, за труд «Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. великомученика и Победоносца Георгия»;

Дополнительная молодежная премия — Е.В. Кустова, кандидат исторических наук, доцент Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров, за труд «История Вятского Успенского Трифонова монастыря»;

По номинации «История России»

Первая премия — П.П. Толочко, доктор исторических наук, профессор, академик НАН Украины, г. Киев, за труд «Ярослав Мудрый»;

Вторая премия — Н.Ф. Демидова, доктор исторических наук, бывший научный сотрудник ЦГАДА, института истории СССР и др., г. Москва, за труд «Служилая бюрократия в России XVII века (1625-1700). Биографический справочник»;

Третья премия — П.С. Стефанович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук, г. Москва, за труд «Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI веках»;

Третья премия — М.Ю. Анисимов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории Российской академии наук, г. Москва, за труд «Российская дипломатия в Европе в середине XVIII века (от Ахенского мира до Семилетней войны)»;

Дополнительная молодежная премия — К.А. Соловьев, доктор исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, за труд «Законодательная и исполнительная власть в России: механизмы взаимодействия (1906-1914)»;

По номинации «История Москвы и историческое краеведение»

Первая премия — М.В. Николаева, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, г. Москва, за труд «Словарь иконописцев и живописцев Оружейной палаты. 1630-1690-е годы: дворовладения. События повседневной жизни, работа по частным заказам»;

Вторая премия — А.Ф. Грушина, заслуженный работник культуры РФ, главный редактор «Московского журнала», г. Москва, за труд «“Друг друга тяготы носите…” Жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечева»;

Третья премия — Е.Л. Ломако, кандидат исторических наук, заведующий отделом Коломенского краеведческого музея, г. Коломна, за труд «Русский провинциальный город Екатерининской эпохи. Коломна второй половины XVIII века»;

Третья премия — С.Ю. Шокарев, кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва, за труд «Повседневная жизнь средневековой Москвы»;

По номинации «История православных стран и народов»

Первая премия — И.К. Фоменко, кандидат исторических наук, научный сотрудник I категории Государственного исторического музея, г. Москва, за труд «Царьград на старинных картах XVI — начала XX вв. (Из собрания ГИМ)»;

Вторая премия — М.И. Якушев, первый вице-президент Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, г. Москва, за труд «Христианские субъекты Османской империи — Антиохийский и Иерусалимский патриархаты — в политике Российской империи (30-е гг. XIX — начало XX в.)»;

Третья премия — М.В. Грацианский, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, г. Москва, за труд «Император Юстиниан Великий и монофиситы»;





19 июня 2013 г. 17:15
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00